Нам нужны не технократы, а хорошие руководители | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Нам нужны не технократы, а
хорошие руководители

Суть изменений не в цифровых технологиях как таковых. Суть в цифровой трансформации.

Авторы: Дидье Бонне , Джордж Уэстерман

Нам нужны не технократы, а хорошие руководители

читайте также

Три испытания для супругов-карьеристов

Дженнифер Петрильери

Привлечь и заразить

Кавасаки Гай

Великолепная семерка: секреты найма лучших топ-менеджеров

Ярослав Глазунов

Вам нужен хороший алгоритм, а не аналитик

Кира Радински

Современные цифровые технологии — фактор, вызывающий самое большое оживление в современном бизнесе. Мобильные технологии, соцсети, облачные сервисы, интегрируемые устройства, большие данные и различные аналитические инструменты радикально изменили саму природу предпринимательства и конкуренции. И в обозримом будущем цифровые инновации будут продолжать оказывать серьезное воздействие на бизнес. У технологии есть огромный потенциал катализировать рост человеческого, организационного и экономического прогресса.

Но суть изменений не в цифровых технологиях как таковых. Суть в цифровой трансформации. Реализация потенциала, заключенного в технологиях, потребует, чтобы бизнес-лидеры перестроили свои организации для функционирования в мире вездесущих информационных потоков. Менеджерам надо привлечь своих подчиненных к переосмыслению самого процесса работы и различных аспектов деятельности компаний. Следовательно, цифровая трансформация является главным лидерским императивом для сегодняшних руководителей в мире большого бизнеса.

Итак, готовы ли крупные корпорации — или более конкретно их лидеры — ответить на этот вызов? Ричард Штауб из Европейского общества Питера Друкера ставит вопрос так: «Оснащены ли наши управленцы всем необходимым — навыками, знаниями и мужеством, — чтобы вести нас к Великому преобразованию

Читайте материал по теме: Нельзя делегировать подчиненным осуществление реформы

Наши исследования показывают, что некоторые компании готовы, но они в меньшинстве. В течение последних четырех лет мы изучали деятельность более 400 крупных транснациональных корпораций по всему миру. Мы говорили с их топ-менеджерами и изучили результаты их работы. Мы выясняли, как они подходят ко всему, что касается цифровых технологий, и чего они достигли. Наш общий вывод таков: несмотря на то что многие компании выступают с инновационными инициативами, большинство из них не способны вызвать ту реально необходимую кардинальную трансформацию, в которой так нуждается современный бизнес.

Есть, однако, несколько вдохновляющих исключений. Компании, которые мы называем «цифровыми лидерами», ведут себя по-другому. Они используют цифру для значительного увеличения прибылей, производительности труда и пользы для клиента. Они пользуются всем преобразующим потенциалом цифровых технологий для кардинального пересмотра функционирования и конкурентных преимуществ своих организаций.

Цифровые лидеры достигают настолько более высоких результатов потому, что они смотрят на необходимые им перемены с двух сторон. Первая — наиболее очевидная: они инвестируют в цифровые технологии для привлечения большего числа клиентов, а также используют их в различных бизнес-процессах и моделях, поддерживающих перемены. Но в обычных компаниях слишком часто игнорируется второй аспект. Цифровые лидеры наращивают потенциал, столь необходимый для конструирования и продвижения политики перемен в своих компаниях и их корпоративных культурах. Для успеха в современном мире они меняют сами методы управления. Для действий на обоих фронтах необходим лидерский потенциал, чтобы превратить инвестиции в новейшие технологии и конкурентные преимущества, которые приведут к человеческому, организационному и хозяйственному прогрессу.

Читайте материал по теме: Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами

Итак, в эпоху блестящих технологических новшеств решающим и столь дефицитным ресурсом становится мастерство руководителей. Что это значит? Наши цифровые лидеры особенно выделяются четырьмя важными чертами: видением, вовлечением сотрудников, владением системой управления и поиском синергии между айтишниками и другими подразделениями.

Технологическая трансформация начинается, когда вы создаете революционное видение того, чем ваша фирма будет отличаться от других в мире, пронизанном информационными и технологическими потоками. Codelco, чилийская горнодобывающая компания, начала свою перестройку с того, что представила себе, как можно улучшить повседневную работу с помощью информации в режиме реального времени и автоматизации, например тележек-роботов. Сейчас ее руководители придумывают способ заменить людей на машины на самых опасных подземных участках. Это изменит функционирование всей компании. Менеджерам Codelco никто не преподносил этот проект на блюдечке с голубой каемочкой. Они разработали его сами с нуля. Внедряя свое видение, они коренным образом улучшат условия труда и безопасности на производстве, а также повысят производительность.

Но одного видения недостаточно. Нужно привлечь сотрудников к тому, чтобы мечта превратилась в реальность. Питер Друкер открыл эту истину много лет назад, написав, что «ваша первая и основная работа в качестве руководителя — организовать свою собственную энергию, а затем помочь правильно перераспределить ее окружающим вас людям». Цифровые технологии дают возможность активного сотрудничества различных людей по всему миру в режиме реального времени. При разумном их использовании новые инструменты могут позволить вашим подчиненным внести свою лепту в общее дело, побудить их к плодотворному сотрудничеству и способствовать организации новых методов работы. Именно здесь возникают управленческие инновации. Гендиректор Pernod Ricard Пьер Принге говорит об этом так: «Нам нужно было наладить взаимодействие там, где его раньше не было. Эти связи внутри коллективного разума стали решающими в деле ускорения цифровой модернизации на каждом уровне нашей организации».

Читайте материал по теме: Акционерные общества отживают свой век

Но, по словам все того же Друкера, «если нет решимости, то это лишь обещания и надежды, но не планы». Даже при наличии видения и активного участия персонала направить энергию организации в нужное русло нелегко. Именно тут вступает в игру высокотехнологичное управление. Во многих компаниях координация усилий и обмен информацией не происходят естественно. И в то же время самое большое преимущество цифровой революции заключается именно в возможностях координации деятельности различных отделов и обмена данными. Высокопоставленный руководитель одной из глобальных банковских групп подчеркивает: «Цифра влияет на фирмы по всему миру, на все их функции. По сравнению с традиционными подходами, она требует больше согласованности в действиях при принятии решений и их воплощении в жизнь».

Наконец, цифровая трансформация требует, чтобы бизнес-лидеры отказались от традиционного разделения функций на вершине управленческой пирамиды. В рядах цифровых лидеров менеджеры и айтишники соединяют воедино свои навыки и представления для того, чтобы совместно реализовывать цифровую революцию. Зак Миан, руководитель ИТ-направления в Lloyds Banking Group, объясняет: «Мне придает уверенность тот факт, что интеграция бизнес-команд и айтишников уже стала частью генетического кода многих организаций (хотя нам еще необходимо меняться и многому учиться)».

Читайте материал по теме: Перестройка — не событие, а эпоха

Цифровая трансформация не является невыполнимой задачей или неким тайнодействием. Она не требует от вас переманивания лучших сотрудников Google или постоянного выделения 20% годового бюджета на технологические модернизации. Да, необходим определенный уровень человеческого капитала и инвестиций в него, но главные требования — это время, упорство и мудрый менеджмент. Имея все это, компетентные компании могут собирать элементы технологического пазла не раз и навсегда, а снова и снова. Одним словом, цифровые лидеры постоянно заставляют новые технологии работать на себя, хотя сами инновации постоянно меняются.

Независимо от отрасли и региона в ближайшие годы предприятия будут становиться все более дигитализированными. Это неизбежно. Но мы не согласны с мнением, будто новыми хозяевами в операционном менеджменте станут технократы. Наоборот, мудрое руководство и ориентация на человека и его потенциал будут обеспечивать организациям грамотное внедрение инноваций и улучшение условий работы, отчего выиграют все.

Итак, закончим еще одной цитатой из Друкера: «Ответы на вопросы “Что делать?” и “Как делать?” довольно просты. Другой вопрос: хотите ли вы это делать?» Если менеджеры желают, чтобы современные технологии принесли процветание корпорациям и экономике в целом, то настало время возглавить цифровую революцию!

Читайте по теме: