Как интернет вещей меняет все | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как интернет вещей
меняет все

Мы все представляем себе, насколько меняются отношения между покупателем и продавцом, когда устройства подсоединены к интернету.

Автор: Стефан Фербер

читайте также

Призвать к ответу

Пол Аксель

Как создать драматургию выступления

Андрей Скворцов

«Гуманитарий, если он подлец, — уже не ученый»

Анна Натитник

Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на ненужные технологии

Дженни Келер,  Махадева Мэтт Мани,  Пол Лейнванд

В современном мире бизнеса мы становимся свидетелями своего рода эпического столкновения двух галактик – стремительного слияния двух совершенно разных систем, которое вынуждает все их элементы функционировать по-новому. Все это благодаря «интернету вещей».

Если вы еще не знакомы с этим термином – под интернетом вещей имеется в виду радикальное изменение функции интернета: фактически, он делает возможной коммуникацию между физическими объектами даже в большей степени, чем это происходит между людьми. Согласно прогнозам моей компании, к 2015-му году доступ к интернету будут иметь не только семьдесят пять процентов населения земли, но и около шести миллиардов устройств. Тот факт, что у нас появится глобальная система взаимосвязанных компьютерных сетей, датчиков, приводов, и приборов, использующих интернет-протокол, может привести к настолько серьезным переменам во всех аспектах нашей жизни, что этот феномен все чаще описывается как следующее поколение интернета.

Для менеджеров такой вектор развития создает и проблемы, и шансы для роста, как немедленные, так и долгосрочные. Им необходимо предвидеть те бесценные новые возможности, которые станут реальностью, когда физический мир сольется с миром виртуальным, и потенциально каждый физический объект будет способен мыслить и объединяться в сеть с другими объектами. Это значит, что они должны уже сегодня начинать создавать такие организации и бизнес-модели, которые смогут трансформировать эти идеи в реальность.

Как потребители – мы все представляем себе, насколько меняются отношения между покупателем и продавцом, когда устройства подсоединены к интернету. В наше время никто не носит с собой плеер Sony Walkman и запасные кассеты к нему. Вместо этого мы носим iPod, и нашим основным источником новой музыки стал онлайн-магазин iTunes, той же компании Apple, которая производит сам медиа-плеер. Компания продает и устройства, и музыку, и имеет завидную прибыль и от того, и от другого. Похожим образом, покупатели промышленных продуктов могут видеть, как их отношения с производителями оборудования меняются под влиянием разумных, взаимосвязанных объектов. В области механической инженерии и станкостроения мы сейчас являемся свидетелями наступления новой эры: машины оборудованы датчиками, они могут сами определять свое состояние, и если возникает необходимость, инициируют собственный ремонт.

Само собой разумеется, когда предметы объединены в сеть, их реальная ценность также меняется. Во многих случаях, фокус уже не на промышленно произведенном продукте, а на интернет-сервисе, к которому пользователь получает доступ через тот или иной продукт. Например, мы видим, что компании Daimler Group инвестируют в такие мобильные сервисы, как car2go, myTaxi, и moovel; корпорация General Electric в своих проектах в области механической инженерии и энергостанций использует то, что они предпочитают называть «промышленным интернетом»; а компания LG прокладывает путь к «умному дому», где телевидение и бытовые приборы будут оперировать по IP-адресу.

Исследователи Института технологического менеджмента при университете Святого Галлена в Швейцарии пришли к заключению, что подобные сервисы определенно выгодны для традиционных производителей. Так, например, продажа бумагообрабатывающих станков дает от одного до трех процентов резерва, в то время как продажа обслуживающих сервисов дает от пяти до десяти раз больше. Похожая пропорция наблюдается и в продажах железнодорожных вагонов в сравнении с мобильными и ремонтными сервисами, необходимыми для их эксплуатации.

Для компаний Старой Экономики сама мысль о том, что придется переделывать традиционные продукты в «умные» и взаимосвязанные, может звучать пугающе. (Например, моя собственная компания, принадлежащая к Bosch Group, ежедневно производит более полумиллиона товаров в более чем полутора тысячах категорий.) Но еще более фундаментальная проблема – как встроить модернизированную версию продуктов в бизнес-модель, основанную на сервисах. Новые модели кардинально меняют и процессы корпоративного центра, такие как менеджмент товаров, производство, и планирование продаж. А учитывая то, насколько динамично развивается сеть, инновации должны внедряться все быстрее и быстрее. Наша компания за короткий период времени открыла Bosch Software Innovations – новое системное подразделение, занимающееся инновациями в области программного обеспечения, запустила электромобильный сервис в Сингапуре, ввела в производство новые товары категории безопасности, основанные на облачных технологиях, в частности, управляемую по IP-адресу камеру наблюдения Bosch, а также обеспечила пользователей iPhone приложением для удаленного доступа к системам отопления.

Во множестве самых разных секторов глобальной экономики новые бизнес-модели, работающие с интернетом вещей, сводят вместе рыночных игроков, никогда ранее в мире бизнеса друг с другом непересекавшихся. Формируя партнерские отношения и скупая те или иные организации, Старая Экономика и Новая Экономика (основанная на использовании программного обеспечения) дополняют друг друга, чтобы вместе быстрее плыть по водам неизведанного мирового океана бизнеса. Им необходимо в реальном времени решать , как координировать развитие бизнеса с потребителями и другими акционерами.

Сегодня у нас есть соревновательная арена, заполненная компаниями Старой и Новой Экономики, конкурирующими за лучшие места и за право определять будущее. Производители в традиционных промышленных областях – будь то кофеварки, автомобили, кондиционеры воздуха, домашние тренажеры, или обувь, - внезапно оказались в таком мире, где они вынуждены конкурировать не только с компаниями, работающими в одной с ними области, но и с игроками, с которыми им никогда раньше не приходилось сталкиваться.

Большинство компаний осознают, что для продвижения им необходимо выработать стратегию, которая уравновешивала бы две разновекторные силы. Они должны защищать уже существующий – товарный - бизнес, и в то же время расти, развивая сервисы, чтобы предлагать клиентам все большую ценность. (Традиционные производители ни в коем случае не должны делать вывод, что интернет вещей является угрозой, с которой следует бороться, если они хотят сохранить ценность производимых товаров и обезопасить капитал, заложенный в производственные помещения и оборудование.) Но учитывая, что в реальности ресурсы, как правило, ограничены, многие компании, производящие традиционные товары, в наши дни оказываются на распутье.

Каждое новое вложение может пойти либо на усиление средств производства, сети поставок, рабочих сил, и брендов, - либо на освоение новых территорий высокорезервных сервисов.

Большинство компаний решают, что самым мудрым решением будет делать инвестиции в обоих направлениях, пытаясь нащупать тот волшебный баланс, который максимально выгоден конкретно для них.

В результате, не только на глобальном рынке, но и внутри самих компаний, сталкиваются лбами диаметрально противоположные практики ведения бизнеса, корпоративные структуры, и организационные культуры. И действительно, их конфликт неизбежен, и без него интернет вещей не сможет развиться в полную силу.

Сейчас, когда происходит столкновение галактик Новой и Старой Экономики, многие люди ожидают, что в конце концов одна из них уничтожит другую, - и большинство наблюдателей считает, что пока что преимущество на стороне Новой Экономики. Можно с определенностью сказать, что придется преодолеть множество препятствий, прежде чем эти две галактики достигнут органического симбиоза. (Контролируемые системы с одной стороны, и открытые сообщества, с другой. Одна, не дремля, стоит на страже драгоценных ресурсов, в то время как другая по сути дела раздает свои сервисы даром.) Но все же наиболее вероятно, что две галактики сольются и станут единым организмом – как, по прогнозам, должно произойти с Млечным Путем и созвездием Андромеды: сформируется новая система с новой, уникальной, динамикой. В танце вокруг новых центров гравитации, будут созданы новые солнечные системы партнерских отношений. А вам предстоит ответить на вопрос: в этой новой кибер-физической галактике, станет ли ваша компания новым солнцем, планетой, небольшой луной, - или же обратится в звездную пыль?