Скорая помощь: как поддержать растерянных сотрудников | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Скорая помощь: как поддержать
растерянных сотрудников

Психологическое равновесие персонала — залог стабильной работы компании

Автор: Полина Косых

Скорая помощь: как поддержать растерянных сотрудников
JOSHUA COLEMAN / Unsplash

читайте также

Научитесь говорить о своих талантах без скромности и хвастовства

Томас Чаморро-Премузик

Какая преданность лучше?

Елена Евграфова

Смешанные чувства: как и когда проявлять эмоции в деловом общении

Эндрю Бродски

Как увязать цену и ценность вашего продукта

Бала Венкатеш,  Грин Джейсон

Бесконечный поток негативных новостей вызывает беспокойство, страх и усиливает чувство растерянности. В таких кризисных ситуациях компаниям, как никогда, нужны сильные лидеры. Они концентрируются на бизнес-процессах и задают новый вектор развития в быстро меняющихся условиях. Но главное — они заботятся о подчиненных, снижая уровень их тревоги: за пределами офиса «непогода», но лидеры делают все, чтобы сохранить стабильность и не допустить сбоев.

Перечислим шаги, которые помогут руководителю установить психологическое равновесие в коллективе и поддержать сотрудников в ситуации неопределенности.

Научиться управлять своими эмоциями. Старайтесь избегать чрезмерно острой реакции на негатив, вдумчиво анализируйте неудачи, сдержанно реагируйте на все происходящее. Справляться со стрессом поможет концентрация внимания на конкретных задачах.

Вводить сотрудников в курс дел. Людям необходимо как можно раньше узнавать о фактическом положении компании: без этого они будут придумывать то, чего нет, чтобы заполнить информационный вакуум. Подчеркните, что вы понимаете: ситуация меняется очень быстро и ваши действия сейчас напрямую зависят от развития событий и могут быть разными.

В напряженный период возрастает роль хорошо выстроенной системы внутренних коммуникаций: полезно проводить общие встречи, информировать персонал о том, как чувствует себя компания и какие меры принимаются для сохранения ее устойчивости. Если времени на частые встречи нет, попробуйте организовать неформальное собрание команды каждое утро, чтобы делиться новостями.

При этом важно найти грань между тем, что можно сообщать всем сотрудникам в процессе управления кризисом, тем, что лучше сказать только топ-менеджерам, и тем, что целесообразнее пока не говорить никому. Если люди задают вопросы, отвечать на которые вы не готовы, не отмалчивайтесь, скажите честно: «Ответа на этот вопрос у меня пока нет, но обещаю поделиться с вами информацией, как только будет принято решение».

Поддерживать информационную гигиену. Надо признать: не все до конца понимают, что происходит и как будет развиваться ситуация, но нельзя допустить, чтобы люди с разными точками зрения перестали взаимодействовать друг с другом. Договоритесь не обсуждать острые темы и постарайтесь регулярно объяснять подчиненным, что текущую политическую повестку определяем не мы и происходящее не должно влиять на наши взаимоотношения. Если каким-то сотрудникам необходимо говорить на актуальные темы, можно организовать для них такие обсуждения, но с фокусом на вероятных последствиях для бизнеса, а не на том, кто прав или виноват. Мы не должны запрещать людям обсуждать важные для них вопросы, но при этом нельзя допускать, чтобы подобные дебаты провоцировали конфликты в офисе в и без того трудное время. Задача лидеров ― с одной стороны, держать сотрудников в курсе того, что происходит в компании, а с другой ― не давать им увлекаться дискуссиями на противоречивые темы.

Объединять психологически устойчивых сотрудников работой над общими проектами. Применительно к сложившейся ситуации, можно разделить людей на два типа: те, кто верит в лучшее и легко мобилизуется, и те, кто склонен поддаваться панике. Люди похожего типа часто «заряжаются» друг от друга.

Если в компании есть паникеры, стоит ограничить их влияние на коллектив и, конечно, оказать им поддержку: это могут быть либо консультации с HR-специалистами, либо терапевтическая помощь за счет компании. Персоналу необходимо предложить способы выплеснуть накопившийся негатив, не создав при этом угрозы для эмоционального состояния команды.

В сложной ситуации сотрудникам важно понимать, что именно для них делает компания, и знать, какими возможностями они могут воспользоваться. Если еще недавно бизнес был в полном оцепенении, то сейчас организации проводят для персонала регулярные сессии вопросов-ответов, мероприятия, направленные на психологическую поддержку, включающие, например, практики работы с телом и дыханием. Одна из известных фирм даже запустила горячую линию с психологом. Сегодня подобные действия ― скорее редкость, но, вероятно, в ближайшем будущем все больше компаний будут брать в штат психологов для постоянной работы с персоналом.

Проявлять внимательность. Опыт пандемии показал: в ситуации неопределенности выигрывают организации, руководители и HR-директора которых уделяют много времени поддержке персонала, проводят командные сессии и другие инициативы, улучшающие психологическую атмосферу в коллективе.

Как именно руководитель проявит свое участие, не имеет значения. Это может быть личный разговор с коллегами, видеочат или звонки. Как подобрать нужные слова утешения? Будьте искренни, старайтесь быстро реагировать на вопросы коллег. В беседе важно сосредоточиться на умении слушать и давать обратную связь. Выделите 20 минут в день на то, чтобы пройтись по офису и узнать, как дела у команды. Вы авторитет для сотрудников — не оставляйте их наедине со своими переживаниями. Пусть люди знают, что вы заботитесь и думаете о них.

Общение с коллегами на отвлеченные темы, совместные действия — все это также дает терапевтический эффект: атрибуты привычной жизни помогают снизить тревожность. Например, мы в Odgers Berndtson организовали в офисе совместный просмотр фильмов.

Мыслить стратегически. Разрушения от кризиса заставляют большинство сосредоточиться на краткосрочных проблемах, в то время как лидер должен отслеживать общую картину стратегических проблем бизнеса, а также напоминать людям о необходимости сохранять баланс между краткосрочными и долгосрочными решениями.

Сотрудники смогут лучше работать, если поверят, что вы всегда защищаете их интересы. Людям нужна ясность в отношении того, что и как они делают. В ваших силах вовремя обозначить, что срочно, а что можно отложить. Расставьте приоритеты и опишите команде примерный план действий на ближайшее будущее.

Не забывать о себе. По данным Leadership Confidence Index, подготовленного глобальным офисом Odgers Berndtson, управленцы часто чувствуют себя одинокими. Особенно это касается руководителей высшего звена, на которых ложится ответственность за принятие решений в сложных ситуациях, за бизнес в целом и, конечно, за персонал. По мнению большинства опрошенных, СЕО — тот человек, от которого ждут четкой картины происходящего и понимания стратегии движения компании, вне зависимости от обстановки.

Наступило время, когда нужно делиться своими переживаниями и обращаться за психологической поддержкой. Если у вас нет на это времени, не забывайте о методиках самопомощи, о которых могут рассказать специалисты. Помните про коллег и профессиональные сообщества: вы точно не одиноки. Не стоит думать, что обращаться за помощью ― значит проявить слабость. Вы такой же человек, как и все. Чтобы снизить стресс, переключайтесь на рутину ― на то, что можете контролировать: например, легкие задачи на работе или домашние дела. Заботьтесь о своих потребностях и не увеличивайте нагрузку на организм, которому и так нелегко: высыпайтесь, вовремя обедайте, старайтесь заниматься спортом.