Как найти баланс между традиционным менеджментом и коучингом | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти баланс между традиционным менеджментом
и коучингом

Главное — желание покинуть зону комфорта и действовать непривычным для себя образом.

Авторы: Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

Как найти баланс между традиционным менеджментом и коучингом

читайте также

9 июня состоялась совместная встреча Клубов финансовых и HR директоров.

Почему важно работать на стороне

Кен Банта,  Орлан Бостон

4 совета по улучшению стратегического планирования

Логан Чандлер,  Рон Ашкеназ

Инфографика: Когда поражение кажется победой

Open. визуализация: Хили; Энн-Мэри,  Золли Эндрю Данные:

Задайте сотне людей вопрос, обладают ли они здравым смыслом, и 95%, а то и больше ответят утвердительно. Спросите их, годятся ли они в коучи, и почти столько же скажут «Да!». Руководители, с которыми мы беседовали, уверены: если человек умеет управлять, то уж быть коучем для него, все равно что в солнечный день отбрасывать тень — очевидная вещь.

Было бы хорошо, будь это правдой, ведь все чаще от руководителей среднего звена требуется выступать именно в роли коучей по отношению к своим подчиненным. Один из директоров Wells Fargo заявил даже, что менеджеры банка должны уделять две трети своего времени коучингу.

И в опросах сотрудников за последние десять лет все более отчетливо проявляется их желание иметь коуча. Полученные нами эмпирические данные вполне совпадают с результатами многих других исследований, то есть подтверждается, что эффективный коучинг способствует большей вовлеченности и преданности членов коллектива, повышает производительность, снижает текучку кадров, гарантирует удовлетворенность клиентов и подчиненные позитивно оценивают руководство. За десять лет мы проанализировали ответы полумиллиона респондентов из разных стран, которые в ходе 360 опросов давали оценку примерно 50 000 своих руководителей. Прослеживается безусловная корреляция эффективности лидера в качестве коуча, то есть наставника, способствующего развитию других людей, и уровнем вовлеченности и усердия персонала:

К сожалению, наш многолетний опыт консультантов, которые должны помочь руководителям проявить свои сильные стороны, показал, что дар коучинга отнюдь не дается каждому «естественно» — и вместе с тем это не навык, автоматически приобретаемый в процессе подготовки управленца. Неумелый же коучинг принесет больше вреда, чем пользы.

Читайте материал по теме: Порой коллеги — лучшие коучи

Более того, чтобы приобрести навыки коучинга, менеджерам требуются некоторые существенные качества, которые далеко не всегда входят в список основных требований, предъявляемых к руководителю. Некоторые из них даже идут вразрез с теми устоявшимися моделями и стилями в поведении, которые обычно способствуют продвижению по карьерной лестнице. Однако мы недавно начали замерять эти качества, желая определить признаки грядущего эффективного коуча. Нетрудно заметить противоречие между традиционной менеджерской практикой и хорошим коучингом.

Читайте материал по теме: 7 вещей, которые делают хорошие работодатели

Командный стиль и стиль, направленный на сотрудничество. Хороший руководитель дает подчиненным указания, и зачастую именно умение и готовность командовать способствуют продвижению на управленческую должность. Однако самые эффективные менеджеры (они же эффективные коучи) умеют давать указания выборочно: они не спешат при любой возможности надавить, строго рекомендовать, однозначно задать направление, а отступают на шаг назад и выясняют сперва точку зрения своих талантливых и более опытных сотрудников.

Советовать или способствовать самостоятельным открытиям. Подчиненные часто задают начальнику вопросы о том, как решать конкретные проблемы и справляться с трудностями. А руководители, как правило, достигают высоких постов именно потому, что умеют решать проблемы. В итоге для управленца оказывается естественнее дать на скорую руку совет и не тратить времени на то, чтобы помочь коллегам или подчиненным самостоятельно найти решение. Лучшие коучи умеют сочетать и то, и другое.

Позиционировать себя как эксперта или как человека, который держится со всеми на равных. Мы все знаем случаи, когда высшую должность получает лучший «технический» специалист: компании предпочитают, чтобы руководящие посты занимали люди, разбирающиеся в деле. И естественно, наставляя коллег, такие руководители невольно демонстрируют свое превосходство — ведь они знают гораздо больше, чем все остальные. Однако, разыгрывая из себя гуру, даже самый благожелательный руководитель заставляет подчиненного чувствовать себя новичком, а то и просто мальчишкой. С другой стороны, истинный коуч не должен держать себя со всеми на равных — у него есть особая роль, его мнение наиболее ценно, он берет на себя большую долю ответственности в отношениях.

Читайте материал по теме: Почему не стоит сравнивать компанию с семьей

Насколько эффективен ваш метод коучинга? Советуем вам тест, который покажет, насколько вы близки к известным бизнес-коучам. Этот тест учитывает ваши предпочтения: готовы ли вы к сотрудничеству или действуете как диктатор, советуете или помогаете найти самостоятельное решение, демонстрируете свое превосходство или держитесь на равных. Безусловно, лучшие коучи каждый раз адаптируют поведение к конкретному клиенту и ситуации¸ но все же по этим шести параметрам существуют идеальные пределы допуска.

Нейробиология не устает напоминать нам о пластичности человеческого мозга, так что хоть мы и установили четкую корреляцию между конкретными чертами личности и эффективностью человека в качестве коуча, мы убедились также¸ что люди способны приобрести недостающие качества, если хорошенько поработают. Главное — желание покинуть зону комфорта и действовать непривычным для себя образом. Это похоже на обучение игре в гольф или теннис. Поначалу чувствуешь себя неловким, неуклюжим, но со временем входишь в раж.

Лидеры могут научиться сотрудничеству, а не только давать указания. Они освоят искусство помогать коллегам в поиске решений, а не только предлагать совет. Они поймут, как приятно общаться с людьми на равных, уважительно, и смирятся с тем, что в современном мире подчиненные порой более ловко общаются с новейшими технологиями, чем вышестоящее начальство.

Читайте по теме: