Как помочь сотрудникам усвоить стратегию | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как помочь сотрудникам
усвоить стратегию

Внутренняя коммуникация

Авторы: Галуник Чарльз , Хермрек Иммануил

Как помочь сотрудникам усвоить стратегию

читайте также

Смириться со своей отставкой

Манфред Кетс де Врис

Следи за собой, будь «вечно занят»

Амитава Чаттопадхай,  Джихи Кристин Ким,  Моника Вадхва

Как Uber и Airbnb запускают продукты с помощью экспериментов

Джефф Фоссетт,  Дункан Гилкрайст,  Майкл Лука

Нужны идеи? Поощряйте инакомыслие

Адам Грант

Любой руководитель хочет, чтобы стратегия компании укоренилась в головах сотрудников и все они приближали заветную цель, действуя в нужном направлении. Это важно, потому что чаще всего невозможно дать инструкции на все случаи жизни. Для уяснения стратегии проводятся стратегические общекорпоративные вече, а гендиректор по электронной почте разъясняет основные направления удара. Тем не менее до сих пор непонятно, почему одни сотрудники воспринимают стратегию компании, а другие нет.

Мы проанализировали более 60 тысяч анонимных анкет, заполненных в ходе исследования, включающего более 300 компаний по всему миру. ­Какие-то­ из результатов не стали для нас открытием. Скажем, намного чаще прочих понимали и разделяли стратегию компании сотрудники, занимающие высокие посты, удовлетворенные заработком и рабочей нагрузкой, придерживающиеся высокого мнения о своей компании. (С этими факторами связано 39% разброса в степени принятия.) Однако были и сюрпризы. К примеру, мы предполагали, что люди, проработавшие в компании немало лет, лучше усвоили и приняли на вооружение корпоративные цели, чем остальные. На деле такой закономерности не было. Возможно, это объясняется тем, что за долгое время работы в фирме сотрудник не раз становился свидетелем изменения ее курса и ему нужно было всякий раз перестраиваться.

Мы сосредоточились на трех парамет­рах, которые, по нашему предположению, должны влиять на усвоение стратегии. Это условия трудового договора, отношения с непосредственным начальником, мнение о высшем руководстве и доверие к нему. Обнаружилось, что условия действительно существенны, причем главное — возможности обучения и развития и ясные перспективы карьерного роста. Что касается отношений с непосредственным начальником, то оказалось, что этот фактор имеет лишь опосредованное значение, поскольку от него зависит, какие задания получает сотрудник, с кем в команде работает и какие возможности для развития ему предоставляются.

Самым же важным фактором — чего мы и предположить не могли — оказались действия топ-менеджмента. Результаты проливают свет на то, как происходит уяснение стратегии на разных уровнях. К примеру, многие полагаются на так называемый принцип каскадирования: высший состав разъясняет стратегию своим непосредственным подчиненным, предполагается, что те будут распространять это знание на следующий уровень и так далее. Наши данные говорят о том, что это работает далеко не всегда. Гораздо надежнее, если о стратегии с людьми будут говорить напрямую сами руководители. Желательно, чтобы это происходило в формате открытого диалога, чтобы сотрудник был уверен, что его позиция услышана «наверху».

Чем объясняется особая роль высшего руководства? На наш взгляд, причин две: во-первых, руководство формирует стратегию, и поэтому оно — первоисточник информации, во-вторых, у него высокий авторитет. Верхушка как бы олицетворяет собой курс и стратегию компании. Невозможно выстроить целостное понимание у массы сотрудников, если топ-менеджмент не вступает с ними в непосредственный контакт.

И об этом нельзя забывать.