Мощь работников поневоле | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мощь
работников поневоле

Автор: Гардинер Морс

читайте также

Мудрые руководители не стремятся все знать

Джеффри Стибел

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Почему современный бизнес вреден для душевного здоровья

Роджер Мартин

Как на самом деле думают стратеги: сила и слабость аналогий

Гаветти Джованни,  Ривкин Ян

Все чаще потребители бесплатно выполняют какую-то часть работы: самостоятельно заливая бензин в бак автомобиля, пользуясь кассами самообслуживания, заполняя онлайн-анкеты. В большинстве случаев обоюдная выгода очевидна, и люди молча соглашаются на обмен: «я сам залью бензин, а вы сбавите цену». Но некоторые

компании умеют задействовать умственную и физическую энергию клиентов так, что те этого даже не замечают. Сторонники таких методов говорят, что они используют энергию, которая иначе тратилась бы впустую, противники — что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Энергетическая походка

Говорят, Томас Эдисон проводил ничего не подозревающих посетителей через

турникет, который накачивал воду в бак, стоявший на крыше его дома (предание,

впрочем, утверждает, что он признавался в этом). Такой же принцип, но в большем

масштабе используется в тысячах проектов, смысл которых — получить энергию за счет движения людей и направить на службу тому, кто ее аккумулирует. Эту концепцию аспиранты Массачусетского технологического института Тадеуш Ющик и Джеймс Грэм метко назвали «возделыванием толпы». В основе многих подобных проектов — пьезоэлектрический эффект, то есть способность некоторых материалов производить электричество при сжатии или иной деформации. Восточно-японская железнодорожная

компания первой встроила пьезогенераторы в полы: они собирают небольшие разряды электричества, которые образуются при каждом шаге проходящих через турникеты

тысяч пассажиров на вокзале в Токио. Руководство компании раcсчитывает вырабатывать таким образом столько электричества, чтобы работали турникеты и информационные табло. Однако для этого нужно существенно повысить КПД и размеры системы: во время первых испытаний энергии, произведенной толпой пассажиров,

хватило только на то, чтобы на пару минут зажечь стоваттную лампочку.

Расшифровка даром

Если вам доводилось заказывать билеты в интернете, создавать электронный почтовый ящик или открывать страничку на Facebook*, вы видели подобные наборы букв и цифр, именуемые CAPTCHA. Это аббревиатура от английского названия, которое переводится так: «Полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга на различение компьютера и человека». Заставляя вас расшифровывать искаженные слова, которые компьютер прочитать не в состоянии, этот тест подтверждает, что вы действительно человек, и тем самым избавляет сайт от программ-роботов. Но далеко не все знают, что эту нашу способность можно применить в научных целях. Программа, разработанная под руководством Луиса фон Ана сотрудниками Университета Карнеги-Меллона, позволяет предоставлять в качестве CAPTCHA слова, которые не поддаются автоматическому распознаванию при сканировании старых книг. Правильно расшифровывая слово, не подвластное компьютеру, вы помогаете оцифровке этих произведений. Сегодня с помощью CAPTCHA ежегодно бесплатно оцифровывается столько слов, что из них можно было бы составить 150 тысяч книг. Чтобы выполнить эту работу традиционным способом, 37,5 тыс. человек пришлось бы трудиться полный рабочий день.

Электрический паркинг

В июне этого года в супермаркете Sainsbury’s в Глостере (Англия) появилась

первая в Европе энергогенерирующая парковка. Машины, проезжающие по пьезоэлектрическим «кинетическим дорожным панелям» компании Highway Energy

Systems, предположительно будут производить столько электричества, сколько

нужно для работы магазинных касс. Эта и подобные системы могут вырабатывать

какое-то — незначительное — количество электроэнергии, пользуясь каждым

движением автомобиля.

Дверная энергия

Толкая вращающиеся двери на железнодорожной станции Дриберген-Цейст (Нидерланды), пассажиры передают часть своих усилий на генераторы, которые вырабатывают электричество, используемое для освещения потолочных ламп. Здесь пассажиров предупреждают о двойной функции дверей. Но даже сам производитель, компания Boon Edam, считает, что польза устройства — скорее повышение экологической сознательности, нежели производство значимого количества электроэнергии. Другие же, например нью-йоркское конструкторское бюро Fluxxlab,

развивая подобные концепции, всерьез собираются «пустить в дело» тратящуюся

попусту человеческую энергию.

Вопросы без оценок

Зачастую школьники, которые проходят стандартные тесты, например SAT (единый

экзамен для выпускников американских школ), не подозревают, что от ответов

на некоторые из поставленных перед ними задач никак не зависит их будущая

оценка. Правда, невозможно узнать, какие вопросы учитываются, а какие — нет,

поэтому экзаменующимся советуют стараться ответить на все.

Из 225 минут, выделяемых на SAT, 25 учащиеся тратят на «пустышки» — тем

самым они помогают разработчикам новых тестов обкатывать задания и обеспечивать

одинаковый уровень сложности разных вариантов. Получается, что более

10% времени школьников уходит на обязательную, но никак не вознаграждаемую

работу.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена