Не боги горшки обжигают | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Не боги
горшки обжигают

Если хорошо представлять себе скрытую механику кризисов и депрессий, их последствия для экономики будут не столь катастрофичными. К сожалению, мало кто может похвастаться таким пониманием.

Автор: Громковский Владимир

Не боги горшки обжигают

читайте также

Пришел антрополог в бар...

Мадсбьерг Кристиан,  Расмуссен Миккел

Шесть советов для идеального выступления

Кармин Галло

Шесть ошибок при выходе на международные рынки

Натали Келли

Как сообщать неприятные новости

Лесли Джон,  Хайди Лью,  Хейли Бланден

Рецензия на книгу: Пол Кругман. Возвращение Великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского лауреата. Эксмо, 2009.

На протяжении десятилетий в головах экономистов и политиков (за исключением марксистов и иных принципиальных критиков капитализма) все глубже укоренялось убеждение в том, что присущую рыночной экономике цикличность удалось «приручить» — периодические кризисы больше не угрожают превратиться в затяжную болезнь, подобную американской Великой депрессии. Всеобщая уверенность основывалась на позитивном экономическом опыте: для целых поколений «все обошлось». Вначале — благодаря гениальному в своей простоте решению Пола Волкера (председателя Федеральной резервной системы США в 1979—1987), поднявшего, вопреки негодованию рейгановской администрации, ставку учетного процента. Этой мерой он одолел многолетнюю стагфляцию 1970-х и вернул страну к экономическому росту. Позднее — благодаря виртуозной, как считали почти все, финансовой политике Алана Гринспена (председателя ФРС в 1987—2006), который смягчил последствия доткомовского кризиса 2000 года. «Никогда прежде главы центральных банков не пользовались столь мистически непререкаемой репутацией, как Алан Гринспен. В те годы казалось, что базовая структура экономики изменилась настолько, что процветание, скорее всего, будет продолжаться и дальше», — пишет Пол Кругман в своей книге «Возвращение Великой депрессии?» (ее русский перевод недавно выпустило издатель­ство «Эксмо»).

В 2003 году, выступая на общем собрании Американской экономической ассоциации, тогдашний ее президент, нобелевский лауреат 1995 года Роберт Лукас выразил преобладающее настроение: «Ключевая задача предотвращения депрессии решена во всех значимых отношениях». Но были и диссиденты — они почти четверть века предостерегали общественность и правительство, что положение в экономике гораздо сложнее, чем представляется оптимистам. Пол Кругман стал их интеллектуальным публичным лидером. Он тоже получил Нобелевскую премию, только существенно позднее: в 2008 году. Знакомство со взглядами Кругмана занимательно (его книга настоящий макроэкономический и финансовый триллер) и поучительно: ученый, что называется, на пальцах объясняет, как работает современная экономика, каков механизм кризисов и как с ними пытались бороться правительства разных стран последние 80 лет. Кругман пишет, что до депрессии пока, к счастью, дело не дошло, но набор экономических проблем — тот же, что и в 1930-е, и это особенно тревожит, так как в послевоенный период подобное наблюдается впервые. В совокупности эти проблемы действительно могут ввергнуть мировое хозяйство в депрессию, сопоставимую с Великой. Сходство двух кризисных ситуаций принципиально. В основе обеих — недостаточные частные расходы. Платежеспособный спрос слишком невелик, чтобы полностью задействовать производственную мощность экономики. Неспособность породить адекватный спрос — глубинная причина всех рецессий 1990-х, начиная с японской депрессии, растянувшейся на все последние 15 лет, включая мексиканскую (1995), таиландскую, малазийскую, индонезийскую и корейскую (1997), аргентинскую (2002) и, наконец, нынешний финансовый кризис, грозящий перерасти во всеобщую депрессию, как в 1930-е.

Кругман доказывает это так, чтобы было понятно каждому, то есть без формул и чисел, но при этом убедительно и логично. Все можно объяснить на простом примере: сквозной «кейс» книги — кооператив родителей, объединившихся, чтобы было с кем оставлять детей по вечерам. Все отлично продумано: сколько раз оставил своих детей, столько же посидел с чужими. Существовала и своя валюта: ваучеры на свободный вечер, которые, разумеется, надо было зарабатывать и тратить. И тем не менее в какой-то момент в системе произошел сбой, причем не по чьей-то злой воле и не из-за того, что кто-то смошенничал. Просто народ решил накапливать ваучеры и предложение на рынке резко превысило спрос.

События недавней истории разных стран и регионов, действия правительств и центробанков — тоже «кейсы», иллюстрирующие непреложность экономических законов. Мы видим, как абстрактные категории закручиваются в самые неожиданные спекулятивно-инвестиционные интриги и международные экономические заговоры, а затем разворачиваются в девальвации, кризисы, депрессии, падения правительств и т.д.

Скажем, памятный всем россиянам дефолт 1998 года Кругман объясняет не «инфекцией», которую Россия якобы подхватила от азиатского кризиса 1997-го, а мощным ядерным потенциалом нашей страны. «Положение дел в российской экономике второй половины 1990-х было печальным, но у России оставался последний актив: как наследница Советского Союза, она по-прежнему обладала огромным арсеналом ядерного оружия». Хотя угроза продать это оружие или технологии тому, кто заплатит больше, никогда не звучала в явном виде, все понимали, что западные правительст­ва не дадут «упасть» стране, нашпигованной ядерными боеголовками. И действительно, США в те годы подталкивали МВФ к предоставлению займов России «в целях стабилизации». Цель эта достигнута не была, зато азартные иностранные инвесторы, поняв, что Россию «опекают», начали активно вкладывать деньги в ее экономику, хотя и знали, что рубль может быть сильно девальвирован. Они до последнего надеялись, что успеют получить огромную прибыль (ставки по российским государственным казначейским обязательствам доходили до 150% годовых). Однако летом 1998 года финансовая ситуация изменялась быстрее, чем ожидалось. В августе Джордж Сорос публично предположил, что Россия девальвирует рубль. Эти высказывания спровоцировали активность валютных спекулянтов. Затем последовал коллапс банковской системы, быстрое обесценивание рубля и мораторий на выплату государственных долгов.

Среди красочно описываемых Кругманом факторов, нарушивших баланс спроса, самые важные — настроения покупателей, безграмотность экономической политики отдельных правительств, в том числе тех, кто пользуется «фирменными» рецептами МВФ. (По мнению автора, эти рекомендации основаны на «наборе глупых идей, именуемых экономикой предложения»). Последние десятилетия масла в огонь подливали международные хедж-фонды и теневая банковская система. Ну и, разумеется, надутые Гринспеном Безрассудным (именно так его характеризует Кругман) пузыри ипотечного и фондового рынка.

Теневой банковской системой экономисты называют вовсе не криминальный капитал, а ставший весьма обширным сектор мировой экономики, который по своим функциям — сбор свободных денежных средств и передача их в производительное использование предпринимателям — подобен обычным банкам. Именно с теневым банковским сектором связаны многочисленные деривативы, структурированные финансовые продукты и т.п. Эти инвестфонды не застрахованы государством (они не привлекают вклады населения в прямом смысле слова) и никем толком не регулируются. Между тем по объему операций — пишет Кругман — теневая банковская система практически сравнялась с традиционной. И главное, она подвержена тем же паническим «набегам вкладчиков» (держателей обязательств), что стали одним из факторов кризиса банковской системы в 1929-м и последующих годах. Хедж-фонды, зарабатывающие тем, что атакуют валюты разных стран в расчете на прибыль от девальвации, также не способствуют устойчивости мировой экономической системы. И они тоже выпали из системы регулирования. Вдобавок многие из них ­зарегистрированы в офшорах и не подпадают под юрисдикцию заинтересованных правительств. Поэтому Кругман придает большое значение международным усилиям, в частности, финансовым договоренностям стран двадцатки.

Основной причиной, по которой названные обстоятельства стали возможными или приобрели злокачественный характер, Кругман считает общую беспечность экономистов, политиков, чиновников и образованной публики в целом. Вообще, вся книга — это интеллектуальный реванш Кругмана: его коллеги–экономисты, а заодно и политики, которые десятилетиями не прислушивались к его предупреждениям, теперь пожинают плоды. Впрочем, сам Кругман иронизировал, что если бы он и Ларри Саммерс (министр финансов США в 1999—2001 годах и нынешний глава Национального экономического совета) поменялись местами, каждый из них отстаивал бы противоположные взгляды. Кругман на год старше Саммерса и на пять лет раньше него, в 24 года (это чуть ли не рекорд), получил степень PhD по экономике. Оба они служили в начале 1980-х в совете экономических консультантов при Рейгане, были соавторами научной монографии. Но Кругман известен тем, что говорит сильным мира сего правду — а не то, что им хочется слышать. В 1992 году президент Клинтон задал ему вопрос: можно ли иметь сбалансированный бюджет и при этом провести затратную реформу здравоохранения. Кругман ответил, что нет, придется выбирать. А Лора Тайсон тогда же сказала иначе: можно иметь пирожное и съесть его. И была назначена председателем совета экономических консультантов Клинтона.

Нынешние меры, предлагаемые Кругманом — это по сути стандартные рецепты кейнсианства. Прежде всего, устранить кризис ликвидности, предоставив предприятиям и гражданам столько денег, сколько они могут переварить. Так уже и делают правительства всех стран. Ссылаясь на макроэкономические расчеты, Кругман критикует администрацию Буша за недостаточные антикризисные бюджетные ассигнования — всего 1% от ВВП в 2008 году. Сейчас цифры стремительно растут. Первый «пакет Полсона» — $700 млрд, или около 5% ВВП, — был принят, еще пока Кругман дорабатывал второе издание книги. Если США последуют примеру Японии, в конце 1990-х выделившей на эти цели все 14%, то объем антикризисных вливаний составит $2 трлн (ВВП США превышает $14 трлн). План Обамы, принятый весной 2009 года, приблизился к этой величине. Но если взглянуть на дело с другой стороны, то $2 трлн — это чуть меньше текущей разности между ВВП и национальным долгом США. Когда же эти цифры сравняются (а это может случиться в ближайшее время), США окажутся в положении стран Азии и Латинской Америки, которые утрачивали доверие инвесторов и из-за этого впадали в депрессию. Выходом для них была массированная помощь МВФ и США. А кто поможет США? Разумеется, Кругман предвидел этот вопрос. Он приводит примеры Великобритании и Австралии: доверие инвесторов к их экономической силе было так велико, что атаки спекулянтов на национальные валюты, даже вызвав девальвацию, не приводили к депрессии.

США здесь в самом выгодном положении. Неясно, однако, насколько государственный долг может превысить ВВП. За каким пределом начинается утрата доверия и депрессия? Барьер, несомненно, существует. И он определяет объективный предел кейнсианской политики стимулирования спроса в нынешнем кризисе. Это, кстати, означает, что осмотрительное правительство любой страны в период между кризисами должно всеми силами снижать долю госдолга в ВВП, чтобы сохранить себе маневр на случай угрозы депрессии.

Очень важно и то, как «впрыснуть» ликвидность в экономику. Буш, которого Кругман критикует, передавал деньги гражданам в виде налоговых возвратов (taх rebates). Способ явно несовершенен: часть этих денег неизбежно перейдет в сбережения, особенно во время кризиса: работает принцип «предпочтения ликвидности». По мнению автора, необходимо поддержание и расширение правительственных расходов. К сожалению, Кругман не дает подробных рецептов, он ограничивается общим советом: делай все, чтобы изменить положение вещей, и если ранее принятые меры не помогают, то усиливай их и добавляй новые, пока кредит не потечет рекой и экономика не начнет восстанавливаться. Такая позиция удобна для интеллектуала-наблюдателя, потому что ее трудно критиковать. Но и применить к делу тоже трудно.

По мере преодоления кризиса появятся условия для финансовой реформы. «Все системы, которые в кризис, вероятно, придется спасать, поскольку они играют ключевую роль, должны быть отрегулированы до его наступления, чтобы они не несли избыточных рисков». При всем уважении к лауреату от этих слов недалеко до булгаковского «кароши люблю, плохой нет» (сцена в Торгсине из «Мастера и Маргариты»). Что же касается финансовой глобализации, Кругман заявляет, что меры по накоплению валютных резервов не принесли плодов ни в Бразилии, ни в Корее и нужны иные действия, а какие — «ему неясно». Во всяком случае, финансовая глобализация оказалась гораздо более чреватой угрозами, чем представлялось ранее.

Как ни обидно заканчивать на грустной ноте, но, если все мастерство таких безусловно выдающихся экономистов и мыслителей, как Кругман, дает столь скудные практические рекомендации, чего же человечеству ожидать от политиков и чиновников, одаренных куда скромнее нобелевских лауреатов? Видимо, придется вспомнить, что не боги горшки обжигают. И вдохновившись блестящими и увлекательными размышлениями Пола Кругмана, приступить к тяжелой работе по разгребанию финансовых авгиевых конюшен. А он продолжит писать свои замечательные колонки в газете The New York Times и вести блог на ее сайте, и оттуда или из его новой книги мы когда-нибудь узнаем, хорошо ли мы справились. В конце концов, дело профессоров — ставить оценки нам, вечным студентам в этом мире.