Уходя не уходи: когда бывший сотрудник может принести пользу | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уходя не уходи: когда бывший сотрудник может принести пользу

Элисон Дахнер , Эрин Макариус
Уходя не уходи: когда бывший сотрудник может принести пользу
Фото: Tom Hegen

Организации тратят много времени и других ресурсов, чтобы ввести новых сотрудников в курс дела и удержать их в коллективе, а вот увольняющимся почти не уделяют внимания.

Формальные вопросы, инструкции, как передать дела коллегам, беглое описание льгот и ресурсов, доступных бывшим сотрудникам, — вот и все, с чем обычно сталкиваются люди при увольнении. Иногда они встречают грубое и нетерпимое отношение начальников, а в крайнем случае бывший босс и коллеги даже относятся к уходящим как к предателям.

Компании, не уделяющие внимания процессу расставания с персоналом, совершают ошибку. Еще до того, как пандемия привела к потере миллионов рабочих мест, рынок труда переживал трансформацию. Средний стаж работы в США на одном месте, по данным Бюро статистики труда, упал до 4,1 года, и текучка растет. Организациям пора пристальнее взглянуть на процесс увольнения. Они должны относиться к нему не только как ко все более значимому этапу управления талантами, но и как к возможности создать долгосрочную ценность.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Организации уделяют огромное внимание найму людей и почти не заботятся о процессе расставания с ними. Растущий отток рабочей силы сегодня указывает на то, что подобный подход недальновиден.
Возможность
Компании, грамотно организующие процесс увольнения сотрудников, могут превратить их в лояльных «выпускников». Экс-коллеги станут клиентами, поставщиками, наставниками, представителями бренда, а некоторые вернутся в прежний коллектив.
Рекомендации
Фирмам стоит заранее готовиться к уходу сотрудников, а в процессе расставания отдавать должное их вкладу в развитие бизнеса, проводить подробные беседы перед увольнением, предлагать помощь в переходный период, учитывая индивидуальные потребности, и создавать официальные программы по сохранению связи с организацией.

Фирмы по кадровому консалтингу давно стали лидерами в этой сфере, уподобив расставание с сотрудниками выпуску студентов: людей поддерживают в переходный период, создают условия для будущих достижений, вовлекают в специальные программы. Выгоды для таких организаций очевидны: бывшие консультанты становятся будущими клиентами. Мы считаем, что подобные стимулы существуют в компаниях и других отраслей: «выпускники» могут стать заказчиками, поставщиками, представителями бренда, наставниками или вернуться на прежнее место работы. Согласно отчету PeoplePath (ранее Conenza) и Корнелльского университета от 2019 года, около трети корпоративных «выпускников» сохраняют связи с бывшим работодателем в качестве клиентов, партнеров или поставщиков, а 15% из вновь нанятых в штат людей ранее работали в этой же компании или пришли по рекомендации экс-сотрудников.

Мы подробно изучили лучшие программы, которые помогают людям успешно перейти на новый этап. Параллельно с нашими исследованиями текучести и перемещения кадров мы проанализировали более 125 научных и прикладных статей, опубликованных с 1980 по 2020 год, об уходе сотрудников из организаций. Мы сравнили итоги этой работы с данными сайтов компаний, статей в газетах и журналах, а также интервью с кадровиками. Полученные рекомендации, которые мы приведем ниже, применимы к людям, увольняющимся без конфликта, по собственному желанию или из-за сокращения штата. Наши главные выводы подтверждают, что здравомыслящие начальники готовятся к увольнению сотрудника задолго до его ухода и относятся к этому вопросу стратегически, с опорой на данные, применяя гибкий подход.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА

Количество средств, которое компания инвестирует в программы выведения людей из штата, определяется ее стратегией, культурой, бюджетом, уровнем текучки и отраслью. При этом каждая фирма стремится соблюсти при увольнении все юридические нормы. С помощью продуманной программы компания защитится от возможных исков, установит правила и систематические процедуры, позволяющие управлять процессом расставания с сотрудниками.

Однако соблюдение законодательства — лишь начало. Фирмы должны согласовывать свои комплексные программы с кадровой политикой в области управления талантами. Это поможет организации решить задачи по поиску профессионалов. Здесь важно учесть размер и специфику компании, требования к квалификации персонала и рыночный спрос на подобных специалистов. Менеджер Федерального резервного банка Кливленда по работе с деловыми партнерами в кадровой сфере Джордж Сэмпл выразился так: «Чем сильнее конкуренция и напряженнее битва за таланты в вашей отрасли, тем значимее внимательное отношение к уходящим».

Лучшие программы расставания с сотрудниками опираются на миссию, видение и культуру компании. То, как руководство относится к уходящему персоналу, четко показывает, действительно ли фирме небезразличны ее обязательства и ценности. «Когда человек становится частью организации, та старается создать у новичка наилучшее впечатление о себе, — поясняет Майк Квинн, старший вице-президент по интеграции химической компании Synthomer. — Также когда сотрудник покидает фирму, даже в этот трудный момент хорошо бы сделать так, чтобы и сам процесс, и ощущения от него отражали общую культуру организации».

Организации с четко сформулированными и учитывающими интересы людей программами могут ощутимо влиять на мнение сотрудников о том, как работодатель выполняет свои обязательства. Удостоенный Нобелевской премии бихевиорист Даниэль Канеман вывел правило «пика и конца»: наше суждение о событии зависит в основном от наших ощущений в его кульминационной точке и в конце, а не на всем его протяжении. Это означает, что люди лучше запомнят, как с ними прощались, чем как их вводили в курс дела, и что годами выстраивавшиеся отношения между работодателем и сотрудником легко разрушить непродуманным процессом увольнения. «Уходя, люди склонны обсуждать компанию и то, как она с ними простилась, — продолжает Квинн. — В ваших интересах, чтобы и бывшие, и нынешние сотрудники понимали, что к ним относятся хорошо, даже в случае выведения из штата».

ПЛАНИРОВАНИЕ УВОЛЬНЕНИЙ

Что же входит в комплексную программу расставания с сотрудником? Это покажется странным, но для образцовых компаний увольнение — заслуживающий постоянного внимания процесс, а не отдельно взятое событие. Их программы выходят за рамки продуманного интервью перед уходом сотрудника и не ограничиваются формальной передачей дел и обязанностей. «Важно сразу заложить базу для разумного расставания», — пояснил нам партнер крупной юридической фирмы.

советуем прочитать

Об авторах

Элисон Дахнер (Alison Dachner) — доцент менеджмента в бизнес-колледже Болеров при Университете Джона Кэрролла.

Эрин Макариус (Erin E. Makarius) — доцент менеджмента в колледже делового администрирования при Университете Акрона.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Чтобы вас поняли
Бендапуди Венкат,  Бендапуди Нили
Три правила позитивной культуры кибербезопасности
Джейсон Беннет Тэтчер,  Райан Райт
Проклятые сырьем
Сергей Гуриев,  Фалалеев Дмитрий