Почему бизнес-модель больше не работает | Большие Идеи

・ Менеджмент

Почему бизнес-модель больше
не работает

Если компания не может решить проблему роста с помощью операционных процессов — это повод задуматься о стратегическом и ментальном уровнях управления и внести изменения в бизнес-модель.

Автор: Степан Масленников

Почему бизнес-модель больше не работает
Фото: Patrick Connor Klopf / Unsplash

читайте также

Супербоссы: как они находят таланты

Сидни Финкельштейн

Осознанность расхолаживает

Скотт Беринато

Как компании должны составлять прогнозы

Марк Хавкин,  Фриц Фоули

Собственники боятся тех, кто их обкрадывает

Галина Ефремова

Один из крупнейших FMCG-ритейлеров в Узбекистане, глядя на успешный опыт коллег из России, решил запустить онлайн-доставку продуктов в Ташкенте. Компания собрала проектную команду, разработала приложение, обучила сотрудников, запустила колл-центр и начала инвестировать в маркетинг. Доставку решили организовать на базе офлайн-магазинов.

Идея казалась хорошей — при сравнительно небольших вложениях использование существующей инфраструктуры дает большое покрытие в короткие сроки, а значит — хороший источник трафика и выручки.

Только команда проекта не учла, что сборщик неизбежно будет сталкиваться с нехваткой нужных позиций. В часы пик такое случалось постоянно — и вместо запланированного клиентского опыта «заказал-оплатил-получил» люди были вынуждены общаться с сотрудником магазина и принимать решение о замене или отказе от товара. Это сильно раздражало потребителей, они отказывались от повторных покупок и теряли лояльность к бренду, а стоимость привлечения каждого нового клиента росла и портила экономику проекта. В итоге онлайн-доставка так и не стала успешным каналом продаж — проект закрыли. Но если бы ритейлер заранее решил вопрос с коммуникацией, продумал клиентский путь, разобрался с товарными запасами в магазинах или открыл отдельные дарк-сторы — результат был бы гораздо более позитивным.

Ситуация в приведенном примере — одна из самых типичных проблем, с которыми сталкиваются топ-менеджеры или владельцы бизнеса. Они постоянно должны корректировать процессы, менять правила, взаимодействовать с людьми. 

Управление любой организацией можно разделить на три уровня: операционный, где происходит реализация задуманных процессов; стратегический, на котором ставятся цели; и ментальный — на этом уровне лидеры формируют ценности и мировоззрение компании.

Такое разделение появилось не случайно. Занимаясь большими проектами по трансформации разных компаний, я заметил, что большинство руководителей вне зависимости от уровня их позиции решают основное количество задач на уровне действий — то есть на операционном уровне. Например, не хватает ресурсов — значит нужно нанять новых сотрудников или найти дополнительное финансирование. И во время трансформации бизнеса особенно хорошо заметно, когда у менеджеров остаются силы и ресурсы только на решение операционных задач. Чтобы сфокусировать внимание управленцев и помочь им взглянуть на бизнес более широко, я использую понятия стратегического и ментального уровней. На этих уровнях лидеры задают направление, определяют цель, а также смысл и ценности, важные для акционеров и бизнеса.

До определенного этапа развития бизнеса на все возникающие вопросы можно ответить на операционном уровне. И если этих действий достаточно, чтобы бизнес приносил прибыль, рос и развивался — это сигнал о том, что компания нашла свою бизнес-модель и движется в правильном направлении. Но бывают и ситуации, когда владелец бизнеса или СЕО сталкиваются с хронической проблемой в каком-то важном процессе. Например, новые продукты всегда зависают на этапе разработки, компания безрезультатно пытается справиться с текучкой персонала или же отдел кадров в течение года не может закрыть нужные позиции. Когда топ-менеджер перепробовал огромное количество вариантов на операционном уровне, но результат все равно не устраивает — это повод обратиться к ментальному и стратегическому уровням управления.

Ментальный уровень управления основан на глубоком понимании мышления, ценностей, убеждений и мировоззрения людей в компании.

Через него руководитель может формировать новые смыслы и получить ответ на вопрос: «А зачем мы это делаем? Зачем куда-то двигаться, расти, развиваться или что-то менять?» Обычно в этом процессе очень много личного, связанного с принципами, приоритетами и взаимоотношениями лидера с самим собой.

На стратегическом уровне лидер принимает решения, определяющие долгосрочное развитие компании, и должен определить вектор развития ключевых изменений и возможные границы, а также ответить на вопрос: «А как именно и в какую сторону нужно двигаться, чтобы прийти к желаемому результату?». Чем сложнее бизнес или внешняя ситуация, тем труднее будет поиск нужного решения или процесса для его реализации. В этот момент должна включиться команда, чтобы взять на себя основную нагрузку, забирая задачу со стратегического на операционный уровень и отвечая на вопрос: «Что, кто и как должен делать, чтобы прийти к цели?».

Как связаны бизнес-модель и уровни управления?

Существует несколько объяснений того, что такое бизнес-модель. Например, американский писатель и финансовый журналист Майкл Льюис предлагает простейшее описание: «Это выражение означает попросту то, как вы планируете делать деньги». То есть бизнес-модель — это то, что компания делает сама, а что — отдает на аутсорсинг; какие лишние действия совершает, а где недорабатывает, из-за чего клиент выбирает конкурента. Какие проекты команда реализует внутри бизнеса и на что тратит инвестиции. Один из самых распространенных шаблонов для работы с бизнес-моделью придумали ученые Александр Остервальдер и Ив Пинье. Он состоит из девяти основных блоков — ключевых элементов модели. Вносить изменения в бизнес-модель компании можно с помощью классического подхода к реинжинирингу — сравнивая две таблицы: «Как есть», «Как должно быть» и формируя план изменений «Как перейти».

Однажды мне довелось работать с топ-менеджментом завода, который специализировался на производстве межкомнатных дверей. Мощность — тысяча совершенно одинаковых дверей в день. И необходимость длительной перенастройки оборудования в случае, если потребуется изменить размер, тип или модель изделия. Этот завод был организован под большой проект по строительству социального жилья, которому в год требовалось порядка 100 000 типовых дверей. Затем обстоятельства изменились — и государство отказалось от проекта спустя несколько лет после старта. В итоге бизнес по производству одинаковых дверей практически встал.

Выстроенной системы продаж у завода практически не было, а само производство оказалось не готово к работе с небольшими заказами. И топ-менеджмент предприятия попытался наладить продажи существующего продукта без критических изменений, но потерпел поражение — оказалось, что рынку не нужны подобные двери и, тем более, в таком объеме. Под давлением внешнего кризиса в компании пересмотрели бизнес-модель с «производства под заказ» на «производство для продажи на открытом рынке»: перестроили отдел продаж, изменили подход к проектированию и наладке оборудования, организовали производство небольших партий продукции, и дело сдвинулось с мертвой точки.

На пути к трансформации

Весь процесс пересмотра бизнес-модели можно сравнить с восхождением на гору. Все начинается с четкого желания владельца посмотреть на собственный бизнес с высоты и готовности пройти весь путь — как наверх, так и вниз. Перед восхождением лидеру придется определиться с командой, которая пойдет вместе с ним. Обычно это весь C-level и несколько ключевых внутренних экспертов.

Во время подъема команда должна будет синхронизироваться и разобраться с операционными процессами, понять, как на самом деле они работают в компании. Начать этот процесс лучше с описания существующих в компании бизнес-моделей: одна модель — один лист. Их проработку можно вести в мини-группах, чтобы в финале сделать общую сводку на всю команду и синхронизировать весь альбом бизнес-моделей.

На втором этапе восхождения участники переходят на стратегический уровень, где прорабатывают варианты развития и изменения бизнес-моделей. Они должны ответить на вопросы о сегментах пользователей, которых хотят привлечь, каналах сбыта, которые не используют, но могли бы, а также об оптимизации расходов и процессов и развитии отношений с клиентом. Но эту часть пути команда сможет преодолеть только с акционером: ведь именно ему придется выбрать изменения, которые будут реализованы. Это может быть как выбор или корректировка предложенных вариантов, так и создание новых бизнес-моделей. Финал — это выбор одного или нескольких изменений, которые уходят в проработку топ-команде.

После принятых на ментальном уровне решений необходимо спуститься обратно на стратегический. Во время спуска команда должна будет создать детальный план реализации выбранных изменений и преодолеть сопротивление среды. Например, переубедить самых верных сотрудников компании, которые в первую очередь лояльны текущей бизнес-модели, системе ценностей, процессам и принципам — обычно именно они меньше всех готовы к переменам.

На всех этапах важна поддержка и прямое участие акционера в коммуникациях с командой. Его прямая задача — удержать вектор изменений, пройти весь процесс и реализовать задуманное. В любом случае важно помнить, что любая компания — это набор схожих компонентов: процессов, людей, активов, технологий, культуры. Но каждая организация складывается в неповторимый набор этих компонентов, и бизнес-модель у каждого — своя.

Какие-то бизнесы похожи друг на друга, другие — отличаются кардинально.

Роль лидера изменений и его команды

Существует заблуждение, что формирование бизнес-модели происходит только на этапе запуска стартапа, а зрелой компании это ни к чему. Но цифры говорят об обратном, средний срок пребывания компаний в списке индекса S&P 500 постоянно снижается: с 32 лет в 1965 году до 21 года к 2020-му. Чтобы компания оставалась лидером в своей отрасли, акционеры и топ-менеджмент должны создавать системы, вынуждающие команды регулярно проводить ревизию собственных установок. Например, следить за тем, чтобы получать не только ту информацию, которая подтверждает их точку зрения, а искать альтернативные источники информации.

Приведу пример: крупный российский девелопер решил сформировать новую стратегию, связанную с экспансией. В качестве ключевого параметра топ-менеджеры выбрали объем вводимых и продаваемых квадратных метров. Стратегическая цель — вдвое увеличить объем без сопоставимого роста штата. Такая цель не выглядела достижимой ни на операционном уровне, ни на стратегическом. Топ-менеджмент принял решение действовать на ментальном уровне и пересмотреть свою бизнес-модель, чтобы определиться, зачем и что делать, а чего не делать. Компания увеличила долю аутсорсинга, начала кооперироваться с партнерами ради работы над большими проектами и пересмотрела многие процессы и используемые технологии, включая проектирование, работу с подрядчиками, распределение ответственности между департаментами, контроль и отношения с поставщиками. Спустя год после начала процесса изменений девелопер уже достиг некоторых результатов: объем вырос практически в полтора раза при том же штате, а еще через год должен достичь целевых показателей.

И хотя главным драйвером к пересмотру бизнес-модели всегда выступает собственник или первое лицо, ответы на вопросы о том, к чему именно прикладывать усилия и на чем фокусироваться во время трансформации, нужно искать вместе с командой топ-менеджеров. Перед началом коллективной работы важно прийти к общему знаменателю — скорее всего, каждый из ключевых участников по-разному смотрит на то, как именно работает компания. Когда мы сотрудничали с федеральным дистрибутором металла, мы провели эксперимент — вместе с СЕО, финансовым директором и стратегом сформировали существующую модель. Затем показали ее на уровень ниже — HR, директору по логистике и руководителю по маркетингу. Они не согласились с тем, что увидели, и внесли свои правки. Потом мы показали уже отредактированную версию коммерческому директору, который тоже переписал бизнес-модель исходя из своего видения. Когда мы вернулись с проектом бизнес-модели к СЕО — он был сильно удивлен и решил собрать всех участников вместе, чтобы синхронизироваться.

Оптимальный вариант — провести консенсус-сессию в рамках которой вся топ-команда создаст альбом текущих бизнес-моделей.

Этот процесс можно разделить на несколько этапов, работающих в связке друг с другом: консенсус-сессию для топ-менеджмента и синхронизацию для расширенной управленческой команды. В качестве ключевого эффекта — каждый руководитель и эксперт внесут свой вклад со своего операционного уровня, что позволит лидеру увидеть, какие именно изменения нужны компании и во что именно вкладываться.

Список препятствий при трансформации бизнес-модели

Исследования McKinsey показывают, что компании, регулярно пересматривающие свои бизнес-модели, лучше справляются с рыночными изменениями. Поэтому управление бизнес-моделью является критически важным для устойчивого роста и конкурентоспособности компаний в современном мире. Сократился и срок жизни бизнес-модели: если раньше правила игры не менялись годами или даже десятилетиями, то теперь они подвержены сильным изменениям из-за внешних кризисов. Вот список самых популярных барьеров, с которыми может столкнуться руководитель во время трансформации бизнес-модели.

— Слабая культура управления. Например, команда разрослась, а управление осталось интуитивным. Все постоянно занимаются решением срочных и более насущных проблем, постоянно откладывая вопросы, связанные с развитием бизнес-модели, на потом.

— Социокультурный пласт. Топ-команда или ключевые сотрудники занимаются формализмом, утверждают, что и так хорошо знают бизнес-модель компании и она уже оптимальна.

— Проблема осмысления. У команды нет понимания связи между изменением бизнес-модели и влиянием на итоговый результат. Смоделировать или представить себе эти преобразования и эффект от них не получается.

— Нехватка коммуникаций. Сотрудники будут избегать изменений, если видение трансформации не будет отображено для всех в виде понятного сценария. И тут важно не только сообщить план, но и вовлечь, достичь с командой разделенного видения преобразований.

— Внешние факторы. Любые внешние причины, которые заставляют отдавать все время операционным процессам, «тушению пожаров» — например, кризис на рынке труда, сложности трансграничных расчетов с иностранными партнерами, недоступность технологий.

— Не определена ответственность. Команда в целом согласна с необходимостью преобразований, но нет четких границ полномочий и ответственности за элементы бизнес-модели, а за трансформацию назначают отвечать человека, сильного в операционных процессах, но без компетенций и опыта таких изменений.

— Инерция. Например, сотрудники продолжают действовать по-старому, обходя новые бизнес-процессы просто потому, что привыкли — и так удобно.

— Предубеждение и недоверие. Убежденность сотрудников, что сейчас и так все работает отлично, и от изменений сломается существующая бизнес-модель, а вот заработает ли новая — неизвестно. Или о том, что бизнес-модели предназначены только для стартапов.

— Конфликт интересов. Ряд сотрудников могут пользоваться особенностями текущей бизнес-модели с выгодой для себя. Соответственно, любые изменения лично им только вредят — они будут саботировать преобразования.

— Локальный взгляд. Сотрудники воспринимают бизнес-модель как данность. Как устройство компании, которое нельзя изменить. Поэтому даже не пытаются.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.