Как найти баланс между традиционным менеджментом и коучингом | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти баланс между традиционным менеджментом
и коучингом

Главное — желание покинуть зону комфорта и действовать непривычным для себя образом.

Авторы: Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

Как найти баланс между традиционным менеджментом и коучингом

читайте также

«Вроде все идет нормально, но он вдруг взрывается»: парадоксы современных лидеров

Тахир Базаров

В ловушке: как избежать неверных решений

Говард Райффа,  Джон Хэммонд,  Ральф Кини

Сначала тест, потом интервью

Бейтсон Джон,  Берк Юджин,  Вирц Йохан,  Вон Карли

«Без конкуренции мы бы лениво ползли»

Евгения Чернозатонская

Задайте сотне людей вопрос, обладают ли они здравым смыслом, и 95%, а то и больше ответят утвердительно. Спросите их, годятся ли они в коучи, и почти столько же скажут «Да!». Руководители, с которыми мы беседовали, уверены: если человек умеет управлять, то уж быть коучем для него, все равно что в солнечный день отбрасывать тень — очевидная вещь.

Было бы хорошо, будь это правдой, ведь все чаще от руководителей среднего звена требуется выступать именно в роли коучей по отношению к своим подчиненным. Один из директоров Wells Fargo заявил даже, что менеджеры банка должны уделять две трети своего времени коучингу.

И в опросах сотрудников за последние десять лет все более отчетливо проявляется их желание иметь коуча. Полученные нами эмпирические данные вполне совпадают с результатами многих других исследований, то есть подтверждается, что эффективный коучинг способствует большей вовлеченности и преданности членов коллектива, повышает производительность, снижает текучку кадров, гарантирует удовлетворенность клиентов и подчиненные позитивно оценивают руководство. За десять лет мы проанализировали ответы полумиллиона респондентов из разных стран, которые в ходе 360 опросов давали оценку примерно 50 000 своих руководителей. Прослеживается безусловная корреляция эффективности лидера в качестве коуча, то есть наставника, способствующего развитию других людей, и уровнем вовлеченности и усердия персонала:

К сожалению, наш многолетний опыт консультантов, которые должны помочь руководителям проявить свои сильные стороны, показал, что дар коучинга отнюдь не дается каждому «естественно» — и вместе с тем это не навык, автоматически приобретаемый в процессе подготовки управленца. Неумелый же коучинг принесет больше вреда, чем пользы.

Читайте материал по теме: Порой коллеги — лучшие коучи

Более того, чтобы приобрести навыки коучинга, менеджерам требуются некоторые существенные качества, которые далеко не всегда входят в список основных требований, предъявляемых к руководителю. Некоторые из них даже идут вразрез с теми устоявшимися моделями и стилями в поведении, которые обычно способствуют продвижению по карьерной лестнице. Однако мы недавно начали замерять эти качества, желая определить признаки грядущего эффективного коуча. Нетрудно заметить противоречие между традиционной менеджерской практикой и хорошим коучингом.

Читайте материал по теме: 7 вещей, которые делают хорошие работодатели

Командный стиль и стиль, направленный на сотрудничество. Хороший руководитель дает подчиненным указания, и зачастую именно умение и готовность командовать способствуют продвижению на управленческую должность. Однако самые эффективные менеджеры (они же эффективные коучи) умеют давать указания выборочно: они не спешат при любой возможности надавить, строго рекомендовать, однозначно задать направление, а отступают на шаг назад и выясняют сперва точку зрения своих талантливых и более опытных сотрудников.

Советовать или способствовать самостоятельным открытиям. Подчиненные часто задают начальнику вопросы о том, как решать конкретные проблемы и справляться с трудностями. А руководители, как правило, достигают высоких постов именно потому, что умеют решать проблемы. В итоге для управленца оказывается естественнее дать на скорую руку совет и не тратить времени на то, чтобы помочь коллегам или подчиненным самостоятельно найти решение. Лучшие коучи умеют сочетать и то, и другое.

Позиционировать себя как эксперта или как человека, который держится со всеми на равных. Мы все знаем случаи, когда высшую должность получает лучший «технический» специалист: компании предпочитают, чтобы руководящие посты занимали люди, разбирающиеся в деле. И естественно, наставляя коллег, такие руководители невольно демонстрируют свое превосходство — ведь они знают гораздо больше, чем все остальные. Однако, разыгрывая из себя гуру, даже самый благожелательный руководитель заставляет подчиненного чувствовать себя новичком, а то и просто мальчишкой. С другой стороны, истинный коуч не должен держать себя со всеми на равных — у него есть особая роль, его мнение наиболее ценно, он берет на себя большую долю ответственности в отношениях.

Читайте материал по теме: Почему не стоит сравнивать компанию с семьей

Насколько эффективен ваш метод коучинга? Советуем вам тест, который покажет, насколько вы близки к известным бизнес-коучам. Этот тест учитывает ваши предпочтения: готовы ли вы к сотрудничеству или действуете как диктатор, советуете или помогаете найти самостоятельное решение, демонстрируете свое превосходство или держитесь на равных. Безусловно, лучшие коучи каждый раз адаптируют поведение к конкретному клиенту и ситуации¸ но все же по этим шести параметрам существуют идеальные пределы допуска.

Нейробиология не устает напоминать нам о пластичности человеческого мозга, так что хоть мы и установили четкую корреляцию между конкретными чертами личности и эффективностью человека в качестве коуча, мы убедились также¸ что люди способны приобрести недостающие качества, если хорошенько поработают. Главное — желание покинуть зону комфорта и действовать непривычным для себя образом. Это похоже на обучение игре в гольф или теннис. Поначалу чувствуешь себя неловким, неуклюжим, но со временем входишь в раж.

Лидеры могут научиться сотрудничеству, а не только давать указания. Они освоят искусство помогать коллегам в поиске решений, а не только предлагать совет. Они поймут, как приятно общаться с людьми на равных, уважительно, и смирятся с тем, что в современном мире подчиненные порой более ловко общаются с новейшими технологиями, чем вышестоящее начальство.

Читайте по теме: