Корпоративное обучение не должно быть скучным | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Корпоративное обучение не должно
быть скучным

Бывший глава отдела инноваций и креативности в Disney дает четыре совета, которые смогут сделать сотрудников креативнее, а их работу — эффективнее

Автор: Дункан Уордл

Корпоративное обучение не должно быть скучным
Фото: Vinicius "amnx" Amano / Unsplash

читайте также

С миру по лайку: краудсорсинг

Дагаева Анастасия

Для успешного слияния нужно не забывать про человеческий фактор

Рон Ашкеназ

Александр Васильев: «Мода не может быть повседневной»

Анна Натитник

Не стать токсичным боссом

Елена Евграфова

Совместное исследование, проведенное Gallup и Amazon, показало, что почти 60% работников очень или крайне заинтересованы в том, чтобы участвовать в программах повышения квалификации, а это значит, что ваши работники, скорее всего, настроены точно так же. Так почему 57% персонала занимаются своим образованием самостоятельно? Большинство корпоративных обучающих программ им не подходят, потому что в них нет необходимого уровня креативности.

Десять лет назад, когда я стал главой отдела инноваций и креативности в Disney, меня попросили встроить дух инноваций и креативности в «ДНК» компании. На тот момент прошло совсем немного времени с тех пор, как корпорация приобрела компании Marvel, Pixar, ESPN, Lucasfilm и ABC; команды всех этих организаций работали по отдельности, и у каждой был свой процесс внедрения инноваций. Кроме того, Disney поняла, что ей нужны конкретные программы обучения и инструменты для новаторов, чтобы они могли учиться точно так же, как юристы идут учиться на юридические факультеты, а специалисты по ИT — на курсы в области информатики.

Успеха я добился только с четвертого раза. Сначала я привел консультантов по инновациям; они были хорошими специалистами, но внутри компании мало что изменилось. Во второй раз я создал внутри компании команду по инновации, но люди, которые не вошли в нее, подумали: «Наверное, инновации — это их дело, а не наше». В третий раз мы создали партнерства с молодыми компаниями-стартапами из технологических сфер. Нам удалось добиться кое-каких инноваций, но они коснулись всего лишь 1% наших работников.

Мы потерпели поражение. А затем нас осенило.

Я понял: нельзя просто сказать людям, чтобы они думали по-другому, рисковали или собирались на «мозговые штурмы». Мы должны дать им инструменты, которые сделают креативность неотъемлемой частью работы. Шеф-повар с полным комплектом ножей более уверенно чувствует себя на кухне, чем повар, у которого только один тупой нож; правильно подобранные инструменты позволяют людям добиться высот мастерства в своем деле. Чтобы наши команды могли проявлять креативность тогда, когда им нужно, мы должны дать им инструменты, которые стимулируют их креативность.

Я решил создать набор инструментов, благодаря которым инновации перестанут казаться страшными и сделают нестандартное мышление доступным и интересным делом для занятых работников. Кроме того, я хотел, чтобы им не было скучно — ведь у половины сотрудников работа вызывает скуку. В результате уровень креативности сильно повысился, и она не казалась вымученной.

Вот тайный ингредиент, который вдохнет жизнь в корпоративные программы обучения: необходимо понять, каким огромным потенциалом обладает креативность, если нужно превратить повышение квалификации из рутинной задачи в увлекательное приключение. Интегрируя креативные методы обучения с инновационными инструментами повышения квалификации, мы можем пробудить в наших работниках жажду знаний и позаботиться о том, чтобы они не только приобрели новые навыки, но также получили удовольствие от процесса. В результате в компании возникает атмосфера постоянного роста и инновации.

Раздувая искру креативности, начните с себя

Добавив креативность в обучающие программы, вы наполните ваших людей энергией. Большинство из существующих моделей обучения — особенно интернет-программ — невероятно скучные и унылые. Выберите один из вариантов ответа. Наберите не менее 80%. Ответить, повторить. Нет никакой вовлеченности, лишь «возможность» поставить галочку в обязательном пункте анкеты.

Если вы хотите, чтобы ваши программы обучения и повышения квалификации были увлекательными, вам нужно все делать по-другому. В противном случае вы снова получите катастрофические результаты. В данный момент 18% работников говорят, что они активно отстраняются от процесса — и лишь 32% в него вовлечены. Это означает, что половина ваших работников, скорее всего, находятся где-то посередине этой шкалы, и они заслуживают нечто большее, чем еще один традиционный курс обучения.

Пока вы не начнете проявлять креатив в своих обучающих программах, вам вряд ли удастся создать такие впечатления, благодаря которым профессиональная подготовка станет приятным, а не унылым процессом. Прежде всего помогите вашим людям развить свое воображение, проявляя креативность. В противном случае никто не сможет перенести атмосферу креативности из семинаров в свою повседневную работу.

Ниже приведен список компонентов, которые я советую добавить в ваш набор инструментов креативности и инноваций.

1. Поощряйте вопрос «а что, если?»

Когда вы спрашиваете людей о том, с какими барьерами, препятствующими инновациям, они сталкиваются на работе, то самые распространенные ответы — это «у нас нет ресурсов» и «у нас слишком строгие инструкции». Вопрос «а что, если» поможет вам разрушить эти барьеры.

Сделать вопрос «а что, если?» стандартным, «дежурным» просто. Во-первых, выпишите все правила, действующие в вашей индустрии. Во-вторых, выберите одно из них и придумайте провокационные способы нарушить его так, чтобы оно перестало работать. Это позволяет задействовать поток вашего мышления, который усиливает ваши знания и опыт. Если вы готовы мыслить по-новому, то сможете добраться до самых глубин вашего потока мышления.

Стратегию «а что, если?» придумал не я, а Уолт Дисней. Он был разочарован тем, что не может создать «эффект погружения», закачивая туман или теплый воздух в кинотеатры во время показа мультфильма «Фантазия». Поэтому он записал правила индустрии для кинотеатров: люди должны зайти в определенное время, сесть в кресла и смотреть только то, что показывает кинотеатр. Кинопродюсеры, как и Дисней, не могли управлять средой. Поэтому он взял эту роль индустрии на себя и сказал: «А что, если это правило перестанет действовать и я смогу контролировать атмосферу, выведя наши фильмы из кинотеатров и сделав персонажей трехмерными?»

В то время подобные мысли казались довольно провокационными. Как собрать в одном месте пиратов, ковбоев и принцесс, чтобы они могли взаимодействовать с обычными людьми? Ответом на этот вопрос стал «Диснейленд» — место, состоящее из участков, посвященных разным темам, где посетители могли погрузиться в миры Уолта. В «Диснейленде» Дисней мог управлять каждым параметром среды.

2. Отвечайте на проблемы вопросом «а как еще?»

Вот еще один стимулирующий креативность инструмент, придуманный Уолтом. Он размышлял о том, как сделать «Диснейленд» уникальным, и спрашивал себя: «А как еще?» Результат? Клиентов назвали «гостями», а работников — «членами труппы». Он просто заново определил отношения между потребителями и работниками. Его вопрос «как еще?» создал беспрецедентный уровень гостеприимства, который другие компании постоянно пытаются достичь.

Как заставить вопрос «а как еще?» работать, когда вы ищете новые методы обучения? Начните с несложного упражнения. Допустим, что вы собираетесь открыть автомойку. Какие три главных ингредиента для данного бизнеса? Вода, щетки и пылесосы. Так, а что если мы переформатируем нашу мойку, задав вопрос «а как еще?» Возможно, мы превратим мойку в «авто-спа», в которой тряпки станут «роскошными халатами».

Вопрос «а как еще?» можно использовать в любой области бизнеса. В Disney мы использовали его, чтобы увеличить ежеквартальные доходы на 3%, не повышая цены на билеты. Вместо этого мы сфокусировались на том, чтобы уменьшить время, которое гости стоят в очереди. Мы нашли аптеку в Токио, которая использовала технологию радиочастотной идентификации (RFID), чтобы уменьшить очереди. Мы позаимствовали эту концепцию, и в результате появился «волшебный браслет», оснащенный технологией RFID. Этот товар дает гостям больше времени на развлечения — и на то, чтобы тратить деньги. Это был один из самых главных «хитов», создающих прибыль, в истории «Диснейленда».

3. Поощряйте игры, чтобы у людей было время подумать

У большинства работников нет времени на размышления. Вот почему лучшие идеи приходят к ним за пределами офиса. Наше сознательное и бессознательное на работе обычно отгораживаются друг от друга, но когда у нас есть возможность думать — например, когда мы в душе или занимаемся упражнениями, мы становимся более креативными и игривыми.

Один из инструментов, позволяющих высвободить креативность на работе, — это смех. Как только я слышу смех на одном из своих занятий, то понимаю, что присутствующие находятся в креативном настроении; занятие открыло дверь между сознательным и бессознательным. В этот момент люди могут работать, используя свой более креативный тип мышления.

Я рекомендую начать с разминки, которую я называю «Чудовища в шкафу». Разделите участников на пары. Каждая пара должна изобразить монстра, причем художники должны меняться после каждой проведенной линии. Когда время закончится, прикажите им дать монстру имя, используя комбинацию из их имен или фамилий. Затем обойдите комнату и попросите каждую пару представить своего монстра, назвать его имя и суперспособность. Даже такое простое задание может рассмешить людей и настроить на игру, создав у людей настроение, в котором они генерируют свои лучшие идеи.

Если вы поощряете игривость и не требуете от людей быть серьезными и все делать правильно с первой попытки, люди смогут посмотреть на проблемы с новой точки зрения.

4. Превратите обучение в игру

Обучение может быть занудным. Если вы проводите обучение, особенно в интернете, встраивайте в него элементы игры, чтобы повысить вовлеченность людей. Игра — увлекательный процесс, и она облегчает запоминание материала. В ходе исследования, в котором участвовали 2 тыс. детей, те из них, кто играл в видеоигры в течение трех и более часов в день, показали более высокие результаты в тестах на использование когнитивных навыков и рабочей памяти по сравнению с теми, кто никогда не играл в игры. Игры также могут улучшить память и мыслительные процессы у пожилых людей, а также повысить эффективность новых команд и уровень сотрудничества в виртуальных группах. Игра — веселый процесс, и благодаря ей обучение становится менее тактическим и более эмпирическим процессом.

Возьмем, к примеру Fortnite. Это самый базовый уровень креативного решения проблем. Вы выбираете свою команду, свое приключение, инструменты и даже костюм. Игроки могут в режиме реального времени подключаться к игре из любой точки, чтобы вместе решать задачи. Добавляя игровые элементы в свое онлайн-обучение, вы полностью меняете характер ощущений, связанных с занятиями. А ощущения особенно важны для работников из поколения Z. Добавив элементы игры в курс обучения, вы дадите работникам увлекательные и запоминающиеся ощущения, которые им нужны.

Виртуальная реальность становится еще одним способом повысить уровень обучения. У вашей компании может быть виртуальная аудитория, университетский городок, футбольное поле и т.д. В сети работники могут носить маскарадные костюмы или писать друг для друга записки на стикерах. Однажды я вместе с коллегой проводил семинар по креативности в Южной Африке; мы оба надели на себя шлемы ВР и взаимодействовали в мире, который не существует. Коллега дала мне виртуальную ручку, и этой ручкой я написал что-то на виртуальном листе бумаге, который затем отдал ей. Это был невероятный пример интегрированного аудио-визуально-кинестетического обучения.

Хотя для применения данной технологии понадобится увеличить бюджет программ обучения, в долгосрочном периоде эти расходы окупятся. Почти три четверти работников считают, что не используют свой потенциал по максимуму, поскольку у них нет возможности развиваться. Кроме того, 76% работников-миллениалов полагают, что возможность для развития — один из главных аспектов корпоративной культуры (представители других поколений, скорее всего, думают точно так же).

Если вы не просто дадите работникам новые навыки, а измените их подход к обучению и решению проблем, то откроете великое множество новых возможностей. Представьте себе рабочую среду, где каждый работник не только компетентен, но также действует креативно и сам себя мотивирует. Это и есть обучение будущего — то, где жуткая монотонность заменена на увлекательный процесс постоянного роста и исследования. Выбрав данную парадигму, мы не просто реагируем на требования и потребности наших работников; мы создаем среду, в которой скука давно исчезла, и каждый день — это возможность применять инновации и достигать новых высот.