Западные менеджеры в российских компаниях: свои среди чужих? | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Западные менеджеры в российских компаниях: свои
среди чужих?

Почему западные менеджеры приезжают на работу в Россию?

Автор: Юлия Никитина

читайте также

Уделите время самому времени

Энтони Тянь

Изнанка перекрестных продаж

Кумар В.,  Шах Дениш

«Кризисами не разбрасываются»: кто извлечет пользу из следующей рецессии

Кевин Уитакер,  Кристиан Кетелс,  Мартин Ривз

В ловушке успеха: что делать, если вы стали начальником и боитесь всего нового

Диана Кандер

читайте также

Почему западные менеджеры приезжают на работу в Россию? Первая идея — жажда наживы — верна лишь отчасти. Хотя, безусловно, Россия давала и по-прежнему дает массу возможностей западным корпорациям для развития бизнеса, даже несмотря на бюрократические барьеры, а следовательно, предлагает своим менеджерам за работу в тяжелых условиях достаточно высокую компенсацию — «северные» должны покрывать сложности работы и проживания в этой «странной России». Однако помимо материального вознаграждения сотрудники, приезжающие на работу в Россию, заинтересованы в получении уникального глобального опыта и экспертных знаний о том, как работает компания в различных условиях. Подобный global experience при текущей мировой конъюнктуре может оказаться ценней диплома любой бизнес-школы. А работа на рынке (непохожем как на развитые, так и на развивающиеся), как Россия, думаю, будет оценена весьма высоко. «Западники» едут, прежде всего, за расширением своего горизонта, расширением своего взгляда, потому что в том мире, в котором мы живем, опыт бытия в разных культурах будет постоянно расти в цене. Кроме того, его очень тяжело получить на локальном рынке, даже работая в международной компании. Такая вот, мне кажется, абсолютно новая тенденция, которая стала проявляться в настоящий момент все всем мире.

Западный менеджер, приезжая на работу в Россию, везет с собой багаж знаний как специальных, в области своей деятельности, так и тех навыков и умений, которые отражают другие культурных традиции — способы коммуникации и стиля менеджмента. Открытость, постоянная готовность к диалогу, способность обсуждать проблему, слышать ее и говорить о ней — безусловно, главное приобретение для российской бизнес-среды, которое мы получаем как страна, принимая на работу экспата. Не секрет, что наш топ-менеджмент гораздо более «закрыт», даже иногда «зациклен» на себе. В то время, как приезжие менеджеры часто демонстрируют новые формы взаимоотношений, освежая таким образом работу всей корпорации.

С другой стороны, надо понимать разницу между командированным в московский офис крупной компании и бизнесменом, который пытается самостоятельно развивать некое предприятие за пределами столицы (в Сибири к примеру) или менеджером, которого приглашают на работу в российскую компанию (между перемещением в своей компании из страну в страну или перемещением из одной корпорации в другую и сменой международной компании на российскую очень большая разница). И надо признать, в Сибирь ехать не хотят. Ни за опытом, ни за будущей карьерой, ни за какие деньги. Отчасти виной тому нехватка информации о регионе и, как следствие, самые дикие домыслы, вплоть до медведей с балалайками. Я думаю, мы недооцениваем силу мифов о нашей стране. Та же самая Сибирь прежде всего ассоциируется с лагерями и репрессиями, а не с нашими природными богатствами. Вообще, на мой взгляд, successful stories о России очень мало: не умеем мы умно продвигать позитивное или сваливаемся в стилистику 25 съезда КПСС, когда за это берется государство, или рассказываем об ужасах, с которыми сталкивается бизнес в России — это у нас получается хорошо, и это одно из культурных различий, зона, в которой мы могли бы многому научиться у тех же самых западных менеджеров и корпораций. При этом мы должны помнить, что мы находимся в более сложной ситуации, чем наши «конкуренты» — Китай и Индия. У Китая, Индии, Бразилии есть долгая история взаимоотношений с тем, что принято называть развитыми странами — пусть эта история была сложной, пусть эти отношения были трагическими, но они были — а это значит, что есть история взаимоотношений и понимания друг друга. Россия всегда была достаточно закрытой страной: небольшой промежуток времени между Петром и революцией — это очень мало. Я думаю, даже проникновение национальной кухни на другие рынки очень помогает в лучшем понимании и избавлении от страхов и предрассудков. Еще одна сложность для России — это то, что мы имеем европейскую внешность, — а значит, что когда мы ведем себя, как европейцы, мы незаметны. Нас отличают тогда, когда мы за ланчем покупаем шампанское за 1000 Евро или скандалим, напившись в аэропорту. Так и складываются новые мифы о русских.

России, к сожалению, все тяжелее конкурировать в борьбе за «светлые головы». Мы исторически имели мало связей с остальным миром и всегда были мало понятны Западу. С другой стороны, именно сегодня нам как никогда нужны экспертиза и знания, которых у нас нет, просто в силу того как мы развивались последние 30 лет. Чтобы привлечь эти знания и экспертизу, нам надо очень много работать — только за деньги их не купить, мы должны стать понятны, интересны и привлекательны.