Как заработать на дешевой рекламе | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как заработать на
дешевой рекламе

Рекламные ролики в интернете стоят недорого и при этом нравятся потребителям.

Автор: Тейксейра Талес

Как заработать на дешевой рекламе

читайте также

Перестройка по правилам

Хейвуд Сюзанн,  Хейдари-Робинсон Стивен

Миллиарды без отчета

Ануп Шривастава,  Виджей Говиндараджан,  Шиварам Раджгопал

Лекарство для тех, кто не хочет идти на работу

Патрик Ленсиони

Как управлять своей карьерой

Компании вроде Nike или Reebok, всегда славились яркой, запоминающейся телерекламой: знаменитым спортсменам платили миллионы за съемку, привлекали самих дорогих креативщиков. Но производитель обуви для скейтбордистов DC Shoes пошла иным путем: в ее видеоклипах один из соучредителей, Кен Блок, в навороченном спортивном авто гоняет по пустым аэропортам, паркам развлечений и даже по пассажирскому порту Сан-Франциско. Каждый ролик — не дольше 9 минут, и зритель видит только крутые виражи болида и крупные планы спортивной обуви. DC Shoes не покупает дорогое эфирное время, а размещает клипы на YouTube. За 4 года набралось более 180 млн просмотров, а продажи компании в 2011 году подскочили на 15%. Один ролик стал рекордсменом YouTube по числу ссылок в соцсетях, другой собрал миллион просмотров в первые же сутки после появления в сети. Чтобы получить подобную зрительскую аудиторию на телевидении, пришлось бы раскошелиться больше чем на $5 млн. В интернете же это обошлось DC Shoes в десятки раз дешевле.

Многие компании хотели бы последовать этому примеру. С помощью устройства для слежения за направлением взгляда и анализа выражения лица я попытался понять, почему человек кликает на просмотр ролика, как удержать внимание зрителя и как заставить его поделиться ссылкой с друзьями. В 2012 году я опубликовал в HBR статью «Оседлать вирусный маркетинг», («HBR — Россия», апрель 2012), и с тех пор компании часто просят помочь им на практике. Теперь у меня набралось много данных о том, как фирмы создают и распространяют в интернете свои ролики. Оказалось, что часто с их помощью удавалось достичь того же эффекта, что и от телерекламы, — но гораздо дешевле.

Однако дело не только в стоимости. Есть и другие причины ставить рекламу в интернет. Все больше людей смотрят телепередачи на планшетах: им легко пропустить рекламу, открыв какую-то программу. Телерекламу видит намного меньше людей, чем в прежние годы.

А вот популярность интернет-роликов, напротив, растет. Поскольку в интернете человек сам выбирает, что смотреть, к сетевому ролику интереса больше, чем к телевизионному. По данным агентства Vision Critical, 48% тех, кто просмотрел рекламу в интернете и впоследствии зашел на сайт компании-рекламодателя, 11% переслали ссылку своим друзьям, а 22% приобрели рекламируемый товар.

Делать самим или нанять специалистов?

У рекламной кампании две составляющие: создание контента и распространение ролика. Рекламное агентство берет за производство стандартного 30-секундного ролика от $100 тысяч до $1 млн, а телекомпания — от $14 тыс. до $545 тыс. за каждый его показ в эфире. Если вы хотите сэкономить, попробуйте все сделать сами или наймите агентство подешевле. Но давайте сначала посмотрим, как создается рекламный продукт.

«Сделай сам». Как и следовало ожидать, это самый дешевый способ, и зачастую весьма успешный. Яркой иллюстрацией может служить американский производитель кухонного оборудования Blendtec. В 2007 году эта компания выпустила серию видеороликов, в которых основатель фирмы Том Диксон демонстрировал завидные возможности блендеров, измельчая в них стеклянные шарики, рукоятку от грабель, хоккейные шайбы и даже айподы. Ролики мгновенно завоевали популярность на YouTube, а сам Диксон стал частым гостем престижных телешоу. Стоит ли говорить, что это привело к значительному росту продаж. В общей сложности видеоролики Blendtec уже набрали почти 240 млн просмотров. Однако рассчитывать на столь оглушительный успех вряд ли стоит, ведь на YouTube всего 3% роликов просматривают более 25 тысяч раз. Рекламщики скептически относятся к тем, кто целиком уповает лишь на YouTube. На их жаргоне такой подход получил название «размести и молись».

Аутсорсинг производства. В последнее время многие известные компании, такие как Duck Tape, Lego, Duracell или Braun, часто пользуются услугами фирмы Tongal — она появилась четыре года назад. Принцип ее работы таков: на своем сайте она размещает техническое задание заказчика, а решения предлагают фрилансеры, готовые работать за относительно малое вознаграждение. К примеру, вам нужен полутораминутный ролик, в котором по крайней мере дважды упоминается название бренда, а логотип высвечивается две секунды. Фрилансеры, зарегистрированные на сайте, присылают свои идеи (объем 250 слов), а компания-рекламодатель выплачивает авторам приглянувшихся ей идей в среднем по $500 за право использовать их в своей рекламе. После этого фрилансеры приступают к созданию рекламных клипов, взяв за основу отобранные компанией идеи. Тот, чей клип компания сочтет лучшим, получает за работу в среднем от $5 тыс. дo $20 тыс. Профессионалов и полупрофессионалов у Tongal очень много, качество роликов, как правило, высокое. Создание клипа обходится от $10 тыс. дo $50 тыс., а самые успешные фрилансеры уже заработали на разных проектах более 150 тыс. Как правило, ролики размещают в интернете, однако некоторые компании пошли дальше. К примеру, Speed Stick заплатила за свой ролик $17 тыс., но выложила $4 млн за его размещение на телеканалах во время серии Суперкубка 2013 года. Зрительский рейтинг этой «кустарщины» оказался выше, чем у дорогих роликов Coke, Pepsi, Subway, Lincoln и Anheuser-Busch.

Проектирование «вируса»

Одного контента, даже самого качественного, мало — нужна еще и грамотная дистрибуция.

«Сделай сам». Некоторые заказывают контент профессионалам, а размещают ролики на собственном сайте или на на YouTube. Однако большинство фирм предпочитает привлекать аудиторию с помощью так называемого «вовлекающего» (inbound), в отличие от обычного или «исходящего» (outbound), маркетинга: используют инструменты оптимизации поиска и сложные аналитические методы, подсказывающие, какие ролики будут популярны, а какие нет.

Аутсорсинг дистрибуции. Маркетинговые фирмы, такие как агентство Mekanism, распространяют ролики клиентов в соцсетях. В 2010 году СЕО компании гарантировал клиентам, что проводимая его фирмой рекламная кампания станет вирусной. Услуги агентства включают управление цифровыми платформами (выделенный канал YouTube или, реже, каналы платного интернет-видео), а также создание сетей из влиятельных в интернет-сообществе персон для раскрутки рекламы. И агентство держит свое слово: около 75% ее видеороликов набрали более миллиона просмотров. Стоят же ее услуги намного меньше, чем у традиционных дистрибуторов.

Человеку дороже то, к чему он сам приложил руку (см. статью Майкла Нортона «Эффект IKEA: что смастерил, то и полюбил», HBR — Россия, март 2009). Mekanism часто привлекает к созданию роликов реальных потребителей товаров. Реклама Golden Grahams рассчитана на недавних выпускников колледжа. В серии мультиков показаны разные комичные ситуации на интервью с работодателями, взятые «из жизни». В сумме ролики набрали более 2,5 млн просмот­ров со средней продолжительностью 4 минуты и 10 секунд, и обычно люди смотрели по нескольку роликов сразу, а потом шли на сайт рекламодателя.

Традиционные критерии себестоимости и эффективности (например, такой, как «себестоимость одного просмотра») уходят в прошлое. Время требует новых подходов. Я предлагаю студентам обсудить такой критерий, как «себестоимость вовлечения одного человека». Отслеживая, сколько времени человек смотрит какой-то рекламный ролик в интернете, отправляет ли кому-то ссылку, заходит ли на сайт рекламодателя или начинает следить за ним в Twitter, можно измерить реальную пользу. Сопоставьте эти цифры со своими затратами, и вы получите представление о действенности методов «экономной» и обычной рекламы.