Самоорганизуйтесь! | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Самоорганизуйтесь!

Традиционный бизнес использует преимущества самоорганизующихся систем.

Автор: Тиколл Дэвид

Самоорганизуйтесь!

читайте также

Менеджмент 2.0: новая версия для нового века

Гэри Хэмел

Переосмысливая известную формулу

Джонатан Ноулз ,  Конрадо Эдуардо,  Этенсон Ричард

Всем царям царь

Федюкин Игорь

Школа миллиардера: придет ли бизнес в российское образование

Евгения Чернозатонская

Наряду с жестко контролируемыми иерархическими системами производства, в которых всегда есть ответственное лицо, существуют самоорганизующиеся компании, где нет специальных людей или отделов, контролирующих ту или иную операцию. Они стихийны — в лучшем смысле этого слова. Например, на интернет-аукционе eBay или фондовой бирже решение о продаже или покупке того или иного товара, а также его цена и прочие параметры зависят от участников рынка, а не от владельцев компании. Сейчас зарождается новый тип предприятия — жестко контролируемые иерархические системы производства или сбыта с элементами стихийной самоорганизации.

В результате действия самоорганизующихся систем в природе и обществе появились такие вечные целостные «продукты», как экосистемы и язык. А, вероятно, самый ранний пример стихийно организующейся коммерческой системы — это возникшие на заре торговли городские рынки, где продавцы и покупатели договаривались о цене. Но в эру Интернета самоорганизующиеся системы вышли за пределы рынка и теперь создают сложные, конкурентоспособные продукты: компьютерные операционные системы (Linux), научные программы (расшифровка генома человека) и различные мультимедийные развлечения (онлайн-игры).

Широко известен пример сообщества разработчиков операционной системы с открытым кодом Linux. Пока это единственная рыночная сила, способная противостоять Microsoft с ее иерархическим подходом к разработке программного обеспечения. Попытки других иерархических компаний, например IBM (операционная система OS/2) или Sun Microsystems (система Solaris), вытеснить Windows с почти монопольной позиции потерпели фиаско. Создатели Linux изменили правила игры, отказавшись от иерархического принципа разработки операционных систем в пользу самоорганиза-

ции, добились уникального преимущества, а теперь и установили прочное партнерство с IBM. А вспомните, как самоорганизация изменила музыкальную промышленность. В 1998 году благодаря появлению обменных сетей самоорганизующаяся система распространения записей нанесла удар по иерархической (традиционные магазины). И спустя шесть лет эту отрасль продолжает лихорадить.

Было бы безрассудно полностью заменить иерархическую модель бизнеса на самоорганизующуюся. Но способность стихийных систем создавать в высшей степени конкурентоспособные продукты становится очевидной и руководителям некоторых традиционно организованных предприятий. Возьмем самых ярких игроков розничной торговли — интернет-магазин Amazon, музыкальный онлайн-магазин Apple iTunes и интернет-прокат DVD-дисков Netflix. Эти компании во многом напоминают стихийно организованные биржи: они торгуют, подстраиваясь под нужды и вкусы разных сообществ потребителей. Но на самом деле все три компании досконально продумали, как потребители будут взаимодействовать с ними, и в этом отношении превзошли иерархические фирмы. Amazon, Apple iTunes и Netflix — компании со строгой иерархией, которые умело направляют и поощряют самоорганизующийся процесс обмена. Они сами формируют и выявляют скрытые сообщества потребителей с одинаковыми интересами, людей, которые читают одни и те же книги, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы. Amazon, Apple iTunes и Netflix, создав систему стихийного обмена, переманивали покупателей у конкурентов.

«Гибридный» бизнес есть не только в виртуальном мире. И традиционные компании сочетают иерархические и стихийные элементы, предоставляя рядовым сотрудникам свободу действовать по своему усмотрению. Например, продавцы имеют право принимать решения, которые раньше спускались сверху. В наши дни, когда любую информацию можно быстро довести до всех рядовых сотрудников, у иерархических компаний появилось больше возможностей использовать плюсы самоорганизации.

Например, в казино и гостиницах сети Harrah’s исключительное внимание уделяют VIP-клиентам, которые больше всех тратят и дают наибольшую прибыль. Руководство компании не заставляет обслуживающий персонал ходить по пятам за этими клиентами и не выделяет им отдельную обслугу. Но рядовые сотрудники получают подробнейшую, поминутную информацию о том, кто есть кто в игровом зале, где находится VIP-клиент, удачно ли он играет, к кому следует проявлять особое внимание и другие подобные сведения. Вооруженные этими «разведданными» и правом самостоятельно решать, кому предоставлять льготы, сотрудники, ориентируясь на четкие правила и цели, должным образом обслуживают VIP-клиентов. Словно пчелы в улье, каждый из них по-своему, хотя и непредсказуемым образом, способствует производительности всей системы, и это при минимальном вмешательстве менеджеров.

Наконец, вспомним эксперимент, который провели в BP. Компания BP создала внутренний рынок квот на загрязнение окружающей среды, чтобы добиться соблюдения определенных экологических стандартов. Обычно управление загрязнением окружающей среды — это иерархический, жестко контролируемый процесс с предсказуемым результатом: руководство устанавливает цель для всей компании, сообщает каждому подразделению его квоту на загрязнение и ожидает реализации поставленной задачи. Создав самоорганизующуюся биржу и поставив свои подразделения в условия свободного рынка, компания отказалась от предсказуемости в пользу потенциально более высоких результатов. И действительно, благодаря открытому рынку BP перевыполнила собственные планы и смогла гораздо больше сократить объем загрязнений, а также улучшить свою репутацию и сэкономить деньги.

Кажется, что создавать самоорганизующиеся системы рискованно — неизвестно, во что они превратятся. Но сама природа (а теперь и опыт успешных компаний) учит нас, что самоорганизация может быть жизнеспособной и конкурентоспособной.