Сокращение персонала в кризис: какие альтернативы? | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Сокращение персонала в кризис:
какие альтернативы?

Зона турбулентности, в которой находятся национальные и международные рынки, ставит перед компаниями ряд вопросов.

Автор: Жанна Балабанюк

Сокращение персонала в кризис: какие альтернативы?

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

Зона турбулентности, в которой находятся национальные и международные рынки, ставит перед компаниями ряд вопросов. Как правильно рассчитать потребность в тех или иных специалистах в ситуации неопределенного будущего? Сокращение рабочих мест — это оптимальное решение для компании в период кризиса?

Когда сложно делать прогнозы на будущее, стандартные и привычные методы планирования и оценки персонала перестают работать. И если раньше компании при возникновении потребности в сотрудниках открывали вакансии и искали специалистов с определенными навыками, а в период экономического спада, оптимизируя расходы, в первую очередь сокращали штаты, то сегодня стратегия «набора-сокращения» уже не столь эффективна.

Цена управленческих решений, связанных с сокращением рабочих мест в фирме, как и их последствия, все возрастает и возрастает. Выгоды от сокращения персонала не всегда могут покрыть риски, связанные с наймом в будущем. В период экономического спада количество соискателей увеличивается, и на первый взгляд, в случае необходимости увеличения штата найти нужных специалистов будет проще простого. Вроде как логично: как можно быстрее закрыть вакансию и привлечь более квалифицированного сотрудника за меньшие деньги. Но есть три важных аспекта, которые препятствуют этому.

Первый: в период долгого экономического кризиса рост безработицы приводит к тому, что увеличивается срок поиска работы. В среднем это 1 год и более. Если кандидат находится без работы более 6 месяцев, он начинает терять уровень своей квалификации. Аспект второй: период адаптации в новой должности составляет 2 года, на топ-позициях — 3. И аспект третий: с уменьшением предложений о работе на внутренних рынках кандидаты рассматривают вакансии на внешних и ищут выгодные контракты в других странах.

Первоочередным для рассмотрения вопросом является природа управленческих решений, связанных с сокращением персонала. Если цель компании — сократить затраты на персонал, то важно честно ответить на первый блок вопросов. Действительно ли у компании больше сотрудников, чем ей реально нужно? Когда последний раз фирма пересматривала бизнес-модель? Каково соответствие квалификации персонала целям и задачам организации? Когда и как оценивали и рассчитывали потребность компании в тех или иных специалистах? Оптимизировала ли фирма все другие виды постоянных и переменных затрат? Сокращала ли организация затраты, связанные с персоналом? Ответы на эти вопросы дадут возможность увидеть риски от поспешных решений в кадровых вопросах. Сократить легко, а нанять?

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Второй крайне важный шаг — это оценка затрат и отдачи от персонала. Речь идет об ответах на второй блок вопросов. Какие затраты и какая отдача от каждого конкретного департамента и отдела, ключевого сотрудника? Каковы общие затраты, связанные с персоналом фирмы на месяц, квартал, полгода и год? Какие затраты на содержание всех рабочих мест и содержание конкретного одного рабочего места? При этом, рассчитывая затраты, связанные с этим вопросом, важно учесть ресурсы на привлечение, интеграцию и высвобождение тех или иных специалистов.

Следующий шаг — оценка задач, которые ставит перед собой компания, а также поиск альтернатив по выполнению работ. Если вопрос о затратах в организациях остро не стоит, оценка необходимости выполнения тех или иных видов работ и возможные альтернативы методов их выполнения не всегда производится. Важно точно оценить каждую задачу и возможные пути ее выполнения, включая стоимость каждой конкретной альтернативы.

Здесь мы переходим к третьему блоку вопросов. Нужны ли нам существующие виды работ на ближайшее будущее, и если да, то в каком объеме? Каковы возможности действующих сотрудников по выполнению нынешнего объема работ и каковы связанные с этим затраты? Нужно ли провести замену тех или иных людей на специалистов более высокого уровня? Отдает ли организация часть своих функций на аутсорсинг, и если да, то какие? Как компания должна пересмотреть существующую бизнес-модель с учетом текущих вызовов и рисков? Может ли фирма рассматривать вывод бизнеса за пределы страны как альтернативу сокращению издержек, в том числе на персонал? Может ли организация перевести часть бизнеса в облачные технологии, а персонал — на удаленный режим работы? Какой самый эффективный способ выполнения работ для нее с точки зрения затрат ресурсов?

Читайте материал по теме: Почему кадровым данным нельзя доверять

Не менее важным является оценка рисков и выгод от управленческих решений, связанных с сокращением штатов. Для этого нужно ответить на четвертый блок вопросов. Какие выгоды, возможности, финансовые и социальные риски получит компания в результате сокращения персонала? Как повлияет сокращение людей на уровень лояльности и вовлеченности внутри компании? Изменится ли уровень лояльности к компании со стороны клиентов, партнеров, поставщиков при сокращении персонала? Как повлияет сокращение персонала на бренд работодателя?

Ответив и сопоставив ответы на упомянутые блоки вопросов, можно переходить к расчету затрат и выгод от каждой из альтернатив. Если организация понимает, что сокращение объема работ носит временный характер на краткосрочную перспективу в 6—12 месяцев, то можно рассматривать:

  • Сокращение рабочего дня, недели, месяца, перевод на частичную занятость всего или части персонала компании.
  • Предоставление части сотрудников отпуска без сохранения заработной платы.

Если временные меры не решают проблемы компании, можно рассмотреть:

  • Аутсорсинг персонала — использование работы внешних провайдеров.
  • Аутстаффинг персонала — вывод сотрудников за штат компании, уменьшение затрат на административную поддержку, выплату налогов на ФОТ.
  • Аутплейсмент персонала — трудоустройство увольняемых людей в другие фирмы.
  • Перевод части или всех членов коллектива на удаленный режим работы, при этом офисная площадка используется только для встреч и совещаний, либо практикуется почасовая аренда офиса.

Важно понимать что оценка всех затрат на персонал и отдачи от него — это одна из ежедневных задач, как для кадровиков, так и для простых руководителей и топ-менеджмента компании в период нестабильности. Бизнес-модели, как и подходы к оптимизации штатов в условиях кризиса, должны быть достаточно гибкими. Речь идет о том, что на смену стратегии «набора-сокращения» должна прийти стратегия «управления эффективностью движения персонала». Это поиск баланса между оценкой альтернатив выполнения работ, текущей загрузкой и видами занятости персонала в соответствии с реальными целями и задачами фирмы.

Читайте по теме: