Подводные камни совместного творчества | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Подводные камни
совместного творчества

Почему маркетологам следует с осторожностью относиться к программам совместного творчества с потребителями.

Авторы: Верхуф Питер , Беккерс Зандер , Дорн ван Йенни

Подводные камни совместного творчества

читайте также

«Ты выступаешь на сельских скачках или на мировом чемпионате»

Исследование, которое работает

Симестер Дункан

Шутки не для женщин?

Александр Эллис,  Джерел Слотер,  Джесси Райвин,  Джонатан Эванс

Почему совет «Следуйте за мечтой» может вам навредить

Дэниел Геринг,  Кристина Ли

Бурный рост социальных сетей открывает перед компаниями невероятные возможности для сотрудничества с потребителями. Многие из них вовлекают пользователей в процесс создания рекламных слоганов и идей для новых продуктов. Такую практику нередко называют совместным творчеством. Она не только позволяет производителям сокращать затраты на разработку инноваций, но и «вербовать» потребителей.

Однако у таких акций немало подводных камней. Зачастую пользователи, вместо того чтобы предлагать идеи, высмеивают компании. Это серьезная проблема. По статистике около половины программ совместного творчества терпят неудачу.

Когда Henkel, компания — производитель чистящих средств и прочей бытовой химии, объявила конкурс на лучший дизайн упаковки, ее завалили идиотскими предложениями (один из пользователей посоветовал написать на коробке стирального порошка «со вкусом аппетитной курочки»). А General Motors, предложив потребителям поработать над рекламой автомобилей, получила поток «объявлений», в которых ее внедорожник обзывали пожирателем бензина и обвиняли в загрязнении окружающей среды. Надеясь использовать возможности сарафанного радио, McDonald’s запустила в Твиттере рекламную кампанию — и собрала богатый урожай критики и оскорблений (см. примеры во врезке).

Поэтому, задумывая программы совместного творчества, следует тщательно ­просчитывать риски. Особенно осторожными нужно быть в трех случаях.

У бренда крепкая репутация. Сильную марку необходимо защищать, иначе потери будут слишком велики. Потребители, участвующие в совместном творчестве, могут нанести бренду существенный урон. Хорошая репутация — результат долгой и планомерной работы маркетологов, и ставить ее на карту, как минимум, не разумно.

Сложно определить уровень потребительского спроса. Чаще всего компании обращаются за поддержкой к клиентам, когда ситуация на рынке становится ­нестабильной. Но в условиях неопределенности люди зачастую не знают, что им нужно и что понравится. Porsche получила массу нелицеприятных откликов, когда объявила о планах выпустить на рынок внедорожник. Не прислушавшись к мнению потребителей, она запустила в производства Porsche Cayenne — модель, завоевавшую впоследствии сердца автолюбителей.

Компания проводит слишком много акций. Работать с одними и теми же поставщиками выгодно. Но, если речь идет о клиентах, ситуация меняется. Как показывает практика, если потребители участвуют во многих акциях совместного творчества, количество, качество и разнообразие их идей уменьшаются. Изучив результаты программы Dell «Мозговой штурм» (компания собирала предложения клиентов, касающиеся новых продуктов и услуг), мы заметили, что люди по нескольку раз высказывали одни и те же идеи, причем подчас предлагая то, что фирма и так уже делала.

Это не означает, что компаниям стоит отказаться от краудсорсинга. Эта стратегия может быть обоснованной, главное — не забывать об опасностях. Руководители должны следить за поведением участников акций и принимать меры, если они начинают присылать все больше «приколов» и все меньше ценных идей.

Чем проще, тем лучше

Если человек не в ладах с арифметикой, сообщения о скидках, не требующие серьезного осмысления (например, «минус $10 с каждых $50»), он понимает лучше, чем информацию, содержащую проценты («на 20% дешевле»). К такому выводу пришла группа ученых под руководством Раджнеша Сури из Университета Дрексела. Участники их эксперимента, получавшие сообщения о снижении цены на несколько процентов, зачастую принимали неверные решения. Те же, кому пришлось совершать в уме более сложные операции, справились с задачей еще хуже.