читайте также
Мне часто приходится общаться с владельцами бизнеса и топ-менеджерами компаний различного масштаба. И нередко на вопрос: «Анализируете ли вы рабочее время сотрудников?», я получаю ответ: «Не вижу необходимости, я уверен в своих подчиненных». Доверие — это прекрасно, но бывают ситуации, когда оно вредит и вам, и вашей команде.
Вспоминаю случай своего знакомого, руководителя консалтингового агентства. Несколько лет назад в его коллективе появился новый человек — в целом, хороший специалист. Проблема была в том, что он мог полдня слоняться по офису из кабинета в кабинет в поисках собеседника, читал новости за чашкой чая и постоянно уходил на «перекуры».
В то время у руководителя агентства было много командировок и встреч вне офиса, потому он не осознавал масштаб проблемы. А она росла как снежный ком: ведь другие сотрудники видели, что происходит, но никто не хотел «доносить» начальству. Раздражение в команде росло, сотрудники теряли мотивацию: никому не нравится делать работу и за себя, и за коллегу. Проблема вскрылась, когда показатели всего отдела упали и менеджер решил разобраться, в чем же дело.
Проблемы, о которых сотрудники не говорят
Исследования подтверждают, персонал компании в большинстве случаев знает, кто предпочитает развлекаться и отдыхать в рабочее время, но руководитель, скорее всего, эту информацию никогда не получит от своих подчиненных. Ему об этом просто никто не скажет — это некая «солидарность трудящихся».
Так, по данным опроса hh.ru, больше половины (60%) сотрудников российских компаний легко выявляют ничем не занятых коллег. Для этого не нужно быть сверхвнимательным и наблюдательным. Если в офисе не установлена какая-либо система мониторинга за работой персонала, то члены коллектива нередко позволяют себе расслабиться: долго разговаривают по телефону на личные темы, устраивают продолжительные перекуры, сидят в онлайн-играх, соцсетях, интернет-магазинах и многое другое.
Согласно тому же опросу, безделье коллег не проходит даром для окружающих: 40% опрошенных утверждают, что оно серьезно демотивирует других специалистов, а один из трех респондентов уверен — безделье одного сотрудника снижает эффективность всего отдела. Однако и об этом в большинстве случаев никто из команды не сообщает менеджеру.
Мы провели собственное исследование — с разрешения клиентов обобщили статистику, собранную с помощью CrocoTime, и выяснили, что время безделья расходуется персоналом на:
чтение интернет-изданий — 35,6%;
покупки в интернет-магазинах — 17,7%;
общение в соцсетях и мессенджерах — 17,3%;
онлайн-игры — 17,3%;
развлекательные ресурсы — 6,6%;
просмотр видео — 4,3%.
Незанятые сотрудники медленно снижают мотивацию и эффективность команды. Управленцу следует постоянно проводить «диагностику» и не дожидаться критического момента. Существуют различные инструменты для автоматизированного анализа работы персонала, некоторые компании для этих целей используют системы учета рабочего времени. Такие программы оперативно оповещают руководителей о проблемах с занятостью персонала, поэтому заметить негативные тенденции в работе конкретного сотрудника не составит особого труда.
Причины, по которым сотрудники не работают
Оказывается, есть множество поводов для «ничегонеделания» в офисе. Профессор из Стэнфорда Фердинанд Форнис провел многолетнее исследование, в ходе которого опросил 25 тысяч менеджеров, чтобы выяснить, почему же люди бездельничают в рабочее время. Итогом исследования стала книга «Почему сотрудники не работают… и как с этим бороться». Его список причин безделья персонала состоит из 16 пунктов. Я в своей практике и практике наших клиентов наблюдал четыре основные причины, почему сотрудники не работают.
У специалиста недостаточно задач. Работа может быть неравномерно распределена между сотрудниками одного отдела или же непосредственный руководитель не позаботился о достаточной загрузке подчиненного. В таком случае задача непосредственного начальника — сделать так, чтобы задачи были распределены между подчиненными более равномерно, и оптимизировать нагрузку.
У сотрудника в принципе нет задач и по сути он является лишней штатной единицей. Нередко это обнаруживается именно в ходе анализа рабочего времени: человек может быть интересен компании в перспективе и его «держат» на всякий случай. Или же другая ситуация: в докризисное время фирма имела возможность расширять штат и набрала людей, которые в кризисное время остались без задач, а, значит, без работы внутри организации. Руководитель может сохранить штат, если для этого в компании имеются ресурсы, или же оптимизировать его в соответствии с актуальными задачами бизнеса.
У специалиста есть задачи, но он предпочитает заниматься личными делами. Пожалуй, иллюстрировать эту ситуацию нет необходимости: налицо обычное нежелание сотрудника исполнять свои служебные обязанности. Если это происходит постоянно, возникает закономерный вопрос: почему же вы до сих пор с ним не расстались?
У человека достаточно задач, но ему не хватает навыков и знаний, чтобы выполнять их эффективно. Специалист в таком случае мог бы выполнять работу гораздо быстрее и качественнее, но вместо этого ему приходится учиться ее делать, нередко посещая для этого сторонние ресурсы или ища информацию в соцсетях. И тут выбор за руководителем: помочь сотруднику получить необходимые компетенции или же нанять вместо него более эффективного сотрудника.
Но разобраться с причинами управленец сможет, только если будет знать, где проблема. И не стоит надеяться, что сотрудники сами о ней расскажут, лучше системно анализировать ситуацию с помощью современных инструментов. Тогда доверие будет подкреплено объективными данными.
Об авторе. Александр Бочкин — кандидат технических наук, основатель и гендиректор CrocoTime, директор компании «Инфомаксимум».