Туризм — бомба замедленного действия | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Туризм — бомба
замедленного действия

Авторы: Нунс Пол , Спелман Марк

Туризм — бомба замедленного действия

читайте также

Три правила общения с интровертами и экстравертами в эпоху COVID-19

Эрика Дхаван

Изнанка перекрестных продаж

Кумар В.,  Шах Дениш

Чего миллениалы всего мира хотят от работы и карьеры

Хенрик Бресман

Осознанность, эмпатия… Или чему может научить дизайн

Екатерина Храмкова

Международный туризм перестал быть развлечением для богатых. В ближайшие десятилетия сотни миллионов новых представителей среднего класса будут стремиться не только купить, но и увидеть ­что-то новое.

Сотрудники индийских информационно-справочных служб, российские нефтяники, китайские менеджеры и бразильские продавцы уже бороздят просторы интернета в поисках выгодных туристических предложений. Они хотят смотреть на Париж с Эйфелевой башни, загорать на Мальдивах, делать ставки в Лас-Вегасе. По прогнозам Всемирной организации по туризму ООН, число международных турпоездок удвоится с 800 млн в 2008 году до 1,6 млрд в 2020-м (см. боковой график «Туристический взрыв»). Однако любую достопримечательность, музей или пляж в год может посетить ограниченное число людей. Куда же деваться остальным путешественникам? Вот как на туристический бум и «дефицит достопримечательностей» может отреагировать рынок. ­­

Во-первых, цены на услуги, связанные с туризмом (например, размещение в отелях популярных городов), будут продолжать расти по мере того, как спрос будет опережать предложение. Этими услугами, вероятно, будут торговать на черном рынке так же, как билетами на спортивные или развлекательные мероприятия. Появятся спекулянты, предлагающие номера в отелях, билеты на самолеты и даже в музеи по максимальным ценам. Возможно, что государст­ва ­захотят контролировать поток туристов, вводя большие наценки на посещение наиболее популярных мест или поднимая цены на входные билеты. И такие меры уже принимаются. Например, правительство Эквадора, озабоченное ухудшением экологической ситуации на Галапагосских островах, намерено вдвое увеличить стоимость билетов на архипелаг и сократить количество принимаемых путешественников.

Во-вторых, власти начнут жестко ограничивать число посетителей отдельных объектов — а значит, неизбежно возникнут очереди.

В частности, некоторые организации уже призывают ограничивать потоки туристов в экологически уязвимых зонах вроде инкского города Мачу-Пикчу в Перу. Постепенно само наличие очередей вызовет еще больший всплеск интереса к подобным путешествиям. Многие будут занимать очередь, только чтобы «застолбить» место, — и не важно, поедут они туда или нет. А когда люди готовы платить за место в очереди, то тут как тут оказываются различные предприниматели — чистоплотные и не очень.

Наконец, безумный рост цен и многолетние очереди приведут к возникновению новых (и развитию старых) туристических ­нап­рав­лений как в развитых, так и в развивающихся­ странах. ­Например, Китай создает собственные Гавайи на острове Хайнань и превращает Макао в центр игорного бизнеса. А, по данным BBC, после открытия железнодорожной линии Цинхай-Тибет число туристов, посетивших Тибет, в прошлом году выросло на 64% и превысило 4 млн человек. Между тем, уже ­сейчас многие игроки, готовые делать крупные ставки, устремляются в казино Билокси (штат Миссисипи) и Детройта, предпочитая их шумному и суматошному Лас-Вегасу.

Во многих странах создаются «копии» популярных достопримечательностей. Например, Эйфелева башня теперь есть не только в Париже, но и в Лас-Вегасе и в Диснеевском парке Epcot center в Орландо.

По венецианским каналам можно проплыть в Макао — в отеле Venetian Resort and Casino площадью около квадратного километра, на постройку­ ­которого было потрачено $2,4 млрд. А наскальными рисунками из палеолитической пещеры Ласко (Франция) полюбоваться в музейном комплексе «Ласко-2» в 200 метрах от самой пещеры.

На новое место можно перенести не только архитектурные шедевры и исторические памятники, но и раз­ного рода учреждения. Поэтому если не все путешественники могут попасть к вам, идите к ним сами.

К примеру, музей Гуггенхайма раньше был достопримечательностью Нью-Йорка, а сейчас открыл свои филиалы в Бильбао, Венеции, Берлине и Лас-Вегасе; в его дальнейших ­планах — Азия, Латинская Америка и Ближний Восток. Точно так же дей­ствуют и бизнес-школы. Скажем, школа менеджмента Kellogg при Северо-Западном университете предлагает программы MBA для руководителей в Израиле, Германии, Китае и Канаде.

У многих компаний появится шанс воспользоваться «дефицитом достопримечательностей» — настоящих или воссозданных — и растущей жаждой людей со всего мира увидеть их своими глазами. Но в этом тесном и изменчивом мире им придется побороться за место под солнцем. И тут им предстоит выбрать одну из двух стратегий.

Займите место пока не поздно. Открывать представительство в бурлящем деловом центре вроде Лондона, Нью-Йорка и Токио очень дорого, но часто без этого не обойтись: вам придется держать здесь свой персонал и общаться со здешними клиентами, то есть самим соперничать с туристами в борьбе за ограниченные ресурсы этих городов. Отвоевать себе пространство компании должны уже сегодня. А поскольку в мире появляются новые экономические центры, нужно быстро разворачиваться и в таких растущих мегаполисах, как Пекин, Рио-де-Жанейро, Москва и Абу-Даби, где цены на недвижимость премиум-класса будут подниматься с увеличением спроса.

Если нужно, сдвиньтесь в сторону. Иногда соседство с армией туристов в центрах популярных городов ­окажется чересчур накладным и нецелесообразным. Что толку размещаться в городе, где практически невозможно поймать такси, найти место в отеле или ресторане. Лучше переехать на окраину, где есть необходимая инфраструктура. Или даже принять участие в создании новых деловых зон (вроде района Дефанс в Париже или Рестона в пригороде Вашингтона) при поддержке местных органов власти. Сейчас как раз самое время развивать подобные районы вокруг перегруженных городов.

Пара миллиардов путешественников, которые пополнят ряды туристов, создадут не только массу проблем, но и массу возможностей для предпринимателей. Удастся ли компаниям воспользоваться этими возможностями, зависит от того, какие меры они примут прежде, чем в Нью-Йорк станут пускать по входным билетам.