Как распознать компанию, ориентированную на творческий подход к работе | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как распознать компанию, ориентированную на творческий подход
к работе

Когда дело доходит до построения творческой культуры, в которой маркетинг и инновации играют центральные роли, многие руководители просто впадают в ступор.

Автор: Дэвид Буркус

Как распознать компанию, ориентированную на творческий подход к работе

читайте также

«Вы не справляетесь»: что делать, если вас незаслуженно критикует начальник

Мита Маллик

Бизнес-практикум. 7 декабря 2010г.

Поставки как стратегия

Низен Карлос,  Уэллер Вулф

Почему прогнозы ошибаются?

Александр Чулок

«У бизнеса всего две функции: маркетинг и инновации», — сказал однажды Питер Друкер. Инновации в бизнесе рождают новый продукт и новую бизнес-модель, а благодаря рекламе всему миру становится об этом известно. Обе эти составляющие являются частью творческого процесса, который двигает организации вперед. Но, когда дело доходит до построения творческой культуры, в которой маркетинг и инновации играют центральные роли, многие руководители просто впадают в ступор.

И правда, порой совсем просто для начала хотя бы определить, что же такое эта пресловутая «креативная культура». Понятия «креативность» и «культура» имеют тысячи разных оттенков, отчего становятся трудными для понимания, не говоря уже, собственно, об их практическом применении. Столкнувшись с подобной дилеммой, многие начинают применять подход члена Верховного суда США Стюарта Поттера. Он автор афоризма «узнаю, когда вижу», который судья использовал для описания своего критерия того, что можно считать порнографией, а что нельзя.

Но подобный подход крайне опасен. Нетрудно найти компанию, в которой процветает творческая атмосфера, и попытаться перенять этот дух. Но, не понимая в каком направлении движется сам процесс, вы не сможете выстроить прочный фундамент для дальнейшего процветания своей организации. Обратите внимание на офисы передовых ИТ-компаний и стартапов: у них есть столы для игры в настольный футбол, тележки с пивом и куча бесплатной еды. Но все это лишь вершина айсберга.

В 1980-х годах психолог Эдгар Шайн создал модель для понимания и анализа организационной культуры. Шайн разделил организационную культуру на 3 составляющих: артефакты, ценности и обязательства.

Артефакты — очевидные элементы организации, они лежат на поверхности. Обычно это предметы, которые может видеть любой человек, даже посторонний: мебель в офисе, расположение кабинетов, стиль одежды и юмор сотрудников, их традиционные высказывания. И да, футбол и бесплатная еда — это тоже артефакты. Артефакты сразу бросаются в глаза, но расшифровать их смысл подчас не так-то просто, как кажется, особенно если сильно не вдумываться в детали. В офисе компании IDEO в Пало-Альто из стены торчит крыло самолета — артефакт, который не может не поражать и не вводить человека в ступор, если он не знает о политике компании IDEO: здесь поощряются эксперименты в форме игры и выражение любых идей.

Читайте материал по теме: От корпоративной культуры не свободны и стартапы

Ценности компании — это те идеалы и стандарты, которые поддерживает компания. Ценности организации определяют поведение сотрудников и то, как они позиционируют ее на рынке. Чаще всего идеалы фирмы проявляются в публичных заявлениях, например, в так называемых ключевых ценностях компании, а также в обычных фразах, произносимых во время разговоров и бесед ее сотрудниками. Херб Келлехер, основатель Southwest Airlines, даже прославился благодаря фразе «наша авиакомпания — лоукостер», которую он часто использовал, дабы подчеркнуть ее доступность для пассажиров.

Базовые обязательства, которые берет на себя организация, являются основой ее корпоративной и организационной культуры. Убеждения и поведение сотрудников компании настолько глубоко внедряются в повседневную жизнь фирмы, что становятся практически невидимыми. Базовые обязательства — это неотъемлемая часть корпоративной культуры и подтверждение того, за счет чего происходит выражение ценностей внутри организации. Сотрудники колл-центра Zappos заинтересованы в оказании качественных услуг, поскольку это напрямую отражается на лояльности потребителя. Их сервис настолько уникален, что сотрудники Zappos готовы направить своего покупателя к конкурентам в том случае, если нужного товара не оказалось в наличии на их складах. Базовые обязательства могут по-разному проявлять себя. Иногда они находят свое отражение в проявляемых компанией ценностях и артефактах, иногда этого может и не случиться. Но если между базовыми обязательствами организации и ее корпоративными ценностями происходит конфликт, то у организации возникают серьезные проблемы. Компания Enron выпустила целое пособие, на 64 страницах которого были описаны миссия и базовые ценности компании, но если верить бухгалтерам этой скандально известной корпорации, то сразу же возникает вопрос: «Читал ли этот талмуд хотя бы кто-нибудь из топ-менеджеров фирмы?».

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Артефакты сразу бросаются в глаза, но их легко перепутать с базовыми обязательствами. Нет ничего удивительного в том, что компании организовывают бесплатное питание для своих сотрудников. Но для фирмы с развитой организационной культурой, в которой на первый план выходят именно базовые обязательства, это свидетельство того, что компания прежде всего поощряет чувство товарищества и поощряет обмен идеями между коллегами во время трапезы. Для организации это один из способов заявить о существовании нестандартного мышления. Но если менеджмент вашей компании не сможет распознать интересную идею из-за несовершенной корпоративной культуры, то вряд ли внутри подобной организации можно развивать лидерские качества сотрудников, которые так необходимы всему коллективу.

Базовые обязательства, принятые в компании, трудно заметить. Это те самые обязательства, типичные для организационной культуры фирмы, которые влияют на креативность всех членов ее коллектива. Компании, для которых характерен креативный подход к организации труда, относятся к рабочему процессу как к творчеству. В таких корпорациях главенствует мнение, что не все конфликты нужно гасить, ведь некоторые из них ведут к нестандартным идеям и решениям. Также считается, что творчество рождается в муках, а хороший результат работы — плод постоянно меняющейся команды. Возможность открыто выражать свое мнение, принимать на себя риски и воспринимать поражения как возможность научиться чему-то новому — вот те базовые ценности для компании, которая ориентирована на творческий подход к работе и положительный результат.

Вы можете легко распознать организацию, в которой процветает подлинная креативность, но, чтобы проникнуть в самую суть ее корпоративной культуры, необходимо поистине зрить в корень.

Читайте по теме: