Мифы и правда о самосознании | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Мифы и правда
о самосознании

Идентичность и самосознание.

Автор: Елена Евграфова

Мифы и правда о самосознании

читайте также

«Бренд — узнаваемый “зонтик”, но он находит отражение в конкретных людях»

Мария Подцероб

Это может только гендиректор

Лафли Алан

Чем бизнес-модель отличается от стратегии

Медитация по расписанию

Ирина Гусинская

Любые подходы в управлении, политические призывы или рекламные кампании бьют в цель, только если они не противоестественны для людей. Иначе их либо игнорируют, либо встречают в штыки. Если наши управленческие, маркетинговые или любые другие ходы не достигают цели, обычно мы виним в этом кого угодно, но только не самих себя, хотя скорее всего виноваты как раз мы сами, потому что слишком плохо знаем народ, на который хотим воздейст­вовать, и слишком полагаемся на мифы о нем, которые сами же и плодим.

Чтобы найти ответы хотя бы на некоторые вопросы о русском самосознании, мы поговорили с Александром Бугановым, историком и этнографом, давно изучающим этот предмет. И некоторые устойчивые стереотипы он действительно смог развенчать.

Для начала ученый подверг серьезным сомнениям пресловутую ненависть русских к богатым, о которой так любят рассуждать и дремучие почвенники, воспевающие русскую нищету, и оголтелые либералы, пытающиеся привить нам страсть к потреблению. По мнению ученого, русскому самосознанию, которое формировалось веками, было замешано на православии и сейчас начинает проступать сквозь налет, нанесенный советским периодом истории, вовсе не свойственна ненависть к богатству. Буганов доказывает, что народное самосознание скорее осуждает бедность «по лени», нежели богатство, нажитое трудом.

Особенность русского отношения к богатству в том, что нам принципиально важны его источники — честно или нечестно оно получено. Не менее существенно для русских и то, как живет и ведет себя богатый человек. К богатым, живущим праведно, мы никогда ненависти не испытывали­. И если народ не любит олигархов, то причины надо искать не в народе, а в репутации самих олигархов.

Кстати, и с понятием «русский народ» тоже пора разобраться. Если уже по переписи населения 1897 года этнические русские составляли всего 20% населения, значит, пора отказаться от непонятного новообразования «россияне» и привыкать к тому, что все мы, живущие в этой стране и желающие ее процветания, — русские, даже если мы русские башкиры, русские чукчи или русские армяне. Иначе никакая русская идея никогда не сможет стать общенациональной и приведет только к противостоянию большинства и этнических русских.

В управлении вопрос идентичности — это основной вопрос. Осознавать, что ты собой представляешь, каковы твои приоритеты, ценности и цели, очень важно. Если честное происхождение богатства и благородство элиты — это условие, при котором народ готов ее уважать, значит, надо это учитывать при построении русского капитализма и поисках русской идеи.

Продолжить обсуждение темы можно на сайте ­hbr-russia.ru.