Доверьте борьбу с харассментом менеджерам | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Доверьте борьбу с
харассментом менеджерам

Разумные решения не всегда предполагают участие кадровиков

Автор: Эдриен Лоуренс

Доверьте борьбу с харассментом менеджерам
Craig Cutler

читайте также

Чему облачные вычисления могут научить автомобильную промышленность

Максвелл Вессел

Почему разделение Facebook не сделает соцсети менее опасными

Синан Арал

Преимущество старожила

Макмиллан Иэн,  Селден Ларри

Помогите сотрудникам поймать правильный поток

Терри Гриффитт

Как и многие работающие женщины, я знаю о сексуальном харассменте не понаслышке. Опишу два эпизода — и принципиально разную реакцию работодателей.

Один случай произошел, когда я успешно строила карьеру в информагентстве. Там меня домогался человек старше меня по должности; назову его Наставник с Задними Мыслями. Якобы помогая мне продвигаться по служебной лестнице, он стал делать мне откровенные намеки, а коллегам, как выяснилось, сказал, что мы встречаемся (на самом деле ничего подобного не было). Я встретилась с руководителем, которому доверяла, и рассказала все начистоту. Тот рекомендовал мне подать «официальную жалобу», следуя установленному в компании порядку. Для этого мне пришлось пройти собеседование с кадровиком, которого я до этого ни разу не видела.

Через несколько дней меня вызвали в другое здание еще на один разговор — на этот раз с руководительницей отдела кадров. На этой встрече выяснилось не только то, что буквально за год до меня на Наставника с Задними Мыслями жаловалась другая женщина, но и то, что моя визави дружит с ним вот уже 20 лет. Еще через несколько дней меня отправили в третье место, где со мной поговорил еще один руководитель-мужчина. Весь этот «установленный порядок» оказался унизительной тратой времени, отбивавшей всякое желание жаловаться на домогательства. После того как руководительница отдела кадров явно помогла Наставнику с Задними Мыслями замять дело, а я отказалась спустить все на тормозах, со мной просто не продлили договор. Признаюсь, я не слишком жалею: работать там было неприятно.

Другой случай произошел раньше: в юности я работала в дилерском центре элитных автомобилей, и тамошний весьма успешный продавец (назову его Наглый Тип) имел привычку прижиматься к девушкам сзади и тереться о них, изображая танец в ночном клубе. Однажды мы с коллегой подошли к столу начальницы и вскользь заметили, что хотели бы положить этому конец. Начальница просто встала, прошла через зал и обратилась к менеджеру-мужчине: «Можешь сказать Наглому Типу, чтобы перестал трогать девушек?» Тот немедленно связался с ним по громкой связи и без лишних слов приказал: «Прекрати трогать девушек!» «Хорошо», — ответил Наглый Тип. Мы поблагодарили менеджера и разошлись. С тех пор о нас никто не терся. Проблема была решена. Моя карьера в компании продолжалась: я многого достигла, и мне никто не ставил палки в колеса. И до сих пор я считаю того работодателя одним из лучших в моей практике.

В описанных случаях дело происходило в двух очень разных культурах, хотя оба раза большинство сотрудников были мужчинами, отрасль была традиционно мужской, а в компаниях существовали политики против харассмента и проводились тренинги по проблеме сексуальных домогательств. В обоих случаях сразу несколько женщин пожаловались на домогательства со стороны мужчин со «звездным» статусом, с которыми им предстояло работать и дальше. Формальный подход информагентства не работал — во многом из-за того, что за жалобу сотрудника наказывали прохождением через долгий бессмысленный процесс общения с людьми, которых тот не знал и которым не доверял (не говоря уже о том, что моя попытка настоять на честном разбирательстве привела к увольнению). А неформальный подход дилерского центра дал простое и быстрое решение и не только помог пресечь харассмент, но и создал у жертв чувство защищенности.

Первый случай отлично иллюстрирует недостатки подхода к вопросу у многих работодателей. Повседневные проблемы сотрудников (например, неэффективная или непрофессиональная работа) решаются непосредственным начальством, но когда речь идет о харассменте, большинство компаний видят в нем серьезный юридический вопрос, привлекают отдел кадров и затевают мудреный и зачастую несправедливый псевдосудебный процесс. Подобные процедуры под руководством кадровиков редко свидетельствуют о сочувствии к пострадавшему сотруднику и еще реже помогают решить проблему. Как правило, работодатель заботится прежде всего о том, чтобы не разориться на судах. Во многих компаниях бюрократические механизмы позволяют обидчику остаться в прежней должности и продолжать вести себя тем же образом. Вспомним CBS, NBC и Google: у этих компаний есть огромные отделы кадров и объемистые политики — и все же, если верить СМИ, Лесли Мунвес, Мэтт Лауэр и Энди Рубин годами безнаказанно домогались коллег.

ТИПЫ РЕАКЦИИ

Как люди чаще всего реагируют на домогательства? Простого ответа здесь нет. Для большинства из нас это не одна реакция, а целый процесс. Вот какой путь проходит большинство, согласно исследованиям:

Игнорирование → Избегание → Самозащита → Рассказ близким → Рассказ коллегам → Рассказ начальнику или кадровику → Обращение к юристу или в органы власти.

Каждое из этих действий попадает в одну из трех категорий: отсутствие реакции, неформальная реакция, формальная реакция.

Отсутствие реакции (попытки игнорировать или приуменьшить проблему, увольнение без объяснения истинных причин) имеет место куда чаще, чем принято считать. Исследование 2015 года показало: 32% людей, подвергшихся серьезным домогательствам на работе, утверждают, что никому об этом не говорили (для сравнения: в суд подали всего 3%); 80% предпочли просто уйти из компании.

К неформальной реакции относятся действия по устранению проблемы без подачи официальной жалобы. Это может быть высказывание человеку своего недовольства (лично или в письменном виде), угроза рассказать другим, поиск поддержки у свидетелей или попытка разрядить ситуацию юмором или сарказмом.

Формальная реакция — та, которую мы чаще всего представляем себе, когда слышим о случаях харассмента. Это, например, обращение в отдел кадров, подача жалобы в Комиссию по соблюдению равноправия при трудоустройстве (или аналогичный госорган), вызов полиции (если действия обидчика преступны) или привлечение адвоката и начало гражданского разбирательства.

Чем серьезнее компания относится к проблеме харассмента и чем больше вас поддерживают начальство и коллеги, тем выше вероятность, что вы выберете третий путь. И это неудивительно. Понимающий босс не оставит вас страдать в одиночестве, а добрые коллеги не будут молчать из соображений «моя хата с краю». В уважаемых компаниях сексуальные домогательства противоречат и писаным, и неписаным правилам — корпоративной культуре. Если же культура потворствует харассменту, люди почти никогда на него не жалуются. Мой непосредственный начальник в одной юридической фирме как-то в разговоре заметил, что председатель совета директоров назвал меня «сексуальной попкой». Как вы думаете — зная, что подобные высказывания там норма, обратилась ли я в отдел кадров, когда сам начальник начал ко мне приставать? Нет.

Формальная реакция на домогательства отмечается реже всего и у женщин, и у мужчин; однако большинство компаний рассматривает только этот вариант. Но чаще всего, если сотрудник доходит до официальных каналов, это значит, что все иные способы испробованы или харассмент приобрел серьезные масштабы: человека постоянно трогают или принуждают к сексу.

Редкость формальной реакции объясняется двумя причинами: час­тыми случаями мести и устаревшим подходом к рассмотрению жалоб в большинстве организаций. Многие работодатели десятилетиями применяют одни и те же практики, несмотря на появление массы исследований, говорящих о большей эффективности новых методов профилактики.

СТАРЫЙ ПОДХОД

Традиционный подход предполагает политику нулевой терпимости к харассменту. Сотрудник должен подать официальную жалобу: устно, в беседе с руководством, или письменно, изложив произошедшее. Затем работодатель должен решить, содержит ли представленное описание признаки харассмента. Если да, начинается расследование. Обвиняемого и свидетелей уведомляют и опрашивают, собирая доказательства. Сотрудника, подавшего жалобу, работодатель вправе повторно вызвать на беседу или пригласить для дачи дополнительных показаний. После завершения расследования компания делает вывод, была ли нарушена политика компании, и если да, следует ли наказать нарушителя и каким образом. В ряде случаев сторонники такого подхода пытаются выглядеть прогрессивными и внедряют горячую линию для сообщений о харассменте.

У этого подхода есть свои преимущества — например, он имеет понятную структуру, предполагает четкую фиксацию случившегося, бóльшую ответственность сторон и должное наказание виновных, а также позволяет отслеживать повторные нарушения. Но у него есть и серьезные недостатки: он не помогает искоренить харассмент, поскольку из-за лишней бюрократии многие сотрудники не решаются подавать жалобы. Кроме того, пострадавшая сторона далеко не всегда заинтересована в наказании обидчика: если проступок незначителен, достаточно просто получить уверенность, что это больше не повторится. Обезличенность и формализованность традиционного подхода мешает людям поднимать конфиденциальные и эмоционально острые вопросы. К несчастью, несмотря на эти и другие явные недостатки, формальные процедуры — единственное, что готово предложить большинство работодателей.

НОВЫЙ ПОДХОД

Прогрессивный подход предполагает больше вариантов подачи и рассмотрения жалоб на сексуальные домогательства (как правило, это неформальные, формальные, анонимные или конфиденциальные варианты). Вот несколько примеров из исследований Фрэнка Доббина и Александры Калев, а также из набора методов борьбы с харассментом, разработанных в 2018 году исследовательским центром New America.

  • Вместо «нулевой терпимости» прогрессивная политика предлагает несколько вариантов реакции с учетом специфики проблемы: от помощи сторонам в сохранении профессиональных отношений до увольнения настойчивого и опасного нарушителя.

  • Конфиденциальная электронная система подачи жалоб позволяет сотруднику при желании не давать ход своему заявлению, пока кто-то еще не пожалуется на того же человека.

  • Сотрудники могут пожаловаться тому менеджеру, которому больше доверяют. Он вправе либо неформально побеседовать с нарушителем, либо передать жалобу для дальнейших разбирательств соответствующим специалистам.

  • Привлекаются незаинтересованные сторонние медиаторы, способные разрешить конфликт между сотрудниками мирным путем.

  • Для проведения расследований по жалобам, отслеживания их, рекомендации мер и наказаний и недопущения мести привлекается сторонняя компания или независимый орган.

  • Прежде чем уволить сотрудника за сексуальный харассмент, правомерность такого решения проверяется путем семичастного теста, который применяется в профсоюзных разбирательствах. В этом тесте, помимо прочего, учитывается, получил ли сотрудник соответствующее предупреждение и были ли обвинения рассмотрены честно и объективно.

Эти новые подходы к проблеме харассмента доказали свою эффективность. В частности, они дают сотрудникам больше вариантов решения проблемы и помогают обеспечить справедливость процесса и результата.

РАБОТА С НЕГАТИВНОЙ РЕАКЦИЕЙ

Даже если подвергшийся харассменту человек работает в компании, внедрившей самые прогрессивные инструменты, стоит помнить: он имеет дело не с политиками, а с людьми, у каждого из которых свой опыт и свои стереотипы. Одни люди реагируют на жалобы с сочувствием и состраданием, другие нет. Когда жертва выбирает между отсутствием реакции, неформальной и формальной реакцией, я советую ей подготовиться к возможной неприязни со стороны неэмпатичных боссов, кадровиков и коллег. К сожалению, это не редкость. Вот несколько примеров.

Недоверие. Многие женщины не сообщают о домогательствах из опасений, что им не поверят. Достойные работодатели стараются снизить этот риск, обучая сотрудников, работающих с жалобами, эмпатии и состраданию. Если человек, которому вы жалуетесь, не обладает этими качествами или не верит вам, не отчаивайтесь. Вы знаете правду, и этого у вас никто не отнимет. Вам нужен не человек, который вам поверит, а открытый и беспристрастный профессионал. Если при первой попытке пожаловаться вам попался совсем иной человек, попробуйте настоять, чтобы вашу жалобу принял и изучил кто-то другой. Если это невозможно, потребуйте, чтобы ваше обращение в любом случае было зафиксировано. Возможно, у вас будет возможность обратиться с жалобой непосредственно в Комиссию по соблюдению равноправия при трудоустройстве или аналогичную инстанцию.

Игнорирование. После успеха движения #MeToo это случается реже, однако все еще отмечается у некоторых работодателей. Игнорирование жалоб на харассмент нарушает все политики, обещающие быстрое и справедливое рассмотрение заявлений. Если ваше обращение оставляют без внимания, возможно, стоит настоять на беседе с другим специалистом, подать подробную жалобу в виде письма с изложением событий или обратиться в органы власти.

Месть. Мщение за жалобу на сексуальный харассмент незаконно, однако это происходит по меньшей мере в 75% случаев: заявителя понижают в должности, вынуждают работать по неудобному графику, увольняют, подвергают сексуальному насилию или дальнейшим домогательствам. Если дело дошло до мести, постарайтесь уведомить об этом высшее руководство компании или сразу обращайтесь в госорганы. Какие бы меры вы ни приняли, фиксируйте все проявления мести так же, как и случаи домогательств, и постарайтесь обратиться к юристу.

Подвергшийся харассменту сотрудник вынужден решать, что ему делать. Учитывая возможность негативной реакции работодателя, я рекомендую обдумать ряд ключевых вопросов, прежде чем решать, сообщать ли ему о произошедшем и как именно это делать. Нарушает ли случившееся политики компании или закон? Нарушение имело место один раз или более? Предпринимали ли вы попытки решить проблему неформальным путем (и возможно ли это в принципе)? Вы лично были свидетелем или имеете доказательства произошедшего — или же слышали об этом от третьих лиц? Пережил ли кто-нибудь другой то же самое? Насколько успешен или популярен нарушитель и как его статус в компании соотносится с вашим? Известно ли вам, как работодатель реагировал на формальные жалобы на сексуальные домогательства в прошлом? Известно ли вам, как в дальнейшем обращались с заявителями? Есть ли у вас ощущение, что если ситуация не изменится, то вам придется уволиться? Готовы ли вы к тому, что после подачи официальной жалобы можете стать изгоем или будете вынуждены уйти с работы?

Конечно, не всех, кто пожалуется на домогательства, ждет остракизм. Но поскольку такой исход вполне вероятен, важно заранее обдумать эти вопросы: ведь далеко не все работодатели искренне пытаются искоренить сексуальный харассмент.

Об авторе

Эдриен Лоуренс (Adrienne Lawrence) — юрист, телеведущая, автор книги «Staying in the Game: The Playbook for Beating Workplace Sexual Harassment» (TarcherPerigee, 2020), ставшей основой для данной статьи. В 2015—2017 годах Эдриен выступала на канале ESPN как телеведущая и юрист-аналитик, а затем стала первой сотрудницей, подавшей на канал в суд за сексуальный харассмент.