Отправьте своих сотрудников играть с роботами Lego | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Отправьте своих сотрудников играть с
роботами Lego

В тренингах с участием роботов команды вынуждены выходить за пределы своей зоны комфорта.

Автор: Колин Льюис

Отправьте своих сотрудников играть с роботами Lego

читайте также

Марисса Майер права: коней на переправе не меняют

Бен Касноча,  Крис Йе,  Рид Хоффман

Проблема преемника: что говорит наука

Эбен Харрелл

Как написать сопроводительное письмо

Эми Галло

Ставка на человеческий капитал

Екатерина Генкина,  Елизавета Муравьева,  Кристофер Армитаж

Два года назад шведскому гиганту коммуникационных технологий Ericsson понадобились средства, чтобы выразить свой интерес к интернету вещей. Но чем публиковать очередную брошюру, компания нашла иной способ передать свою мысль: конструктор Lego. А именно — роботов Lego.

С помощью Lego Mindstorm компания Ericsson на Конгрессе мобильных устройств наглядно продемонстрировала свое представление о том, как изменят нашу жизнь подключенные друг к другу машины. Робот-прачка сортировал носки по цвету и раскладывал их по корзинам, болтая при этом со стиральной машиной. Робот-садовник поливал цветы, когда растения жаловались на недостаток воды. Робот-уборщик сминал и выбрасывал картонные стаканчики из-под кофе, а робот-собачка приносил газету, откликаясь на звонок.

Итак, Ericsson не стала говорить или писать о своем видении будущего, а поручила роботам выразить его. И это не просто умный маркетинговый ход — исследователи увидели в этой демонстрации подсказку, какие навыки понадобятся работникам XXI века. Эти навыки отрабатываются на тренингах, которые поощряют использование роботов для определенных целей — причем участники не только играют с роботами, но и сами их конструируют. Поощряется креативность и естественное любопытство, непосредственно в эксперименте люди учатся своими руками решать проблемы.

[VIDEO]

Роботы Lego Mindstorm (их также называют образовательно-инновационными наборами) создавались в сотрудничестве с MIT Media Lab с середины 1990-х годов для обучения и тренингов. Предварительное исследование проводил профессор Сеймур Пейперт, соучредитель (вместе с Марвином Ли Минским) Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. Позднее Пейперт принял участие в Группе эпистемологии и обучения в Медиалаборатории того же института. Труды Пейперта оказали большое влияние на современные представления о знании и приобретении опыта, и на этой основе построены многие образовательные программы.

Исследования Пейперта и его сотрудников показали, что в программах с участием роботов участники осваивают многие ключевые навыки, в особенности креативное и критическое мышление, учатся учиться — ученые называют это «метакогнитивными навыками». Осваиваются и такие необходимые качества современного специалиста, как способность к общению и кооперации.

Эта форма обучения именуется «конструкционизмом». В основе ее концепция, согласно которой люди обучаются не тогда, когда им в голову «вкладывают» информацию, а когда они активно конструируют знания. И особенно эффективно они учатся, когда конструируют что-то значимое лично для себя: не получают идеи извне, но создают их.

Книга Пейперта «Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи» вместе с обширными научными исследованиями в области познания, психологии, эволюционной психологии и эпистемологии показывает, как этот педагогический метод может применить роботототехнику и получить в итоге мощный способ обучения людей на собственном практическом опыте.

Руководитель программы, в которой используется робототехника, ставит перед участниками конкретную задачу. Команде выдается конструктор и инструкции в виде несложной программы для iPad, iPhone или Android-устройств. Участники проходят краткий тренинг по основам программирования и берутся за решение проблемы.

Задачи бывают и непростые — например, сделать робота, который сможет за отведенное ему время пройти лабиринт. Для этого следует действовать методом проб и ошибок, нужна критическая оценка. Какого диаметра должны быть колеса, чтобы обеспечить скорость и маневренность, как быстро расходуется батарейка, какие сенсоры помогут роботу обходить углы? Какая-нибудь команда придумает такой выход: собрать небольшую радиоуправляемую модель, которая будет проходить лабиринт и составлять его карту. Понадобится просчитать вес этой модели, и каким образом данные будут передаваться в систему ориентирования полноразмерного робота.

Процесс ориентирован на конечную цель.

Участники проектируют, программируют и полностью контролируют функциональные модели роботов. С помощью программного обеспечения участники планируют, испытывают и корректируют набор инструкций для робота. Они учатся собирать и анализировать данные, полученные сенсорами, используя при этом программное обеспечение с функцией ввода данных. Приобретя уверенность, уже и сами составляют алгоритмы, из которых состоит критическое мышление робота, и создают креативную концепцию новой модели для решения поставленной задачи.

На каждой стадии решения той или иной проблемы — инновации, развития идеи, оценки и масштабирования — участники совершенствуют в сотрудничестве ключевые элементы командной работы. По итогам тренинга команды представляют друг другу свои идеи и результаты работы, и таким образом совершенствуются также навыки общения.

Чрезвычайно интересно наблюдать за созданием роботов, которые способны за считанные секунды собрать кубик Рубика, играть в судоку, рисовать портреты, печатать, используя азбуку Брайля, играть в футбол или баскетбол. Эти роботы используются даже для повышения безопасности банкоматов.

В тренингах с участием роботов команды вынуждены выходить за пределы своей зоны комфорта. Люди глубже понимают сложность многих задач, а также собственную ответственность и способность контролировать сложные процессы.

Тот набор навыков и методов работы, который совершенствуется в подобных программах, ныне чрезвычайно нужен, поскольку с развитием технологий стремительно меняются и требования к навыкам различных работников. Не стоит программировать людей, словно роботов, лучше привить им креативное мышление, и они сами станут программистами, архитекторами и инженерами. Компании, которые хотят развить у своих сотрудников именно такие навыки, могли бы применять целенаправленный практический тренинг с использованием роботов.

Читайте по теме: