От ворот поворот | Большие Идеи

・ Управление персоналом

От
ворот поворот

Что делать, если компанию раздирают внутренние конфликты и интриги

Автор: Ирина Пешкова

От ворот поворот
Jim Strasma / Unsplash

читайте также

Почему корпоративные программы не всегда адекватны российским условиям

Борис Щербаков

Составляя календарь на 2016 год, не забудьте оставить время для себя

Элизабет Грейс Сондерс

Семь способов, которые помогут выжить вместе в трудные времена

Иван Матвяк,  Хайди Гарднер

Сервис на автомате

Сони Моханбир

Ситуация: Компания по производству и установке дверей захлебнулась в потоке жалоб от покупателей. Генеральный директор приглашает консультанта, чтобы исправить ситуацию, но тот выясняет, что дело вовсе не в плохом сервисе.

— Семен, слушай, я тут твои двери купил. Думал, у вас все нормально работает, но, если честно, у меня нет слов.

Семен Картавцев, владелец крупной компании по производству и продаже дверей, помрачнел и уткнулся в меню, понимая, что на этот раз расслабиться не удастся. Раз в месяц он обедал со своим лучшим другом Леонидом в ресторане недалеко от офиса. Обычно они спокойно разговаривали, делились новостями, обсуждали успехи детей и футбольные матчи: оба были заядлыми болельщиками. Сегодня разговор пошел не по обычному сценарию. Несколько месяцев назад Леонид затеял ремонт квартиры, и сейчас очередь дошла до дверей. Вопроса, где их заказывать, у него не возникло: фабрика Семена изготавливала двери 15 лет и сама их доставляла и устанавливала.

Леонид продолжал рассказ, все сильнее раздражаясь.

— Ты не представляешь, сколько времени я потратил на то, чтобы согласовать срок доставки. Три дня! Оформил и оплатил заказ через интернет. Мне не нужна была установка, только доставка. На сайте указал размеры проема, сторону открывания, комплектацию. Прошло несколько часов, но мне никто не позвонил. Когда я сам дозвонился до менеджера, он долго выяснял, что с заказом, а потом стал спрашивать, не нужна ли мне установка: если нужна, бригада подъедет хоть сейчас, а если нет, то через несколько дней. Конечно, на сайте об этом ни слова. Но самое интересное началось потом.

Семен вопросительно взглянул на друга, и тот непроизвольно повысил голос.

— Менеджер обещал все уточнить и перезвонить, но снова пропал. Сам дозвониться я не смог и стал писать в окошко мессенджера на сайте — там ответили сразу. Пришлось опять все в подробностях описывать. И тут вдруг выяснилось, что я должен доплатить за подъем дверей по лестнице на 17 этаж. Целых 25 тысяч! Когда я на сайте выбрал «подъем на лифте», никакого предупреждения, что что-то в него не войдет, не выскочило. Однако оказалось, что это был сбой, и система теперь указывает размеры моих дверей как негабаритные для доставки на лифте. На мои возражения менеджер ответил, что должен посоветоваться с коллегами и скоро мне перезвонит. Мне перезвонили, правда, через несколько часов, и уже другой менеджер, который просил уточнить, вле­зут ли двери в лифт и нужно ли пересчитать стоимость. Мы договорились, что я уточню и перезвоню. Я измерил высоту проема кабины, и оказалось, что даже самые большие двери пролезут в лифт. Я попытался дозвониться менеджеру, но не смог и снова написал в мессенджер. Каждый раз там отвечает новый человек, которому опять приходится все объяснять. После долгих обсуждений выяснилось, что автоматически система все равно указывает двери как негабаритные и мне придется доплатить за доставку. Если они все-таки войдут в лифт, то стоимость подъема мне вернут. Ну ладно, я сказал, что доплачу, только привезите двери завтра. Менеджер в чате ответил, что сейчас изменит счет, пришлет мне и оформит доставку на завтра. Ты думаешь, он что-то прислал? Нет! Зато мне сразу стали сыпаться СМС от службы доставки, что мой заказ обрабатывается и, если возникнут проблемы, надо звонить менеджеру по такому-то телефону. Я успокоился. А зря!

На следующий день, когда я получил уже третье сообщение с таким же текстом, я позвонил по этому номеру. Знаешь, что выяснилось? Что телефон указан неверно: я все время попадал на оператора интернет-магазина, хотя мне нужен был склад. Оператор пару раз переводила туда звонок, но трубку никто не брал. Дозвониться так и не удалось.

На третий день часов в восемь вечера мне без предупреждения привезли двери. Хорошо, что рабочие оказались на месте и открыли. И тут возникла очередная проблема — пришлось решать вопрос с подъемом в квартиру. Грузчики почему-то решили, что доставка только до подъезда. В итоге я доплатил своим рабочим, чтобы они подняли двери на грузовом лифте: все прекрасно влезло.

На четвертый день я получил по почте счет со стоимостью доставки — 25 тыс. Я перезвонил в компанию, снова описал ситуацию. Самое смешное, что в системе мой заказ значился как недоставленный: оказывается, грузчики забыли его отметить. Минут через пять, когда менеджер связался со складом — а я все это время слушал музыку в трубке — и все выяснил, он согласился аннулировать счет. Сейчас мне приходят СМС с просьбой оценить, как работает служба доставки. Семен, если бы мы с тобой не дружили и я не был уверен, что ты делаешь качественные двери, не знаю, как бы я отреагировал.

Семен сидел с мрачным видом и время от времени что-то отмечал у себя в блокноте. Когда Леонид замолчал, он развел руками и пообещал во всем разобраться, а в качестве компенсации подарить другу бутылку коллекционного коньяка и билеты на футбол. Расставшись с Леонидом, он вернулся в офис, позвонил генеральному директору и попросил его зайти.

Приглашенный тренер

В последнее время число жалоб на доставку и установку дверей, а также на работу интернет-магазина резко возросло. Семен об этом знал. Не было ни дня, чтобы с сайта через окно обратной связи не прилетали негативные отзывы. Но хуже было то, что Семену приходилось краснеть перед друзьями, которые заказывали у него двери. Качество продукции всех устраивало, но сервис оставлял желать лучшего.

Год назад Семен переманил из крупной мебельной компании нового ­генерального директора, Станислава. Тот был уверен, что дело в запутанном документообороте, и предложил автоматизировать работу служб доставки и сервиса. После автоматизации количество обрабатываемых заявок возросло в несколько раз — а вместе с ним и число претензий. Около полугода ушло на отладку процессов. Сервис вроде бы улучшился, число жалоб сократилось, но лишь на время.

И тут в игру вступила пиар-директор. По просьбе генерального она поручила сотрудникам отдела отслеживать все негативные отзывы в сети и тут же информировать о них руководителей профильных служб. А также придумать акции, чтобы повысить лояльность потребителей. При этом сама она умудрилась поссориться с несколькими клиентами на своей странице в Facebook*, и волна негатива с новой силой обрушилась на компанию. Пиар-директора два месяца назад пришлось уволить. Пока искали нового, улучшением репутации в компании никто не занимался.

Разговор с Леонидом стал для Семена последней каплей. Он понял, что проблему с претензиями нужно срочно решать. К тому же через полгода он планировал искать иностранных инвесторов и расширять бизнес. Понятно, что иностранцам нужна клиентоориентированная компания с безупречной репутацией.

Обсудив все с генеральным директором, Семен согласился на его предложение — привлечь консультанта, который смог бы за короткий срок проанализировать всю цепочку создания ценности и понять, какие процессы работают криво. На исправление ситуации Семен дал Станиславу четыре месяца.

Отфутболили

— Станислав, так дальше работать невозможно. Вы ставите нереальные задачи.

Генрих Фальман, консультант из известной компании, мерил шагами кабинет генерального директора.

Обратиться в эту фирму к этому консультанту Станиславу рекомендовали близкие знакомые. Обрусевший немец щелкал сложные управленческие задачи на раз. Он внедрялся в штат компании, изучал процессы изнутри и помогал решать проблемы.

— Вы понимаете, ваши топ-менеджеры меня отфутболивают. Извините за такое слово дурацкое. У вас тут все время какой-то внутренний футбол творится.

Станислав знал: когда Генрих пришел к ним, топ-менеджеры приняли его в штыки. Но гендиректор пригрозил штрафовать каждого, кто не будет содействовать консультанту, и объяснил, что его цель — сократить число претензий, а не людей.

Генрих работал в несколько этапов. Сначала разговаривал с топами и рядовыми сотрудниками, потом нарисовал карту потока создания ценности и выявил «кривые» процессы. Проблемы были в основном во взаимодействии отделов продаж, логистики и финансов. Генрих столкнулся с явлением, против которого его прагматичный мозг оказался бессилен, — «человеческий фактор», который плевать хотел на все регламенты и процессы.

Станислав указал консультанту на кресло и спросил:

— Что случилось, Генрих? Что вас так расстроило?

Генрих разложил на столе бумаги, на которых схематично была расписана работа всех служб, и начал рассказывать.

— Вы понимаете, Станислав. Я выявил узкие места в компании. Как мы и думали, в основном они оказались на складе. Но это только верхушка айсберга. Дело не только в процессах — у вас люди, складские менеджеры и директор по логистике, ведут себя, будто они короли. Отказываются нормально сотрудничать с отделом продаж. Вот Альбина, работница склада, ошиблась в накладной, не туда отгрузила товар. Менеджер по продажам ей звонит, говорит, клиент ничего не получил, выясни, в чем дело. Она отвечает: ничего не знаю, через пять минут я ухожу, обращайся к моему начальнику. Менеджер звонит директору по логистике, а он говорит: я не собираюсь с тобой общаться, есть претензия — оформляй письменно, рассмотрим в положенный срок. Разговаривать буду только с твоим руководителем. Менеджер по продажам идет к ­коммерческому ­директору. Тот закипает, звонит директору по логистике. В итоге они ругаются, рабочий день заканчивается, и все. А клиент заказ так и не получил.

Генрих захлопнул папку, снова вскочил и стал энергично жестикулировать.

— Это только пример. Такие ситуации возникают постоянно во всей компании. Топ-менеджеры и сотрудники их отделов ненавидят друг друга, плетут интриги, отказываются решать проблемы сообща. Из-за этого страдают клиенты. Или вот другой случай. Надо отгрузить товар. Клиент перевел деньги, но неизвестно, упали они на счет компании или нет. У менеджера по продажам нет доступа к бухгалтерской программе, то есть посмотреть сам он не может. Звонит в бухгалтерию, чтобы выяснить, оплачен ли заказ. Ему сначала говорят, что бухгалтер ушла на обед. Потом, что зависла система, затем, что бухгалтер после обеда уехала в налоговую. А клиент-то ждет доставку сегодня. В итоге поругались главбух и коммерческий директор. Я уже молчу о взаимоотношениях коммерческой службы с производственным отделом или производства и склада. Никто не хочет уступать! Каждый сам за себя!

Генрих указал на папку с бумагами:

— Вот, я тут в деталях разобрал десять подобных ситуаций, посмотрите, сделайте выводы. Если вы с этим что-то не сделаете, у вас ничего не заработает. Я вам как угодно могу процессы расписать, но результата не будет. Люди не хотят работать. В идеале вам их всех надо выгнать и найти других, которые нормально работают, а не говорят «моя хата с краю».

Станислав сокрушенно вздохнул, пообещал Генриху все подробно изучить и вызвать топ-менеджеров на разговор.

Товарищеский матч

— Пас, мне давай, Виктор, ну что ты!

Сотрудники отделов продаж, несколько человек со склада и с фабрики собрались на товарищеский матч. Шел мелкий дождь, но мужчин это не останавливало. «Производственный» футбол стал давней традицией: раз в пару месяцев компания арендовала поле в соседнем спорткомплексе. Сегодня Семен и Станислав оказались в разных командах. Из топов на поле вышли Виктор, директор по логистике, и Олег, ­коммерческий ­директор. Они тоже были в разных командах и ­после недавней ссоры хмуро косились друг на друга.

Виктор пасовал Семену, вместе они провели мяч к воротам соперника, причем Виктор, ведя мяч, грубо отпихнул Олега, и тот упал на траву. Поднявшись, Олег сплюнул и сделал знак Евгению, менеджеру по продажам. Евгений кивнул. Через какое-то время он подставил подножку Виктору. Виктор упал и долго лежал, держась за колено. Судья остановил игру, показал Евгению красную карточку. Наконец Виктор поднялся и вернулся в строй.

В перерыве между таймами Станислав отозвал в сторону Виктора и спросил, что тот думает о работе Генриха. Виктор ответил, что худшего консультанта еще не встречал: он мучает всех расспросами, лезет везде с секундомером — приходил, например, измерять хронометраж процессов на складе. Работать стало невозможно.

— Я не против секундомера и записи на видео. Но Генрих заявился на склад в праздники, когда покупатели разъехались по дачам и заказов на доставку почти не поступало. Отгрузок было мало, поэтому работали медленно. Если бы он пришел в понедельник, в час пик, то получил бы совсем другие цифры. А так что за смысл в этом хронометраже? Почему он на этом основании делает выводы о нашей работе?

Когда матч закончился (команда, в которой играли Семен и Виктор, выиграла со счетом 1:0), Семен подошел к гендиректору и сказал, что ребята из продаж и бухгалтерии жалуются на консультанта.

— Когда он закончит уже? Говорят, он всех отвлекает от работы. Совещания превращаются в бестолковые посиделки. А еще всем приходится кучу времени тратить на отчеты.

Станислав заверил Семена, что все под контролем, и направился к машине. Прошло уже три месяца из четырех, а жалоб меньше не становилось, да еще и сотрудники переругались.

Сев в машину, Станислав подумал, что не понимает, как быть. Если отказаться от услуг консультанта, ситуация не изменится, но, если его оставить, взаимодействие между отделами не укрепить. Не увольнять же, в самом деле, сотрудников, ведь это снова откатит процессы назад.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ: как гендиректору выполнить поручение собственника?

Павел Адамовский, генеральный директор UPS в России и Беларуси

Ответственность за повышение уровня сервиса и построение команды, члены которой способны эффективно взаимодействовать друг с другом, всегда лежит на руководителе. В описанной здесь компании, похоже, ситуация критическая, так что я не стал бы продлевать контракт Станислава: спустя месяцы он не достиг ощутимых результатов. Приглашенный консультант видит путь решения проблемы, однако к его советам генеральный директор прислушиваться не спешит.

Если идея сменить руководителя собственнику не по душе, у Станислава есть шанс все исправить. Для этого ему прежде всего необходимо удостовериться, что люди в компании понимают, как важно качественно обслуживать клиентов. Построение клиентского сервиса — командная работа, поэтому нужно вовлечь в нее каждого сотрудника, установив KPI для отслеживания изменений.

В целом я бы посоветовал Станиславу заняться решением следующих задач.

Постановка целей. Необходимо объяснить сотрудникам, почему текущие методы работы с потребителями неприемлемы, и установить высокие показатели эффективности: например, сокращение количества претензий, повышение индекса удовлетворенности клиентов и т. д. Это должно стать приоритетом. Очень важно определить, как, в какие сроки и зачем нужно достигать этих показателей. Поставив цели, следует контролировать их выполнение.

Налаживание командной работы. Это самая сложная задача, и от успеха ее реализации зависит функционирование всей компании. ­Решающее значение для долгосрочного успеха организации имеет скорость, с которой Станиславу удастся выстроить взаимодействие членов коллектива. Созданию командного духа будет способствовать постановка общей цели, но есть и другие способы сплотить коллег — например, тимбилдинги и личные встречи.

Консалтинг. Я бы не стал отказываться от услуг консультанта. Станислав может превратить его работу в командное дело — для этого нужно делиться с ­коллегами информацией о ее целях и результатах. Оказавшись вовлеченными в этот процесс, сотрудники поймут его значение и не будут принимать консультанта в штыки.

Взаимодействие с владельцем. Я бы рекомендовал Станиславу постоянно держать владельца компании в курсе текущих дел и достижений. Если сотрудники в какой-то момент не смогут достичь поставленных целей, для владельца это не станет неприятным сюрпризом.

Станислав вполне может выполнить задание собственника и повысить качество клиентского обслуживания, но для этого ему следует кардинально изменить свои методы работы. Ему придется проявить лидерские качества, поставить перед командой задачу и вдохновлять людей на ее достижение. Сотрудники должны быть мотивированы и вовлечены в процесс, действовать на благо компании и отвечать за свою работу.

Андрей Гурленов, директор по работе с персоналом МГТС

Ключевая проблема этой компании — разобщенность, отсутствие командного духа и, как следствие, неспособность работать на общий результат. Было ошибкой приглашать внешнего консультанта, специализирующегося на оптимизации бизнес-процессов. Его, что неудивительно, приняли в штыки, и это только усугубило ситуацию — а клиенты как были недовольны сервисом, так и остались.

Я вижу два способа построения клиентоориентированной компании. Первый — идеальный. Станиславу нужно собрать всех руководителей и открыто обсудить с ними проблемы бизнеса и претензии заказчиков, пресекая любые попытки переложить вину на смежное подразделение. Каждый должен подумать, как исправить ситуацию в пределах его зоны ответственности, какие улучшения провести, чтобы достичь главной цели — сделать клиента счастливым. Если удается сколотить команду единомышленников, необходимо будет минимум раз в неделю вместе разбирать и анализировать все претензии и на основе полученных результатов внедрять изменения. В такую команду можно приглашать внешнего консультанта в качестве фасилитатора дискуссий. Но идеал не всегда достижим: редко удается собрать команду, на 100% состоящую из людей, способных покопаться в своих проблемах, а не искать ошибки у «соседа».

Второй способ — реалистичный. Нужно сделать ставку на одного-двух руководителей, отвечающих за отношения с клиентами, то есть за рост выручки и удовлетворенность сервисом (это должно быть отражено в их KPI). Как правило, это коммерческий директор и/или директор по развитию. Этих менеджеров следует наделить полномочиями оценивать руководителей подразделений, которые входят в цепочку создания стоимости: производства, склада, сервиса — и работу поддерживающих функций — бухгалтерии, HR и т. д. В рамках такой модели необходимо качественно расставить показатели: их можно определить как для каждого этапа создания стоимости, так и для всего процесса. Это может быть индекс лояльности клиентов или другой индикатор удовлетворенности сервисом, который учитывает и доставку, и удобство заказа. В оценке KPI должны отражаться все клиентские кейсы, по каждому необходим разбор и предоставлена обратная связь.

В любом случае и Станиславу, и Семену нужно открыто общаться с командой, говорить о результатах бизнеса, обсуждать проблемы и возможности. Только открытость поможет достичь высокого уровня клиентоориентированности.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена