Уходить в отставку или исправлять ошибки? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уходить в отставку или
исправлять ошибки?

Лидер оценивается не по отсутствию проблем, а по способности смотреть в лицо вызовам и действовать.

Автор: Розабет Мосс Кантер

Уходить в отставку или исправлять ошибки?

читайте также

Излагайте мысли правильно

Борис Щербаков

Почему других повышают, а вас нет

Джулия Тан Питерс,  Лоуренс Мински

Венчурному капиталисту

Коммуникация в кризисные времена

Михаил Умаров

Отставка Эрика Шинсеки, американского секретаря по делам ветеранов, не решила проблему чудовищно неэффективной системы медицинского обслуживания. Ветеранам в этой системе приходилось ждать лечения годами, причем многие умирали, так и не дождавшись эффективной медпомощи. Когда лидеру подобает уйти, а когда правильнее остаться и исправить ошибки? Должен ли был Шинсеки (и президент Обама) пренебречь публичными требованиями и вместо увольнения заняться разгребанием авгиевых конюшен?

Лидер оценивается не по отсутствию проблем, а по способности смотреть в лицо вызовам и действовать.

Джеймс Даймон остался гендиректором JP Morgan Chase, несмотря на финансовые проблемы и серьезные юридические баталии, ниспровергшие руководителей других банков: он возглавил процесс очищения — и ему, похоже, удалось привести компанию в порядок. Индра Нуйи, глава PepsiCo, так же занимается коррекцией курса (тут обошлось без скандала, однако аналитики упрекали ее в том, что она забросила основную продукцию компании и потому пора бы ей, мол, подумать об отставке). Джон Чемберс успешно руководил Cisco на протяжении 20 без малого лет и за это время успел разобрать им же собранную неудобную, вызывавшую множество нареканий организационную структуру, в которой многочисленные советы и комиссии мешали друг другу. Гендиректор Boeing Джим МакНерни справился с грозной проблемой, которую представляли собой аккумуляторы на новом Boeing 787 Dreamliner, и кризис для него обернулся триумфом. Элон Муск из Tesla — один из множества предпринимателей, кто посрамил критиков: он вовремя принялся гасить пожар, и ему удалось вернуть себе общественное доверие. И посмотрите на университеты, где после скандалов, связанных с сексуальными преступлениями студентов, ректоры все еще занимают свои места и ответственно меняют политику.

Из поколения в поколение представители среднего класса на Западе учили своих детей убирать за собой. Во взрослой жизни так получается не всегда. На каждого Чемберса, МакНерни и Нуйи, которые справились с наведением порядка, приходится Шинсеки, вынужденный уйти. Но советы директоров и начальники должны задать этот вопрос руководителю, а уж он — самому себе: уходить или взять на себя ответственность и навести порядок?

Насколько этот кризис опасен для миссии в целом? Это локальный скандал или общесистемная проблема, которой давно следовало заняться? Локальную проблему мы вправе списать на неудачное стечение обстоятельств, но, если она возникает не в одном месте, если речь идет о невыполнении основной задачи организации, если у лидера нет наготове плана спасения, такому управленцу пора уходить. Именно так сложилась ситуация в Агентстве по делам ветеранов: проволочки с лечением противоречат миссии этой организации, а Шинсеки занимал свою должность достаточно давно, чтобы нести за это ответственность.

Когда стало известно, что дела идут плохо? Как быстро вы реагируете? Лидер должен видеть проблему первым, а не последним, и он должен срочно корректировать свою политику. Когда в пузырьках с тайленолом обнаружился яд, тогдашний руководитель Johnson & Johnson Джим Берк немедленно отозвал всю партию с рынка, а затем расследовал это дело и нашел виновных. Этот урок поныне преподают в бизнес-школах. Вскоре после того, как Мэри Барра заняла должность гендиректора General Motors, она узнала об огромном количестве дефектов в деталях и спровоцированных ими авариях. Она немедленно провела радикальную реформу, назначила новых специалистов по контролю качества и разработала план дальнейших действий. Для новичка в руководстве это была очень напряженная ситуация, тем более что прежде она занималась продвижением товаров на международном рынке, а не такого рода проблемами, но эти своевременные действия вернули ей доверие, и она смогла заняться полномасштабными реформами.

На вас указывают пальцем? Вы стали притчей во языцех? Новая метла чисто метет. Руководители, которые не уходят после скандала, порой цепляются за старые методы работы, и со стороны кажется, будто они больше дорожат своей должностью, чем миссией организации. Тони Хейворд вынужден был уйти с поста гендиректора BP, когда в Мексиканском заливе разлилась нефть, и причиной стала не сама катастрофа, но его реакция: в интервью он жаловался на свои неприятности, словно забыв об экономическом ущербе для региона и погибших людях.

Сокрытие преступления — хуже самого преступления, и большие боссы теряют свои места не потому, что случились неприятности, а потому, что неправильно решают проблемы. Тут важна быстрота реакции, умение общаться, взять на себя ответственность и выразить сочувствие. Если правильно распорядиться этими навыками, вы сможете сохранить должность и разобраться с проблемами. Не можете — уходите.

Шинсеки, заслуженный ветеран армии, поступил как должно — но другого выхода у него и не было. Чтобы навести порядок, нужна сила воли, быстрая реакция, гибкий поиск новых решений и запас доверия. Отставка руководителя не вернет ему доверие, но по крайней мере на его место придет другой и, быть может, справится лучше.

Читайте по теме: