Как дизайн-мышление может повысить безопасность производства | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как дизайн-мышление может повысить
безопасность производства

Что позволит добиться лучших результатов в охране труда

Автор: Дипа Бачу

Как дизайн-мышление может повысить безопасность производства
Thomas Barwick/Getty Images

читайте также

«Если запретов не будет, люди будут летать»

Ибен Харрелл

Вы уверены, что вы не «плохой босс»?

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Не стоит называть каждую встречу «собранием»

Ал Питтампалли

Показатели раздора

Владимир Рувинский

Рабочая сила в Индии составляет более 450 млн человек, более 50 млн из них заняты на производстве. В условиях масштабной быстроразвивающейся экономики небезопасные условия труда и методы работы представляют серьезную проблему. Цифры, представленные правительством, свидетельствуют, что в результате несчастных случаев на работе в 2019 году погибли по меньшей мере 47 тыс. человек, это вторая категория по уровню смертности после дорожных происшествий (и многие считают, что в национальном масштабе немало случаев может быть не отражено в этой статистике. Повышение безопасности труда является приоритетом для всех ответственных индийских организаций, несмотря на то что им часто с трудом удается поддерживать баланс между безопасностью и требованиями к производительности. Признавая эту затруднительную ситуацию, мы хотели понять, можно ли с помощью новых подходов к охране труда и обучения рабочих повысить их безопасность.

Диверсифицированная индийская компания ITC Limited, работающая в отрасли производства сигарет, табачной продукции и потребительских товаров, в гостиничном и агробизнесе, производстве упаковочных материалов, картона и специализированных бумажных изделий, решила воспользоваться услугами нашей компании, специализирующейся на методах дизайн-мышления. Многие годы в ITC вкладывают средства в активную борьбу с проблемами производственной безопасности, с тем чтобы привести методы работы в соответствие с мировыми стандартами. Но прогресс начал замедляться. Поиски новых путей, которые позволили бы продолжить двигаться к более безопасной рабочей среде — где в идеале несчастные случаи на производстве сведены к нулю — привели их в нашу компанию. Мы обсудили, как можно по-новому взглянуть на эту проблему с поведенческой точки зрения на основе методов дизайн-мышления.

Почему дизайн-мышление? В ITC понимают, что, хотя с помощью совершенствования процессов и передовой инфраструктуры можно уменьшить количество несчастных случаев, этих действий недостаточно. Несмотря на постоянную оценку безопасности, доступные стандартные операционные процедуры и регулярное обучение правилам безопасности несчастные случаи по-прежнему происходят. Примеры включают неправильное обращение с материалами и химическими веществами, попадание во вращающиеся механизмы и падение с высоты. За несколько месяцев совместной работы мы поняли, что необходимо лучше понять отношение сотрудников и менеджеров к безопасности и соответствующее поведение. Если говорить более конкретно, то ITC нужно было понять следующее:

1. Почему рабочие выбирают небезопасные варианты, даже когда знают, что могут пострадать.

2. Почему рабочие активно не сообщают о небезопасных условиях труда, и почему менеджеры своевременно не исправляют эти условия.

Мы надеялись, что человекоориентированный принцип дизайн-мышления может помочь переформулировать эту проблему так, как не смогут только регулярные усовершенствования процесса. Мы начали работу с одного из крупнейших заводов ITC и сосредоточились на одном интегрированном подразделении.

Разработка подхода дизайн-мышления

Для глубокого и всестороннего анализа такой сложной темы, как безопасное поведение, наша компания использовала смешанную методологию исследования, сочетающую качественные и количественные методы. Мы начали оценку безопасности с опросника, который заполняли рабочие и менеджеры. При необходимости мы помогали членам команды пройти опрос.

Далее мы использовали подход, который называем методом сэндвича: он включает два раунда интервью. В первом раунде мы изучали осведомленность в вопросах безопасности и безопасных методах работы, а также анализировали, насколько приоритетной является производственная безопасность. Затем мы в течение многих часов наблюдали за работой менеджеров и сотрудников, стараясь оставаться незамеченными, чтобы они не чувствовали, что за ними наблюдают. Мы снова побеседовали с менеджерами и работниками, когда могли лучше понять разницу между тем, что они говорили и что в действительности делали. Так мы смогли точнее определить такие факторы, влияющие на безопасность, как осведомленность, поведение, контроль соблюдения, тенденции среди работников и приоритеты бизнеса.

После этого мы составили карту отношений, то есть применили визуальный метод, позволяющий отобразить мгновенные ассоциации, возникающие со словами, образами и фразами. Мы попросили рабочих и менеджеров отметить, что они думают о небезопасных действиях в их личной жизни (например, выпрыгнуть из движущегося автобуса или проехать на красный свет). Ассоциации, которыми они поделились напротив каждого слова, помогли нам лучше понять, что рабочие и менеджеры думают о безопасности, оценивая собственную терпимость к различного рода рискованным действиям. Так мы смогли лучше понять систему убеждений, влияющую на расстановку приоритетов в связи с безопасностью, их отношение и восприятие безопасности и производительности, а также динамику между различными уровнями организации и стейкхолдерами.

Получив общее представление об отношении к безопасности, мы начали экспериментировать, подталкивая рабочих к определенному поведению, чтобы увидеть, можно ли таким образом помочь им выбирать более безопасные варианты поведения, а менеджерам — более эффективно контролировать безопасность на рабочих местах. Например, мы провели эксперимент, в котором люди заранее обещали вести себя определенным образом: прямо принимаемые человеком обязательства чаще выполняются. Для этого эксперимента мы перечислили на доске известные небезопасные условия, и менеджеры пообещали к определенной дате решить проблемы. Это не только подтолкнуло менеджеров к выполнению обещаний в конкретные сроки, но и вдохновило рабочих активно сообщать о небезопасных условиях.

Когда риск — это способ добиться уважения коллег

По смешанной методологии исследования мы собирали данные по результатам опросов, наблюдений, интервью, построения карты отношений и применения поведенческих стимулов. На следующем этапе нам нужно было объединить эти исследования и определить глубоко укоренившиеся проблемы, которые необходимо решить, а также найти идеи, на основе которых будут формулироваться решения.

Одна из таких идей заключалась в том, что, когда разговоры о безопасности отодвигались на второй план, производство и эффективность затмевали все в умах рабочих и менеджеров. Безопасность считали зоной ответственности менеджмента — в принципе, это правильно, но принятие решений необходимо и на уровне каждого из менеджеров и рабочих. Кроме того, рискованные действия приравнивались среди коллег к опыту и вызывали уважение. Иначе говоря, люди рисковали, чтобы произвести впечатление на других. Эти представления нам и ITC предстояло изменить.

Для начала мы провели тренинги на тему дизайн-мышления и поведенческой экономики, чтобы позволить менеджерам досконально разобраться в новых подходах к безопасности труда. Мы хотели, чтобы разговоры о безопасности на рабочих местах велись с позиции, когда все разделяют одни и те же убеждения и руководствуются одними и теми же принципами. Во время тренингов менеджеров познакомили с нашей методологией, результатами исследований и идеями. Работая вместе, мы нашли решения распространенных проблем.

Например, мы придумали жетоны безопасности, которые менеджеры и работники могли класть в карман и которые служили прямым осязаемым напоминанием о необходимости в первую очередь задумываться о безопасности и действовать соответственно в течение дня. Рабочие брали жетон при входе на завод. В конце смены их просили приватно и анонимно оценить, насколько безопасно они вели себя в течение дня, и положить жетон в одну из коробок с надписью «безопасно» или «небезопасно». Так им приходилось постоянно задумываться о своем поведении, и они реже забывали о правильных методах работы. Со временем мы заметили, что стало меньше рискованных и небезопасных действий, и в коробке «безопасно» стало больше жетонов, чем в коробке «небезопасно».

Мы также использовали практику заявленных обязательств. Вместе с ITC мы разработали решение, подчеркивающее двустороннюю ответственность за безопасность. Требование менеджеров к рабочим состояло в том, что они не должны совершать опасные действия, а от менеджеров требовалось быстро устранять опасные условия. Одна сторона спрашивала с другой, таким образом, создавая двустороннюю ответственность. В производственном помещении был составлен список заявленных отклонений в условиях работы от предусмотренных норм безопасности с данными об актуальном состоянии проблемы и впоследствии датой ее устранения. В масштабе всего предприятия стали отмечать практики безопасного труда, и высшее руководство награждало менеджеров и рабочих за правильные модели поведения, сообщения об опасных условиях и быстрое их устранение. Со временем мы стали замечать, что рабочие, прежде рисковавшие, чтобы произвести впечатление на коллег, стали придерживаться рекомендаций о безопасности.

И по мере того как сотрудники и менеджеры начали понимать важность индивидуального поведения в создании безопасной рабочей среды, они стали самыми активными проповедниками безопасных методов работы и их поддержки.

Индикаторы прогресса и длинный путь впереди

Метрики безопасности в двух цехах завода, выбранных для пилотной программы, начали улучшаться. Рабочие чаще сообщали о небезопасных условиях работы, а менеджеры быстрее устраняли их. Безопасность стала всеобщей ответственностью. Эти улучшения были важными индикаторами сокращения числа несчастных случаев. Вдохновившись этими результатами, мы распространяем решение по всему заводу, модифицируя идеи в соответствии со специализацией цехов и проводя обучение там, где это необходимо.

Была проделана немалая работа. Дизайн-мышление представляет собой процесс глубокого исследования, поиска идей и экспериментов. Чтобы увидеть положительные изменения, требуется терпение и время. Его применение к такому важному вопросу, как безопасность труда, потребовало тщательного планирования и участия множества людей, что повысило стоимость работы. Но мы обнаружили, что с пониманием допущений, которыми руководствуются рабочие, и благодаря быстрым экспериментам можно превратить работу по корректировке поведения в мощный инструмент по повышению безопасности труда. Поведение не меняется мгновенно, но в данном случае результат стоит затраченного времени, ведь это может спасти человеческие жизни.