Модернизация по-корейски | Большие Идеи

・ Управление изменениями


Модернизация по-корейски

Андрей Ланьков окончил Восточный факультет Ленинградского государственного университета и защитил диссертацию по истории Кореи. С 1992 года он преподает в университетах Южной Кореи и Австралии. Он автор многих книг о Северной и Южной Корее, написанных на русском, английском и корейском языках. Профессор сеульского университета Кукмин, Андрей Ланьков рассказал старшему редактору HBR — Россия Евгении Чернозатонской о том, как программы модернизации задумывались и осуществлялись в Корее и других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Автор: Евгения Чернозатонская

Модернизация по-корейски

читайте также

Химия команды

Викберг Джонсон Сюзанна,  Кристфорт Ким

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Взгляд инвестора на управление рисками

Карен Файрстоун

«Почему наши дети ничего не хотят?»

Елена Рососская

Все слышали о корейском экономическом чуде. Когда оно произошло и почему?

Действительно, в самой бедной стране Азии, в стране, где не было ни промышленности, ни технических специалистов, за считанные десятилетия экономика из аграрной превратилась в современную, притом экспортно ориентированную. «Чудо» обычно связывают с периодом правления генерала Пак Чжон Хи (1961—1979), хотя стремительный рост продолжался и после его гибели. Если вкратце назвать причины, сделавшие рывок возможным, то у южнокорейского «экономического чуда» есть три слагаемых. Первое — наличие высокодисциплинированной, обучаемой и на первых порах неприхотливой рабочей силы. Второе — продуманная политика, которая учитывала особенности Кореи, в первую очередь — то, что у страны совсем нет природных ресурсов, но зато есть многочисленное и трудолюбивое население. И третье — это американская и, шире, иностранная помощь, которую давали в основном по стратегическим соображениям.

Три фактора, именно в таком порядке по важности. Главное, что люди работали много и добросовестно. Конечно, нельзя забывать, что Южная Корея мастерски воспользовалась геополитическим раскладом того времени. Правительство в Сеуле всегда подчеркивало, что страна находится как бы на передовой холодной войны, и потому США и Япония должны ей помогать. До середины 1960-х Южная Корея была одним из главных получателей американской помощи. Экономический рывок произошел бы и без нее, но страна не прыгнула бы так далеко. Кроме того, благодаря особому геополитическому положению Корея смогла выйти на рынки Японии и США. До недавнего времени эти страны были главными торговыми партнерами Кореи, и лишь недавно на первое место вышел Китай.

Тем, кто побывал в современном Сеуле, трудно представить себе, что 50 лет город был одно- и двухэтажным. Когда и как появился замысел преобразований, сделавших страну неузнаваемой?

Вы правы, первые многоэтажные жилые дома в Сеуле начали строить в конце 1962 года. И были они по сути теми же «хрущевками», причем не лучшего качества.

Однако замысел модернизации возник не 50 лет назад, а гораздо раньше. Последние 150 лет в истории восточноазиатских стран — это сплошные попытки трансформации, попытки догнать Запад. С середины XIX века интеллигенция и значительная часть элит региона стали говорить себе и своему народу: «Смотрите, с Запада пришли могущественные, непонятные люди и делают с нами, что хотят». Самоощущение элит Восточной Азии в середине XIX века было примерно как у землян в «Войне миров» Уэллса. Сначала они осознали собственную военно-политическую беспомощность перед лицом западных броненосцев и пулеметов, а затем, конечно, встал вопрос «что делать?». Заметим, что фундаменталистские призывы вернуться к заветам старины, к древнему благочестию спросом не пользовались. Тех, кто говорил: «Если мы будем тщательно изучать Конфуция, то никакие заморские пулеметы с броненосцами нам не страшны», — конечно, в Восточной Азии тоже хватало, но они очень быстро оказались отброшенными на обочину истории.

Какие же ответы звучали на вопрос «что делать»?

По сути было два ответа. Первый — пытаться закупать технологии, создавать изолированные анклавы современной (в первую очередь военной) промышленности, оставляя общество неизменным. Такую «политику самоусиления» проводил Китай — с 1860-х и до японо-китайской войны 1894—1995 годов. Война продемонстрировала, что нельзя пересадить технологии, ничего не меняя в обществе. Похожие попытки предпринимались и в других странах региона, но тоже без успеха.

Другой ответ — японский: не столько технические новшества, сколько радикальные реформы и экономики, и общества в целом, по решительности не уступающие петровским преобразованиям в России. Подход был таким. Если мы хотим сохраниться как Япония, то нам надо стать другими японцами. Мы должны заимствовать с Запада не только технологии как таковые, но также науку, культуру, образование, методы организации экономической жизни, государственное устройство. Только так мы сможем сохранить нашу государственую независимость и нашу культуру, пусть и в несколько ином виде. Как мы знаем теперь, японский вариант оказался выигрышным, в итоге к нему все страны региона и пришли — только разными и порой очень извилистыми путями.

Какими были эти пути?

Несмотря на все попытки, до 1945 года экономическая модернизация в регионе удалась только Японии. Поэтому можно сказать, что первая волна модернизации захватила только эту страну. Потом Япония ввязалась во Вторую мировую войну, проиграла ее, но к началу 1960-х опять встала на ноги.

А самое интересное в Восточной Азии начинается после войны. Страны региона были тогда страшно бедны — беднее, чем Индия или Индонезия, беднее даже, чем некоторые страны Африки. Вторая волна успешной модернизации охватила Тайвань, Южную Корею, Сингапур и Гонконг. Все эти государства в 1945 году выбрали западную модель экономики, но не классическую, а с большой долей государственного капитализма. В основе своей они были диктатурами, несмотря на все разговоры о демократии, которые им приходилось вести (во многом, чтобы понравиться Вашингтону). Диктатура развития (см. «врезку») на Тайване и в Южной Корее — это период с конца 1950-х до конца 1980-х годов. В Сингапуре похожая система существует и поныне, но там ситуация специфическая: город-государство.

Третья волна модернизации поднимается в Восточной Азии в начале 1980-х. Страны, которые начали успешный рост тогда, — те же диктатуры развития, но внешне упакованные в иную идеологическую оболочку. Это Китай и Вьетнам, то есть страны, которые после Второй мировой войны выбрали советскую социалистическую модель, но со временем убедились, что она недостаточно эффективна. Эти две страны и ныне используют социалистическую фразеологию, хотя на деле строят именно капитализм, причем гораздо более жесткий, чем тот, который строили их предшественники по модернизации — «официально капиталистические» Южная Корея и Тайвань 1970-х. Скажем, экономическое и социальное расслоение в нынешнем Китае несравнимо выше, чем в Южной Корее 40 лет назад. Вся официально-коммунистическая риторика сохраняется исключительно ради политической стабильности. Вырабатывая стратегию своего развития, и Китай, и Вьетнам сознательно копировали Тайвань и Корею, правда, особо этого не афишируя.

То есть план модернизации просто переносили из одной страны в другую и даже из одной идеологии в другую?

Ну, коммунистическая идеология в Китае — не более чем декоративная упаковка. Если там есть какая-либо идеология вообще, то это — государственнический национализм, от всяких марксизмов-ленинизмов очень далекий. Механика же была схожей, ведь везде перед элитами стоял вопрос: как построить все из ничего? Поскольку регион беден природными ресурсами, то единственная экономическая опора реформ — рабочая сила. Неприхотливая, поначалу не очень квалифицированная, но в высшей степени дисциплинированная. Вдобавок население этих стран любит учиться, я бы даже сказал — немного подвинуто на учебе, и потому люди со временем осваивают довольно сложные технологии.

Сначала Япония, потом Тайвань с Южной Кореей, а сейчас Китай с Вьетнамом действовали по одной схеме: ставка на рабочую силу, на превращение страны в огромную фабрику, которая ввозит из-за границы сырье и отправляет на экспорт готовую продукцию. А детали разнились, конечно. В 1960-е годы корейская элита была еще в основном японской выучки. Практически любой влиятельный человек в Корее 1960-х, будь то министр, крупный чиновник, профессор университета, был выпускником японских учебных заведений. Японский язык для них был практически родным, Японию они знали великолепно. Кстати, Корея и Япония весьма схожи по своим историческим и культурным ценностям, сопоставимы по размерам, имеют высокую плотность населения, бедны природными ресурсами. Поэтому решение повторить путь преуспевающего соседа было вполне логичным. Раз у Японии получилось, то почему бы и нам не попробовать? А какие у страны могли быть варианты? Единственный альтернативный путь — насаждаемая тогда в Северной Корее и Китае политика автаркии, пресловутый революционный «дух опоры на собственные силы», попытки делать своими силами все, от иголок до тепловозов. Когда рабочие Пхеньянского элеватора сделали тепловоз, об этом в северокорейских газетах писали как об очередном триумфе «духа опоры на собственные силы», но легко представить себе, каким было качество этого тепловоза.

Почему с теми же геополитическими ресурсами и тем же самым народом ничего не получилось у предшественников Пак Чжон Хи?

Для Кореи 1950-е стали потерянным десятилетием. Тогдашний правитель Ли Сын Ман был больше озабочен сохранением собственной власти и объединением страны, чем модернизацией и экономическим ростом. Там была и гражданская война, так что Ли Сын Мана нельзя обвинять во всем. Ему на смену и пришел Пак Чжон Хи. Его правление было авторитарным и иногда довольно жестким. Он был диктатором, но при этом диктатором-бессеребреником и блестящим организатором (см. врезку «Личность диктатора»).

Как у Пак Чжон Хи складывались отношения с бизнесом?

Схема может показаться знакомой россиянам. По сути, людей назначали олигархами. Поскольку нужно было превратить страну в огромную фабрику, которая отправляла бы продукцию за рубеж, очень многое зависело от развития экспорта. Чтобы способствовать этому, было решено сделать ставку на крупные фирмы и выращивать их вручную. Тогдашнее руководство страны выбрало несколько десятков перспективных людей из числа средних и крупных предпринимателей. Им обещали режим наибольшего благоприятствования при условии, что они будут выполнять правительственные указания, в первую очередь — наращивать объемы экспорта, даже в ущерб прибыли. Так сформировались корейские чэболь — огромные многопрофильные концерны, находящиеся в семейной собственности и ориентированные в основном на внешний рынок. Это были огромные организации — в 1980 году продажи 10 крупнейших чэболь равнялись половине ВНП страны.

На первый взгляд эта схема кажется неэффективной и подверженной коррупции. Однако в Южной Корее особой коррупции не было. Пак Чжон Хи откатов не получал, а в правительстве хоть и случались коррупционные скандалы, но сравнительно скромных масштабов. Чиновники или вовсе не требовали свою долю, или брали, но умеренно, а бизнес, в свою очередь, не заявлял никаких особых политических претензий. Сейчас в стране коррупция есть, но чиновник, взявший деньги, обычно выполняет свои обязательства. Кроме того, на низовом уровне человек с коррупцией почти не сталкивается. Мне иногда приходится иметь дело с людьми, занимающимися в Корее мелким бизнесом. Они говорят в один голос: большие взятки существуют где-то в заоблачной дали, там, где распределяют заказы на супертанкеры и решают вопросы о расположении автомобильных заводов. На своем уровне — скажем, небольшой сети ресторанов, никто никому ничего не платит.

Фигур типа Березовского или Ходорковского в Южной Корее не появлялось. Бизнесмены приняли правила игры, согласно которым страной рулят не они. Помнится, один бывший крупный чиновник на вопрос о том, как относились главы чэболь к Паку ответил: «Они его уважали и боялись — до дрожи в коленях».

Кстати, социальный лифт работал, в основном новая элита вышла из низов старых привилегированных классов. Типичный крупный предприниматель 1960—1970-х, хозяин-основатель чэболь, был сыном среднего предпринимателя колониальных времен и, скорее всего, внуком помещика. Впрочем, были среди южнокорейских магнатов и выходцы из простонародья; например, основатель Hyundai Чон Чжу Ён — сын небогатого крестьянина. Тайвань пошел по другому пути. Здесь сделали ставку на свободный рынок, а не на ручное управление: пусть, мол, у нас будет свободная конкуренция, пусть выживают сильнейшие, они потом вырастут и выйдут на мировой рынок. Сейчас видно, что сработали оба варианта, но южнокорейский — лучше. Условно говоря, Южная Корея сейчас лет на десять опережает Тайвань. Решающую роль, пожалуй, сыграло то, что в силу своих масштабов чэболь с очень ранней стадии, с начала 1970-х, могли развивать масштабное производство — огромные верфи, автомобильные заводы, металлургические комбинаты. У «естественных» тайваньских фирм такого не получалось.

Предприятия выросли не сами по себе, а с помощью государства. В каком виде она предоставлялась?

Были и государственные льготные кредиты, и «добывание» зарубежных контрактов, и техническая помощь. С конца 1960-х южнокорейские фирмы активно занимались строительством, и крупные подряды на строительство, а также кораблестроение часто добывались по правительственным каналам. Если предприятия брали кредиты на внешнем рынке, государство выступало их гарантом. Как у Южной Кореи в целом, так и ее фирм всегда был высокий кредитный рейтинг, и правительство об этом всячески заботилось.

Наконец, государство много вкладывало в инфраструктуру, возводило объекты, которые частному бизнесу было не поднять. Классический пример — великолепная сеть скоростных дорог, которую начали прокладывать в конце 1960-х, когда в Корее практически не было автомобилей, и на которой сейчас держится весь транспорт страны. Только одно шоссе Сеул — Пусан обошлось в четверть годового госбюджета, и строили его на государственные деньги. Оппозиция, кстати, критиковала затею и говорила, что по этим дорогам будут ездить одни воловьи упряжки.

С другой стороны, в стране не было социального обеспечения. Нет его, по сути, и сейчас, если не считать субсидируемой медицины. Все социальные расходы возложили на семью. Это позволяло держать налоги на низком уровне.

А как повышали уровень технических знаний?

Даже в 1950-е годы нищая Корея отличалась высоким для такой бедной страны уровнем образования. Затем началось стремительное развитие образования, особенно высшего. Многие корейцы учились за границей, причем до начала 1980-х годов, когда мало кто мог поехать за свой счет, правительство отбирало лучших студентов и тысячами отправляло их за рубеж на казенные деньги. Сейчас 1,2 млн корейских студентов учится в Корее, а еще около 150 тысяч — за границей. В корейских фирмах довольно много иностранных технических специалистов. Притом, как ни странно, среди них немало русских инженеров — 2—3 тысячи. Кроме наших обильно представлены индийцы и китайцы.

На каком языке они общаются? Знают ли в Корее английский язык?

Русским, которые впервые попадают в Сеул, кажется, что население плохо владеет английским языком. А корейцы, которые приезжают в Россию, в свою очередь считают, что русские плохо его знают. Дело в том, что их и наше знание языков различается. Людей, свободно говорящих на английском, в Корее на удивление мало. Это связано и с традициями преподавания, и с особенностями самого языка: иная структура предложения определяет другой порядок мышления (по той же причине европейцы редко бегло говорят по-корейски).

Однако практически каждый выпускник корейского вуза — а сейчас высшее образование получает около 85% всей молодежи — может по-английски без словаря читать тексты по своей специальности. Такого массового умения читать и понимать прочитанное на английском в России, думаю, нет.

Основным фактором рывка вы назвали наличие дисциплинированной и притом нетребовательной рабочей силы. Долго ли он действовал?

Этот фактор, как и негласные привилегии Южной Кореи, связанные с холодной войной, стал терять свою силу около 1990 года. Корейцы — по-прежнему дисциплинированные и квалифицированные работники, но трудятся они уже отнюдь не за три чашки риса в день. В Сеуле сейчас средняя зарплата составляет $2,5 тысячи в месяц. Поэтому вся легкая промышленность «убежала» из Кореи в Китай и страны Юго-Восточной Азии уже лет 20 назад, а сейчас за ней следует промышленность и тяжелая. Однако к началу 1990-х страна уже продвинулась довольно далеко, потому и сейчас темпы экономического роста высокие.

Какое сейчас отношение в стране к этим десятилетиям большого рывка?

Нельзя сказать, что в стране существует культ Пак Чжон Хи как отца и спасителя нации. Его очень уважают лишь правые, которые составляют примерно 20—25% населения. А вот другие 20—25% его ненавидят за то, что он подавлял свободу, демократию и профсоюзы, не давал рабочему классу защищать свои права и вообще был представителем сил глобализации и капитализма. У оставшейся половины отношение к Паку смешанное.

В Корее стремительно распространяется протестантизм. Имеет ли это какое-то значение для экономики?

Сейчас в Корее около 30% населения — протестанты. Католицизм проник в страну в конце XVIII века, протестантство — в конце XIX. Важно, что христианство пришло именно как часть модернизационного пакета. Это была не религия колонизаторов, а религия современного общества — общества, в котором есть телеграф, железные дороги, биржа, презумпция невиновности. Именно миссионеры создали те учебные заведения, в которых учились первые корейские инженеры, врачи, журналисты.

Протестанты всегда играли важную роль в движении за независимость. После 1945 года к власти в Сеуле пришли правые националисты, а они были в подавляющем большинстве христианами. Результат получился необычный: южнокорейское общество активно религиозное. Здешние протестанты — это почти треть населения страны — в высшей степени воцерковленные. Они соблюдают обряды, постоянно цитируют Библию, не сядут за стол, предварительно не помолившись.

Конфуцианство давно уже не играет особой роли, хотя какие-то конфуцианские обычаи сохраняются в быту, часто — как обряды культа предков. Считается, что они не противоречат христианским законам, так что их исполняют и протестанты. Буддистами называют себя немногим менее 30% населения. Фактически корейский буддист — это теист, то есть человек, который считает, что бог есть, но деталями особо не озабочен. Буддисты в храмы ходят редко, обрядов не соблюдают.

Что из корейского опыта применимо к России?

Увы, я полагаю, что опыт Восточной Азии в России неприменим. В Восточной Азии по ходу модернизации использовались такие механизмы, такие особенности восточных культур, каких в России просто нет. У нас нет дешевой рабочей силы, которая обеспечивала начало экономического рывка и в Корее, и в Китае — такой она была и в России, но этот «пул» израсходовали еще в сталинскую индустриализацию. Нет у нас масс людей, готовых работать за копейки и при этом соблюдать высокую технологическую дисциплину — то есть, если дать человеку гаечный ключ и сказать ему: заверни на 2,5 оборота, он ровно настолько и завернет. У нас нет такой бюрократии, нет такого отношения к государству. Корейская бюрократия не то чтобы была совсем неподкупной, но у большинства чиновников было сознание того, что они служат стране (отчасти конфуцианская традиция, я бы сказал). Все это не означает, что в России модернизация невозможна — она, может, получится даже лучше, чем в восточноазиатских странах (правда, я в этом сомневаюсь), но пойдет она точно по-другому.

Диктатура развития

На Тайване диктатура была однопартийной (и наследственной), в Южной Корее у власти были военные. Однако эти режимы обладали общими чертами. Это, во-первых, авторитаризм в политике. Реальную оппозицию подавляли, хотя некая декоративная демократия сохранялась: в стране проводили выборы и существовала «карманная оппозиция». Во-вторых, жестко пресекали любую демонстрацию народного недовольства, не допускали возникновения независимых профсоюзов (это считалось особенно важным, так как дешевизна рабочей силы была важным конкурентным преимуществом стран региона, особенно на первых порах). В-третьих, государство и на словах, и на деле свою главную задачу видело в экономическом развитии, достижении и удержании высоких темпов экономического роста. В-четвертых, ориентация на внешний рынок требовала трепетного отношения к иностранным инвесторам, которых холили и лелеяли, несмотря на то, что в стране господствовала абсолютно националистическая идеология — в целях, скажем так, мобилизации.

Личность диктатора

Пак Чжон Хи был человеком незаурядным. Сын бедного крестьянина, он стал сначала учителем, потом — японским офицером, дальше — коммунистом-подпольщиком, затем — одним из лучших командиров южнокорейской армии. Эти метания только кажутся хаотичными — на деле они отражали перемены симпатий и надежд образованных корейцев, которые лихорадочно искали подходящую стране стратегию развития. Пак Чжон Хи показал себя жестким и рациональным технократом, на редкость равнодушным к тем соблазнам, которыми богата жизнь диктатора, особенно в Азии (только женщинами очень интересовался, но и то больше — в последние годы, после гибели жены, которую убил северокорейский агент во время неудачного покушения на самого Пака). Ему хотелось — и удавалось — быть в курсе всего, но при этом он не вмешивался в работу подчиненных, обычно доверяя специалистам принятие решений. Кстати, необычная для страны такого типа имущественная однородность — во многом заслуга Пак Чжон Хи, который боролся со сверхпотреблением элиты. Известен случай, когда он устроил выволочку своим олигархам за то, что их жены стали появляться на публике в дорогих украшениях.