Как руководить представителями пяти разных поколений | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководить представителями пяти
разных поколений

Сейчас наступают времена, когда плечом к плечу будут работать представители пяти поколений.

Автор: Ребекка Найт

Как руководить представителями пяти разных поколений

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

Сейчас наступают времена, когда плечом к плечу будут работать представители пяти поколений. Но какими станут эти разновозрастные коллективы (счастливыми и продуктивными или же конфликтными и полными стресса), во многом зависит от вас — от их руководителя. Как найти подход к сотрудникам из разных поколений? Как мотивировать человека, который намного старше или моложе вас? И, наконец, как вы сможете воодушевить представителей различных возрастных групп делиться своими знаниями и опытом друг с другом?

Что говорят эксперты

По мере того как люди начинают дольше работать и дальше откладывать свой выход на пенсию, карьерные маршруты в организациях претерпевают все больше изменений. «Карьера управленца больше не выстраивается так, как раньше, — говорит Питер Каппелли, профессор менеджмента из Уортонской школы бизнеса и соавтор книги “Managing the Older Worker”. — Ситуация, когда младший управляет старшим, становится все более распространенной». Это может привести к неловкости и дискомфорту с обеих сторон. «Может возникнуть такое чувство: почему мной командует человек, у которого еще мало опыта? Или, с другой стороны, молодой человек может ощущать неуверенность и задаваться вопросом, как лучше поступать».

«Важно отдавать себе отчет в том, что конфликт поколений среди коллег есть и замалчивать его не надо. Его можно определить и как недостаток уважения к людям отличного от вас возраста, — говорит Джин Майстер, основатель и партнер Future Workplace, консалтингового агентства по кадрам и соавтора книги “The 2020 Workplace”. — Ваша задача — помочь своим подчиненным понять, что каждый из них обладает разным набором навыков и разными компетенциями, которые они привносят в общее дело», — говорит она. Вот как это сделать.

Не зацикливайтесь на различиях

Беби-бумер, озадаченный Facebook; миллениал, носящий вьетнамки в офисе; традиционалист (родившийся до 1946 года), который, кажется, никогда не уйдет на пенсию; человек из поколения X, который думает только о себе, а также представительница поколения 2020-х — родившаяся после 1997 года, которая, по всей видимости, намертво привязана к своему смартфону. Поколенческие стереотипы многочисленны, но, по мнению Каппелли, «они попросту неверны. Нет свидетельств о том, что 35-летние менеджеры сегодня хоть сколько-нибудь отличаются от 35-летних менеджеров прошлого поколения». Кроме того, ваша цель — помочь своей команде «мыслить шире навязываемых ярлыков».

Читайте материал по теме: Как научить сотрудников соображать быстро

«Возрастные группы по интересам — это пустая трата времени и сил», — добавляет он. Не стоит презюмировать, что с людьми определенной возрастной группы нужно обращаться определенным образом. «И не зацикливайтесь на различиях, ведя разговоры вроде «Мои ровесники понимают это так, и никак иначе». Или «Все беби-бумеры так поступают». «Все люди разные, — говорит Каппелли. — Изучите каждого человека в отдельности».

Выстраивайте отношения, основанные на сотрудничестве

Хотя сама необходимость управлять человеком намного старше вас может пугать, попробуйте обратиться к примеру из военной сферы. «В морской пехоте США обычное дело, когда 22-летнего лейтенанта ставят управлять 45-летними сержантами», — говорит Каппелли. «Идея в том, чтобы сделать этого человека своим партнером и включить его во все происходящее. При этом вы остаетесь главным и принимаете решения, но обязательно его выслушиваете». Подход, основанный на сотрудничестве, хорошо работает и с людьми в возрасте от 20 до 30 лет. «Они привыкли к дискуссиям и активному участию, именно так проходили их университетские годы», — замечает Каппелли. Облегчите своим сотрудникам переход от учебы к работе, поощряя обсуждение. «Совершенно необязательно следовать их советам, но помните о той среде, из которой они пришли», — напоминает он.

Изучите своих сотрудников

«Подобно тому, как вы исследуете новый товар или услугу, вам необходимо изучить демографическую карту своего текущего и будущего коллектива, чтобы понять, чего люди хотят от своей работы. Желания и потребности отличаются в зависимости от возраста», — говорит Майстер. Если ваша компания проводит ежегодный опрос о видении и ценностях, Майстер предлагает добавить к нему новый вопрос — например, о том, какой стиль коммуникации предпочитает человек или какую карьеру он планирует. Затем «используйте эту информацию для критического взгляда на свой персонал и стратегию развития бизнеса. Выясните, что важно для различных групп внутри коллектива. Что можно сделать, чтобы привлечь более молодых или более опытных сотрудников? Это дешевый и эффективный способ держать руку на пульсе карьерных маршрутов разных поколений», — говорит Майстер.

Находите возможности представителям разных поколений учиться друг у друга

Все чаще в компаниях встречаются программы «обратного, или взаимного менторства», которые связывают более молодых сотрудников с опытными управленцами для работы над конкретными бизнес-задачами, обычно касающимися современных технологий. «Молодой человек, выросший в эпоху интернета, обучает старшего возможностям социальных сетей, повышающим эффективность бизнеса», — говорит Майстер. Параллельно с этим более опытный сотрудник делится с молодым институциональными знаниями. Смешанные по возрасту команды — еще один способ продвигать взаимное менторство среди различных поколений. «Исследования показывают, что коллеги больше информации узнают друг у друга, чем из обучающих программ. Вот почему так важно создать культуру коучинга среди представителей разных возрастных групп», — рассуждает Майстер. «В разновозрастных командах менторские отношения развиваются более естественно, — добавляет Каппелли. — Старшие чаще оказываются в роли наставника и помогают младшим». В то же время молодым легче принять совет от более опытного сотрудника, с которым не конкурируют, чем от того, с кем они на равных в данный момент», — говорит он.

Принимайте во внимание жизненный путь сотрудников

Когда дело доходит до мотивации и поощрения членов коллектива, которые намного старше или моложе вас, полезно размышлять антропологически. «Задумайтесь о том, на каком жизненном этапе они находятся и каковы их нужды», — говорит Майстер. «Те, кто помоложе, например, обычно не обременены внешними обязательствами; поэтому на работе их привлекают новый опыт и возможности. С другой стороны, у сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет часто есть дети и многочисленные кредиты, они нуждаются в гибкости наряду с “деньгами и продвижением”», — говорит Каппелли. «Люди на склоне карьеры, наверное, не настолько заинтересованы в обучении, но хотят интересной работы и баланса между офисной и личной жизнью, — пишет он. — Понимание характеристик этих предсказуемых жизненных этапов поможет вам увидеть, как лучше распределить задания, а также эффективнее управлять командой и мотивировать ее».

Принципы, которые необходимо запомнить

Что делать

  • Экспериментируйте с разновозрастными командами и программами «обратного» менторства, которые позволяют старшим и более опытным членам коллектива общаться с более молодыми, учась у них.
  • Разработайте планы поощрений, отражающие жизненные этапы, на которых находятся ваши подчиненные.
  • Проводите регулярные опросы персонала, чтобы держать руку на пульсе нужд и потребностей своих людей.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Чего не делать

  • Не трудитесь создавать группы по интересам для разных поколений — обычно они лишь поощряют стереотипное мышление.
  • Не будьте недоступным руководителем — наоборот, выстраивайте партнерские отношения с представителями разных поколений и поощряйте их делиться своими мнениями.
  • Не утверждайте, что вы уже все знаете о том, как мотивировать сотрудников, которые старше или младше вас — спросите их, чего они хотят от профессиональной жизни.

Пример№1: используйте знания молодых сотрудников

Рон Гэрроу, директор по персоналу в MasterCard, отнюдь не боится новых технологий, но с готовностью признает, что мир соцсетей не был для него вполне понятным — по крайней мере, поначалу. «Я осознавал, что мне следует научиться тому, как жить в этом новом мире», — говорит Рон, которому 51 год.

Читайте материал по теме: Почему я перестал нанимать умников

Поэтому он вызвался принять участие в программе взаимного менторства, проходящей в одной из внутренних групп MasterCard. Она соединяет молодых сотрудников со старшими коллегами для совершенствования работы над техническими навыками. Рону назначили коуча, Ребекку Кауфман — 24-летнего активного пользователя соцсетей, которая научила его, как применять Twitter и LinkedIn. «Ребекка сформировала у меня представление о том, как действовать в виртуальном социальном пространстве, — говорит Рон. — Теперь я каждый день выделяю время на то, чтобы войти в LinkedIn. Я лучше осознал важность соцсетей».

Работа с Ребеккой также помогла Рону лучше понять миллениалов и как потребителей, и как персонал будущего — очень важное открытие, если принимать во внимание перемены в отрасли, в которой работает MasterCard. «Это новое поколение определяет будущее в смысле покупательских привычек: они не пользуются наличными для покупок, они применяют электронные платежные средства. В результате у нас в MasterCard меняются рабочие задачи». Ребекка также выиграла от общения: Рон дает ей профессиональные советы и помогает улучшить навыки живого общения.

Сегодня сотни сотрудников MasterCard принимают участие в этой программе, которой можно воспользоваться в пяти офисах. «Это заразно — люди поднимают руку и говорят: «Дайте мне ментора». «На самом деле главное — не бояться открыться», — замечает Рон.

Пример№2: мотивируйте людей, исходя из их реальных потребностей

Крис Снайдер — основатель и гендиректор Vox Mobile, компании по управлению мобильными технологиями из Кливленда, штат Огайо, предлагает своим 130 сотрудникам настоящее «ассорти» из льгот, вознаграждений и интересных рабочих задач. «Я воспринимаю своих подчиненных как собрание разных характеров, — говорит Крис, которому 42 года. — У каждого свои потребности, мы не можем всех стричь под одну гребенку».

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

Большинство продавцов в Vox Mobile — около 85% — только что закончили учебу и работают на своем первом или втором месте. А команда управленцев состоит из людей от 30 до 50 лет. Чтобы идти навстречу этим двум возрастным группам, он разработал разные варианты поощрений для своих сотрудников.

«Я заметил, что у разных групп разная мотивация, и поэтому им нужны разные стимулы, — говорит он. — Здесь нет догм, но в общем и целом мои сотрудники из поколения Y хотят, чтобы было что написать в их профиле в LinkedIn, они любят штуки с нашей символикой и спонсированные компанией вечеринки (они более общительны и не хотят идти домой сразу после работы). А поколение X не волнуют рюкзаки с нашим логотипом. Их привлекает хороший пенсионный план и медицинская страховка».

«Пакеты поощрений, скорее всего, будут меняться по мере изменения демографической карты сотрудников», — говорит Крис. «По мере роста и развития компании наш кадровый состав тоже будет меняться, — заявляет Крис. — Мы будем отслеживать эти изменения и экспериментировать с новыми методами стимулирования персонала».

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена