Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании
и почему

Почему сотрудники не работают, и как с этим бороться

Автор: Александр Бочкин

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

читайте также

Как неэтичное поведение становится привычкой

Франческа Джино

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Как грамотно мотивировать свою команду

Эми Галло

Стратегия для стартапа

Джошуа Ганс,  Скотт Стерн,  Эрин Скотт

Мне часто приходится общаться с владельцами бизнеса и топ-менеджерами компаний различного масштаба. И нередко на вопрос: «Анализируете ли вы рабочее время сотрудников?», я получаю ответ: «Не вижу необходимости, я уверен в своих подчиненных». Доверие — это прекрасно, но бывают ситуации, когда оно вредит и вам, и вашей команде.

Вспоминаю случай своего знакомого, руководителя консалтингового агентства. Несколько лет назад в его коллективе появился новый человек — в целом, хороший специалист. Проблема была в том, что он мог полдня слоняться по офису из кабинета в кабинет в поисках собеседника, читал новости за чашкой чая и постоянно уходил на «перекуры».

В то время у руководителя агентства было много командировок и встреч вне офиса, потому он не осознавал масштаб проблемы. А она росла как снежный ком: ведь другие сотрудники видели, что происходит, но никто не хотел «доносить» начальству. Раздражение в команде росло, сотрудники теряли мотивацию: никому не нравится делать работу и за себя, и за коллегу. Проблема вскрылась, когда показатели всего отдела упали и менеджер решил разобраться, в чем же дело.

Проблемы, о которых сотрудники не говорят

Исследования подтверждают, персонал компании в большинстве случаев знает, кто предпочитает развлекаться и отдыхать в рабочее время, но руководитель, скорее всего, эту информацию никогда не получит от своих подчиненных. Ему об этом просто никто не скажет — это некая «солидарность трудящихся».

Так, по данным опроса hh.ru, больше половины (60%) сотрудников российских компаний легко выявляют ничем не занятых коллег. Для этого не нужно быть сверхвнимательным и наблюдательным. Если в офисе не установлена какая-либо система мониторинга за работой персонала, то члены коллектива нередко позволяют себе расслабиться: долго разговаривают по телефону на личные темы, устраивают продолжительные перекуры, сидят в онлайн-играх, соцсетях, интернет-магазинах и многое другое.

Согласно тому же опросу, безделье коллег не проходит даром для окружающих: 40% опрошенных утверждают, что оно серьезно демотивирует других специалистов, а один из трех респондентов уверен — безделье одного сотрудника снижает эффективность всего отдела. Однако и об этом в большинстве случаев никто из команды не сообщает менеджеру.

Мы провели собственное исследование — с разрешения клиентов обобщили статистику, собранную с помощью CrocoTime, и выяснили, что время безделья расходуется персоналом на:

  1. чтение интернет-изданий — 35,6%;

  2. покупки в интернет-магазинах — 17,7%;

  3. общение в соцсетях и мессенджерах — 17,3%;

  4. онлайн-игры — 17,3%;

  5. развлекательные ресурсы — 6,6%;

  6. просмотр видео — 4,3%.

Незанятые сотрудники медленно снижают мотивацию и эффективность команды. Управленцу следует постоянно проводить «диагностику» и не дожидаться критического момента. Существуют различные инструменты для автоматизированного анализа работы персонала, некоторые компании для этих целей используют системы учета рабочего времени. Такие программы оперативно оповещают руководителей о проблемах с занятостью персонала, поэтому заметить негативные тенденции в работе конкретного сотрудника не составит особого труда.

Причины, по которым сотрудники не работают

Оказывается, есть множество поводов для «ничегонеделания» в офисе. Профессор из Стэнфорда Фердинанд Форнис провел многолетнее исследование, в ходе которого опросил 25 тысяч менеджеров, чтобы выяснить, почему же люди бездельничают в рабочее время. Итогом исследования стала книга «Почему сотрудники не работают… и как с этим бороться». Его список причин безделья персонала состоит из 16 пунктов. Я в своей практике и практике наших клиентов наблюдал четыре основные причины, почему сотрудники не работают.

У специалиста недостаточно задач. Работа может быть неравномерно распределена между сотрудниками одного отдела или же непосредственный руководитель не позаботился о достаточной загрузке подчиненного. В таком случае задача непосредственного начальника — сделать так, чтобы задачи были распределены между подчиненными более равномерно, и оптимизировать нагрузку.

У сотрудника в принципе нет задач и по сути он является лишней штатной единицей. Нередко это обнаруживается именно в ходе анализа рабочего времени: человек может быть интересен компании в перспективе и его «держат» на всякий случай. Или же другая ситуация: в докризисное время фирма имела возможность расширять штат и набрала людей, которые в кризисное время остались без задач, а, значит, без работы внутри организации. Руководитель может сохранить штат, если для этого в компании имеются ресурсы, или же оптимизировать его в соответствии с актуальными задачами бизнеса.

У специалиста есть задачи, но он предпочитает заниматься личными делами. Пожалуй, иллюстрировать эту ситуацию нет необходимости: налицо обычное нежелание сотрудника исполнять свои служебные обязанности. Если это происходит постоянно, возникает закономерный вопрос: почему же вы до сих пор с ним не расстались?

У человека достаточно задач, но ему не хватает навыков и знаний, чтобы выполнять их эффективно. Специалист в таком случае мог бы выполнять работу гораздо быстрее и качественнее, но вместо этого ему приходится учиться ее делать, нередко посещая для этого сторонние ресурсы или ища информацию в соцсетях. И тут выбор за руководителем: помочь сотруднику получить необходимые компетенции или же нанять вместо него более эффективного сотрудника.

Но разобраться с причинами управленец сможет, только если будет знать, где проблема. И не стоит надеяться, что сотрудники сами о ней расскажут, лучше системно анализировать ситуацию с помощью современных инструментов. Тогда доверие будет подкреплено объективными данными.

Об авторе. Александр Бочкин — кандидат технических наук, основатель и гендиректор CrocoTime, директор компании «Инфомаксимум».