Лояльность персонала: почему не стоит копировать стратегии конкурентов | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лояльность персонала: почему не стоит копировать
стратегии конкурентов

Компании, движимые идеалами преданности, сотрудничества, заботы о людях и справедливости, не допускают, чтобы на пути повышения производительности стояла иерархическая структура.

Автор: Майкл Бир

Лояльность персонала: почему не стоит копировать стратегии конкурентов

читайте также

Кто владеет новой нефтью

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

Почему убыточные компании все равно могут добиться успеха?

Ануп Шривастава,  Виджей Говиндараджан,  Шиварам Раджгопал

Кредо корпоративного фольклориста

Патти Санчес

5 мифов об идеальном офисе

Рон Фридман

Доверие персонала к руководству и его преданность компании — в упадке уже не первый десяток лет. В то же время это необходимо для высокой производительности труда как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне. Лишь очень немногим удалось противостоять негативным тенденциям и построить организации «с человеческим лицом». Как же им это удалось?

Начнем с подходов, которые не работают. Поощрения и дополнительные бонусы, такие как премии, комфортный офис, повышение в должности и другие материальные блага, не способствуют глубокой привязанности к работодателю, а лишь укрепляют деловые отношения между ними. И действительно, есть немало свидетельств того, что подобные стимулы порождают стремление к личной наживе, ухудшают взаимодействие сотрудников в коллективе и снижают уровень доверия и преданности к организации.

С другой стороны, доказано, что целеустремленность, настоящее чувство ответственности, забота, справедливость и искренность приводят к высокой степени заинтересованности в труде. Чтобы построить корпоративную культуру, которая будет воспитывать эти качества в людях, недостаточно слепого копирования правил и порядков других компаний, хотя знать о них и полезно. Вы должны подойти к их созданию осознанно, исходя из ценностей и задач вашего бизнеса.

Тем не менее есть некий набор ключевых принципов — общих для всех организаций, которых характеризует высокий уровень лояльности персонала.

Во-первых, начать нужно с гендиректора. Необходимо, чтобы он верил в «высокие устремления» (как принято их называть в моей организации) и ясно их формулировал. Это не просто зарабатывание денег для акционеров и топ-менеджеров. Например, Bector Dickinson, глобальная корпорация, которая специализируется на производстве медицинского оборудования, ставит своей главной задачей нести здоровье людям. Цель Whole Foods Market — пропаганда здорового питания. Barry-Wehmiller стремится, чтобы члены команды всегда были заняты интересной и содержательной работой. Каталог дистрибутора канцелярских принадлежностей Essendant не содержит каких-то особенных поражающих воображение продуктов или услуг, однако компания ставит перед собой бескорыстную цель — способствовать процветанию своих партнеров. Высокие устремления подразумевают стремление организаций приносить пользу окружающему миру — люди должны понимать, что их коллективные усилия имеют большое значение.

Для того чтобы высокие цели вдохновляли людей и приводили к переменам в их мотивации, заявлений о намерениях явно недостаточно. Высшему руководству компаний необходимо воплощать их в жизнь, подтверждать эти идеи своими делами — грамотной кадровой политикой и нормами управления. Без правил, которые бы отражали общечеловеческие ценности, такие как уважение, ответственность, искренность, справедливость и доверие, все эти устремления останутся пустыми словами.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Во-вторых, фирмы с высоким уровнем лояльности сотрудников направлены на достижение высокой производительности — как на индивидуальном уровне, так и на уровне всей организации в целом. Они задают стандарты поведения и эффективности, а также требуют от людей их выполнения. Они нанимают, отбирают, оценивают, повышают и увольняют специалистов, исходя из их приверженности корпоративным целям и ценностям. Несмотря на то что они ценят умных и компетентных профессионалов и стараются брать на работу лучших из лучших в каждой конкретной области, процесс найма в этих компаниях начинается с оценки личности и характера индивидуума, чтобы определить, насколько он подходит организации. Менеджеров-управленцев обучают так, чтобы они руководили людьми, опираясь на общечеловеческие ценности, которые декларирует высшее руководство. Тех, чей стиль руководства противоречит им, просят уйти из компании, но даже увольнение происходит с заботой о человеке. Именно эти принципы позволили авиакомпании Southwest Airlines добиться высокой лояльности персонала, поднять качество своих услуг и превзойти конкурентов. Сейчас Southwest зарабатывает больше, чем все остальные лоукостеры в Штатах вместе взятые.

В-третьих, компании, движимые идеалами преданности, сотрудничества, заботы о людях и справедливости, не допускают, чтобы на пути повышения производительности стояла иерархическая структура (разделение людей по признаку власти). Членам команды предоставляется возможность выразить свое мнение различными способами: с помощью опросов, открытых форумов и политики открытых дверей. А когда обстоятельства требуют произвести сокращения и снизить расходы, высшее руководство значительно урезает и свою зарплату.

Читайте материал по теме: Почему кадровым данным нельзя доверять

И, наконец, организации, добившиеся высокой лояльности персонала, делают все возможное, чтобы поддерживать свою корпоративную культуру, ведь они понимают, что защищать ее от деградации — не менее сложная задача, чем создавать с нуля. Вот несколько шагов, которые помогают фирмам и их руководителям придерживаться выбранного пути. Опросы, посвященные лояльности сотрудников, помогают оценить преданность разных функциональных служб и географических подразделений корпоративным целям и ценностям. Находясь в должности президента Campbell Soup с 2000 по 2010 год, Дуг Конант проводил ежеквартальные опросы вовлеченности членов коллектива, которые позволяли ему анализировать и повышать лояльность различных отделов и предприятий компании. Топ-менеджмент Hewlett Packard организовывал встречи с рядовыми сотрудниками, чтобы услышать правду непосредственно из их уст. Bector Dickinson и ряд других компаний применяют метод, разработанный мною совместно с коллегой Руссом Эйзенштатом — «анализ стратегического соответствия» (Strategic Fitness Process), который дает членам коллектива возможность безопасно, не боясь впасть в немилость, резать правду-матку о соответствии организации заявленным стратегиям и корпоративным ценностям.

Чтобы построить мощную корпоративную культуру высокой лояльности и производительности, в основе которой лежат задачи и ценности организации, требуются долгие годы. Простой программой обучения здесь не обойтись. Каждая норма и каждое правило должны оцениваться в контексте установленных корпоративных ценностей и целей. Но любая корпоративная культура отличается хрупкостью. Несколько неверных шагов и решений высшего руководства — и все летит в тартарары.

Читайте материал по теме: 7 способов умного найма персонала

Возьмем, к примеру, ситуацию, произошедшую с HP. В восьмидесятых, когда я впервые там побывал, это была одна из самых уважаемых корпораций в мире, отстаивающая все ценности организации высокой лояльности. Задолго до того, как открытые офисы стали обычным явлением, HP организовала рабочее пространство так, чтобы устранить все иерархические различия между сотрудниками. Ни у кого из них не было личного «закрытого» офиса. Гендиректор занимал небольшое отгороженное перегородками рабочее место в центре огромного ангара, где размещалось три тысячи таких же «кабинетов». Только у менеджеров самого высшего звена были официальные названия должностей, да и то только потому, что этого требовал закон. Управленцы не получали бонусов — это делалось для того, чтобы коллективные интересы не были принесены в жертву собственных, хотя в целом зарплаты соответствовали рыночному уровню. Все сотрудники — начиная с уборщика и заканчивая генеральным директором — участвовали в распределении прибыли компании, причем вознаграждение устанавливалось в виде одинаковой для всех процентной доли от зарплаты. Все сотрудники владели акциями компании — таким образом поощряли за успехи в работе. Руководители выступали в роли поваров и официантов на корпоративных пикниках, чтобы поддерживать атмосферу равноправия в коллективе.

К сожалению, потребовался всего лишь год, чтобы уничтожить эту культуру высокой лояльности, воспетую и рядовыми сотрудниками, и клиентами, и партнерами, и акционерами. Причиной этому стали решения, принятые новым гендиректором. Им стала Карли Фиорина, которую в 1999 году совет директоров HP пригласил из Lucent. Не понимая и не разделяя ценностей и правил компании, Фиорина провела слияние с Compaq, у которой была совсем иная корпоративная культура. К тому же она приобрела самолет — и этим подорвала дух равноправия в HP, уволила 15 тысяч сотрудников, чья преданность культивировалась в течение сорока лет! Фиорина установила систему оплаты труда, основанную на личной производительности, и порицала всех, кому не удавалось достичь запланированных показателей, тем самым нанеся удар по взаимодействию сотрудников и их преданности фирме. Спустя шесть лет после значительного падения доходов и стоимости акций ее уволили.

Пример HP показывает, как можно в течение считанных месяцев разрушить культуру, которую создавали почти пять десятилетий. Ни в коем случае нельзя воспринимать атмосферу высокой лояльности как данность. Но она безусловно стоит того, чтобы изо всех сил развивать ее и поддерживать. Начав управлять компанией согласно вышеизложенным принципам, вы пожнете урожай — ценные специалисты будут радовать вас своей высокой производительностью на протяжении долгих лет.

Читайте по теме: