Хотите следить за сотрудниками? Делайте это открыто! | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите следить за сотрудниками? Делайте это открыто!

Ричард Бухбанд , Томас Чаморро-Премузик
Хотите следить за сотрудниками? Делайте это открыто!
Иллюстрация: Andrius Banelis

Еще до пандемии COVID-19 было ясно, что эмпатия — способность понимать и щадить чужие чувства — одно из лидерских качеств, характерных для лучших начальников. Эмпатия стала еще важнее в условиях коронавирусного кризиса, вынудившего руководителей больше внимания уделять физическому и психическому благополучию своих сотрудников, а также учитывать нюансы их личных обстоятельств, чтобы помогать им справляться со стрессом и сохранять стойкость.

Эта непростая задача еще больше усложняется в связи с нашей нынешней зависимостью от коммуникационных технологий. Сегодня приходится подменять личные контакты сеансами видеосвязи и осваивать труднодоступное искусство проявлять эмпатию перед видеокамерой. По природе своей человеческие отношения эмоциональны, но обусловленные ими эмоции сложно передать в цифровой среде. Ощущать и проявлять эмоции перед экраном компьютера или гаджета и взаимодействовать с человеком, который физически находится рядом, — совсем разные вещи.

Положение руководителей делают еще более затруднительным этические и правовые тонкости управления сотрудниками, работающими только удаленно. Многие менеджеры ничего не знают об этих нюансах или упускают их из виду. Границы между профессиональной и личной жизнью людей были сильно размыты и до того, как удаленная работа распространилась повсеместно, а сейчас они стали еще неопределеннее.

Мы полагаем, что непросто уравновесить проявление эмпатии по отношению к сотрудникам (которое может заключаться в том, что руководитель чаще выходит на связь с ними, оценивает их общее эмоциональное состояние и задает вопросы об их личных обстоятельствах) и уважительное отношение к неприкосновенности их частной жизни. Некоторые проблемы — в большей степени этические, чем правовые, и руководителям не стоит рассчитывать на то, что для их решения достаточно здравого смысла. Например, нет никаких правовых препятствий для того, чтобы проводить удаленные совещания в традиционные рабочие часы, но этика явно требует принимать во внимание личные обстоятельства людей (например, родительские обязанности, местные ограничительные меры, отсутствие возможности уединиться в тихом месте в домашних условиях). Иногда это цифровые проблемы, проистекающие из беспрецедентной зависимости от технологий, формирующих цифровую среду для удаленной работы — очевидных и незримых. Вспомните усталость от Zoom, необходимость осваивать новые технологии, а также падение производительности труда в связи с переходом от традиционных совещаний к виртуальным. Сейчас как никогда руководителям нужно не только понимать, как вести себя, чтобы быть хорошим начальником — то есть видеть, что нужно, например, вдохновлять, объединять и понимать подчиненных, — но и осознавать, какие могут быть последствия, если практиковать такое поведение, виртуально присутствуя в домах сотрудников.

Рассмотрите изложенный ниже сценарий, знакомый немалой доле всех наемных работников мира.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как использовать «мудрость толпы»
Брэд Девис,  Джулия Минсон