Вы еще не выработали свою наностратегию? | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вы еще не выработали
свою наностратегию?

Автор: Гардинер Морс

Вы еще не выработали свою наностратегию?

читайте также

Еще немного о том, как помогать людям и не прослыть тряпкой

Адам Грант,  Реб Ребеле

Зачем бизнесу цифровизация: опыт НЛМК

Григорий Федоришин

Ваш босс — психопат?

Манфред Кетс де Врис

Опыт P&G: как сочетать разные культуры в одной компании

Мэттью Берд

По поводу, нанотехнологий сейчас поднялся невообразимый шум, но среди разговоров об угрозе, таящейся в наноколлоидах, и о микророботах, лечащих рак, затерялась одна важная тема: нанотехнологии со временем разрушат или полностью преобразуют целые отрасли экономики и создадут новые. Михаил Роко, идеолог Национальной программы нанотехнологий США, полагает, что к 2015 году объем мирового рынка нанотехнологических продуктов составит 1 трлн долларов, а число занятых в соответствующих отраслях достигнет 2 млн. Вопрос не в том, коснется ли эта тенденция вашей отрасли, а в том, когда и как это произойдет.

Нанотехнологии - не единая область, а многогранная концепция, которая затрагивает технику, физику, химию, биологию и материаловедение. Идея состоит в том, что, манипулируя веществом на молекулярном уровне, можно получить новые материалы с совершенно необычными свойствами: нити, весящие в несколько раз меньше стальных, но в десятки раз превосходящие их по эластичности и прочности; химические анализаторы, позволяющие обнаружить присутствие всего одной молекулы реактива; лечебные средства, действующие с прицельной точностью; микросхемы памяти, тысячекратно превосходящие нынешние модели по плотности размещения элементов.

Натан Мирволд, бывший директор Microsoft по технологиям, а ныне управляющий директор фирмы Intellectual Ventures, предупреждает компании о необходимости самым серьезным образом учитывать близящуюся перспективу фантастического нанобудущего. “Нанотехнологии могут стать основой следующей промышленной революции, – говорит Мирволд. – Но не стоит думать, что революционные нанотехнологические приложения появятся неизвестно откуда. Первая промышленная революция тоже не подкрадывалась исподволь. Чтобы уловить пока еще слабые сигналы, необходимо почаще прикладывать ухо к земле”.

Любая компания, чей бизнес связан с информационными технологиями, должна уделять большое внимание исследованиям и разработкам в области нанотехнологий, инвестируя туда средства, как это делают, к примеру, корпорации IBM и HP. То же самое относится к производителям различных материалов. Но нанореволюция не минует ни одну отрасль. Даже поставщики услуг станут потребителями нанотехнологи-ческой продукции – суперкомпьютеров размером с монетку, сверхлегких тканей, по прочности превосходящих кевлар, и т. п.

Джордж Дей, директор Программы управления ресурсами в области новых технологий, организованной в Уортонской школе, полагает, что крупным игрокам рынка не обойтись без масштабной стратегии с тщательным планированием возможных сценариев и созданием опытных полигонов для тестирования инновационных нанопродуктов. Другие компании будут прибегать к услугам сторонних специалистов, но при этом создавать собственные подразделения, собирающие информацию о достижениях в данной области. Возможны и еще менее амбициозные варианты – например, простое отслеживание информационных ресурсов или организация конференций с участием исследователей, потребителей и поставщиков нанопродукции.

Если вы еще не сформировали собственную систему взглядов на данную проблему, займитесь этим немедленно. Оглянитесь вокруг – возможно, вас уже поджидают сюрпризы.