Новый очаг потребительских инноваций* | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новый очаг
потребительских инноваций*

Автор: Хиппель фон Эрик

читайте также

Кто владеет новой нефтью

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

Влияние финансового кризиса на банки

Универсалам платят больше

Торрес Николь брала Интервью

Строим вуз как бизнес

Сергей Белоусов

читайте также

Недавно один крупный автомобильный концерн представил группе журналистов и автолюбителей свою программу инноваций на ближайшие десять лет. Во время презентации некоторые из присутствующих едва сдерживали эмоции. Наконец кто-то не выдержал: «Нововведения, о которых вы все еще только мечтаете, люди уже давным-давно реализовали. Очнитесь! Выйдите на парковку и посмотрите, чем мы оборудуем свои машины!»

Представители концерна не знали, как реагировать. Они ведь не могли сказать: «Не суйте свой нос, куда не следует, сидите и ждите, пока мы изучим ваши нужды и создадим новые модели!»

Во многих отраслях промышленные инновации уступают место инновациям потребительским: клиенты придумывают, разрабатывают, испытывают и даже выпускают новые продукты. Они не просто рассказывают компаниям о своих желаниях — они изобретают и зачастую сами создают то, что им нужно.

Революционное медицинское оборудование (например, аппарат «сердце-легкие» и автоматический дозатор лекарств) было разработано ведущими практикующими врачами, а вовсе не компаниями-производителями, а новаторские пищевые продукты (энергетические напитки и гели) — спортсменами-любителями. Пользователи все чаще предлагают новые идеи, и некоторые фирмы стараются извлечь из этого выгоду. А что же власти?

Казалось бы, при чем тут власти? Какое отношение они имеют к разработке, скажем энергетического геля? Оказывается, прямое. Правительство всегда тем или иным способом пыталось воздействовать на процесс внедрения инноваций. Руководство большинства стран (как развитых, так и развивающихся) считает инновации важнейшим фактором экономического роста и тратит на их поддержку определенную часть госбюджета.

Обычно это выражается в грантах на научные исследования или налоговых льготах для промышленных разработчиков. Все понимают, что необходимо уделять внимание технологиям. Однако недавнее исследование показало: неудачный запуск 70—80% новых продуктов объясняется не устаревшими технологиями, а плохим пониманием нужд клиентов. И появление потребительских нововведений это только доказывает.

Правительство Дании оперативно отреагировало на изменение рынка инноваций. В 2005 году оно первым в мире официально провозгласило «поддержку пользовательских инноваций» приоритетным направлением своей деятельности.

Подобно другим странам, Дания всегда связывала нововведения с развитием технологий. Но небольшая страна с ограниченными ресурсами — слабый игрок на поле исследовательских инвестиций. Поняв это, государство изменило подход к инновациям — новая стратегия поддерживает множество программ: от исследований нужд клиентов до поиска и отбора потребительских инноваций, которые можно развивать промышленным способом. Датские школы бизнеса будут изучать удачные программы, а затем поделятся сведениями с заинтересованными датскими компаниями.

В рамках этой правительственной программы в 2005 году была открыта Датская лаборатория пользовательских инноваций. Ее сотрудники — в основном преподаватели Копенгагенской и Орхусской школ бизнеса — действуют по методике, впервые примененной в Массачусетском технологическом институте десять лет назад. Революционные продукты и технологии, которые создаются в Лаборатории при участии разработчиков из фирм-новаторов (например, Bang & Olufsen, LEGO и Novo Nordisk), проходят дальнейшие испытания в партнерских компаниях.

Дания — первая страна, которая привела свою политику в области инноваций в соответствие с требованиями времени. Если она добьется успеха в этом начинании, ее примеру последуют и другие государства.