О российском мобильном телефоне, ГЛОНАСС и технологическом прорыве России | Большие Идеи

・ Управление изменениями

О российском мобильном телефоне, ГЛОНАСС и технологическом
прорыве России

В России имеет смысл производить преимущественно специальную и военную электронику.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

Уйти в подрыв: четыре причины использовать теорию подрывных инноваций

Скотт Энтони

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Лучший совет в моей жизни

Рябый Илья

Ответственный за карьеру

Коротов Константин

Сегодня многие госорганизации и приближенные к ним крупные частные компании заняты масштабным вопросом: разрабатывают стратегию развития российской электроники. Анонсируются крупные проекты. Например, недавно зеленоградский «Ангстрем» взял у Внешэкономбанка кредит в размере 815 млн евро, чтобы купить у AMD подержанную линию и построить завод 130-нанометровых микросхем. Чуть раньше о своих амбициозных планах объявил принадлежащий АФК «Система» концерн «Ситроникс». Компания уже инвестировала $200 млн в организацию производства 180-нм микросхем на заводе «Микрон» в том же Зеленограде, сборочную линию поставит STMicroelectronics. Еще $2 млрд потребуется на строительство нового завода «Ситроникса» для выпуска микросхем по технологии 65 нм, в этом проекте, как ожидается, примет участие государство. Параллельно «Ситроникс» создал совместное предприятие с китайской ZTE, которое займется производством мобильной электроники. А сколько времени и денег придется потратить на другие подобные проекты...

Еще в прессе мелькали высказывания ответственных государственных чиновников, которые собирались создавать свой, российский мобильный телефон. Так какова же инновационная стратегия России в области электроники? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что происходит на мировом рынке микроэлектроники. Большинство крупнейших производителей давно освоили 90-нм и, частично, 65-нм техпроцессы, а мировой лидер по выпуску процессоров Intel уже запустил производство чипов по технологии 45 нм. Близки к этому и главные конкуренты Intel — AMD, Texas Instruments, Samsung, Toshiba, NEC, TSMC и альянс под предводительством IBM, в который входят AMD, Chartered Semiconductor Manufacturing, Freescale Semiconductor, Infineon, Samsung и STMicroelectronics. Следующая вершина, к которой стремятся все ведущие производители чипов, — 32-нм. Понятно, что успех 32-нм технологии будет зависеть не только и не столько от интеллектуальных усилий разработчиков, сколько от их финансовой мощи: сумеет компания вложить в разработку и производство миллиарды долларов или нет.

По оценке экспертов, чтобы построить современную полупроводниковую фабрику, сегодня нужно потратить в 2,5 раза больше, чем десять лет назад, а чтобы разработать современный микропроцессор, — в 4 раза больше! Срабатывает правило: чем миниатюрнее топология, тем больше нужно инвестиций. Например, аналитики Gartner подсчитали, что разработка 32-нм технологического процесса будет стоить $3 млрд (вдвое больше, чем разработка 65-нм технологии), а фабрика по выпуску 32-нм чипов обойдется почти в $5 млрд! Суммы запредельные. Так что вполне объяснимо, почему полупроводниковые корпорации объединяются против Intel, чтобы совместно организовать исследования и производство новых процессоров. Как России конкурировать на этом сложном и капиталоемком рынке?

Я ни на секунду не ставлю под сомнение, что нам необходимо развивать отечественное производство, создавать элементную базу российской микроэлектроники. В конце концов, от этого зависит обороноспособность страны, это — один из национальных приоритетов. Но, если приглядеться, окажется, что сотни миллионов долларов вкладывают не в развитие инноваций, а в новую инфраструктуру — строят заводы, подводят дороги, а также покупают устаревшие американские и вообще западные технологии. Почему так происходит? Потому что нашим чиновникам понятно, как делать бизнес на недвижимости, и непонятно, как вести дела в сфере разработки дизайнов процессоров, софта или референс-дизайна электронных плат. Главы местных администраций хорошо знают, как заработать на строительстве заводских корпусов. Для них гораздо проще и быстрее купить для отчетности устаревшие американские лицензии, чем самим разрабатывать что-то высокотехнологичное. Не надо думать о продуктовой стратегии, искать и нанимать яйцеголовых разработчиков, зато можно быстро отчитаться и получить новый бюджет. Такая стратегия только увеличивает наше отставание от Америки. Пока президент и премьер говорят об инновационной экономике, бывшие советские институты тратят государственные деньги крайне неэффективно, не рыночно — главное, побыстрее доложить о готовности. В свою очередь, крупные частные компании покупают за рубежом лицензии на устаревшие технологии, чтобы ускорить оборот капитала и побыстрее начать продавать готовый товар. Инновационной стратегии просто нет! От всех этих трат, между прочим, весьма немалых, российская электроника не станет более конкурентоспособной на мировом рынке. Яркий тому пример — история с навигаторами для системы ГЛОНАСС, разработанными по технологии СнК (система на кристалле, SoC). Несмотря на все обещания, данные лично господину Путину множеством руководителей самых разных рангов, конкурентоспособной отечественной ГЛОНАСС-электроники для потребительского рынка не было, нет и в ближайшие полгода не будет.

SPIRIT уже 16 лет экспортирует российский хай-тек в 80 стран мира и продает лицензии на русский софт более чем 200 мировым лидерам полупроводниковой промышленности и телекоммуникаций. Исходя из этого опыта, могу с уверенностью сказать: чтобы добиться конкурентного преимущества на мировом рынке высоких технологий, чтобы влиять на процессы развития и стандартизации в этой области, России необходимо прежде всего вкладываться в разработку базовых технологий — программно-аппаратных дизайнов и высокотехнологичного софта в области связи, как это делают мировые лидеры. Производить интеллектуально-емкое ПО и гораздо дешевле с точки зрения инвестиций, и гораздо перспективнее, чем заниматься «железом». Только так можно претендовать на то, чтобы в мире установились стандарты в области связи, разработанные в нашей стране.

А вот само производство потребительской электроники с его милионными тиражами надо организовывать — на основе российских дизайнов и софта — на заводах в Юго-Восточной Азии: в Китае, Тайване, Корее, Малайзии. Там низкая себестоимость производства, а предприятия отлично оснащены. Этим пользуются сегодня все мировые технологические лидеры — открывают в этих странах свои заводы или размещают здесь заказы на выпуск электроники для массового рынка. На смартфоне iPhone компании Apple (между прочим, она — тоже клиент SPIRIT) так прямо и написано: «разработано компанией Apple в Калифорнии, собрано в Китае», и они этого не стесняются. Производство в Китае выгоднее, и это дает конкурентное преимущество на массовом рынке. Зато дизайн устройства, его «мозги», концепция, операционная система — все это сделано в США. Не считая встроенного в iPhone софта SPIRIT для передачи голоса и музыки, который сделан в России.

В России имеет смысл производить преимущественно специальную и военную электронику. Разумеется, спрос на нее в основном обеспечат внутренние заказчики — государство и военные. А вот выпускать в России массовый сотовый телефон — коммерчески бесперспективно. Клиенты SPIRIT сегодня выпускают 60% всех смартфонов в мире, так что мы знаем, о чем говорим. России нужно задействовать творческий и креативный потенциал своих «технарей», умнейших специалистов, чтобы стать законодательницей мод на мировом технологическом рынке, а не просто строить заводы по выпуску морально устаревших процессоров.