Как управлять вниманием своих сотрудников | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как управлять вниманием
своих сотрудников

Возможно, самой большой сложностью, с которой мы сталкиваемся на работе, и будучи руководителями, и рядовыми сотрудниками, — это концентрация внимания.

Автор: Джулиан Беркиншоу

Как управлять вниманием своих сотрудников

читайте также

Как использовать мудрость толпы и сохранить в секрете важные идеи

Джулия Хаутц,  Кристиан Штадлер ,  Курт Мацлер ,  Штефан Фридрих фон ден Айхен

«Идеи для лидера»: санкции, потребительские тренды и ожидания от работы

Никита Щуренков

Ирина Поткина. Предприниматели: класс, изменивший Россию

Анна Натитник

Радость на работе: исследования, которые мы напрасно игнорируем

Андре Спайсер,  Карл Седестром

Что является самым ценным рабочим ресурсом?

Большинство вам ответит не задумываясь, что это время. Конечно, время — действительно ценный товар, но я бы поспорил, что это самое ценное вложение сотрудника в работу. В конце концов время на выполнение работы всем дается одинаковое, а вот продуктивность каждого специалиста может оказаться совершенно различной.

Пожалуй, правильным ответом на поставленный выше вопрос будет внимание — уникальная способность человека находить верное решение за отведенное ему время. Как 40 лет назад отметил Герберт Саймон, нобелевский лауреат по экономике, когда информация в изобилии, внимание становится дефицитным ресурсом.

Возможно, самой большой сложностью, с которой мы сталкиваемся на работе, и будучи руководителями, и рядовыми сотрудниками, — это концентрация внимания. Это означает, что надо правильно распределять время для выполнения разных заданий и делать так, чтобы ваши люди сосредотачивали свое внимание на нужных вам вещах. Как это сделать?

Во-первых, посмотрите на себя со стороны. Если внимание — самый ценный ресурс, первое, что необходимо сделать, — стараться избегать перерывов в работе и быть дисциплинированным. Если вы работаете над чем-то, что всецело требует вашего внимания — например, вы пишете важный отчет, тогда отключите звук вашего телефона и закройте Outlook и Facebook. Это очевидные советы, но как часто мы этого не делаем, в связи с чем постоянно отвлекаемся на всякую ерунду в процессе нашей деятельности.

Читайте материал по теме: Офис без границ — хроника удавшегося эксперимента

Во-вторых, что гораздо сложнее, научитесь вовремя останавливаться, когда вы собираете информацию. Когда я учился в аспирантуре, собирать данные стоило мне больших усилий: для этого я шел в библиотеку, копировал годовые отчеты и нужную мне научную литературу. Сегодня многое поменялось, но проблема состоит в том, что мы никак не можем остановиться и все больше погружаемся в поиски, ведь делать это стало гораздо проще (хотя необходимости в таком количестве информации нет, и решение может быть принято, отталкиваясь от уже имеющихся данных). Так как же избежать этого вечного поиска? Попробуйте заранее составить для себя определенные рамки, чтобы поиск информации был направлен на то, чтобы доказать или опровергнуть собственную идею. Если такой подход не работает, попробуйте ограничить себя во времени. Обычно я использую это правило, когда работаю с кем-то в паре, оно помогает мне вовремя остановиться и направить найденные данные своему коллеге в конце рабочего дня и избежать вечных мучительных поисков в сети.

В-третьих, даже несмотря на то, что мы живем в век информации, нам не стоит бояться использовать свою интуицию и чувства. Как правило, мы стараемся обосновать каждое свое утверждение, однако самые успешные акулы бизнеса от Джека Уэлча до Стива Джобса и Джеффа Безоса всегда пытались сочетать рациональное и интуитивное мышление. Один глубокий взгляд на проблему ценнее миллиона данных.

Наконец, когда мы имеем неограниченный доступ к информационным ресурсам, нам также необходимо находить время на анализ полученных данных. Подумайте об этом, как о своего рода медитации. Когда я чувствую, что потерял концентрацию, я знаю, что меня может спасти полчаса плавания, в течение которых мой мозг очищается и расставляет приоритеты для дальнейшей работы.

Читайте материал по теме: Осторожно, открытое пространство!

Теперь подумайте о своей роли в качестве менеджера. Помните, что ваша команда столь же легко теряет концентрацию, как и вы сами. Члены вашего коллектива крайне чувствительны к сигналам и импульсам, подаваемым сверху. Когда вы сообщаете о том, что, вероятно, будет принято решение о сокращении расходов, вы манипулируете вниманием вашей команды, нравится вам это или нет. Изменения в названиях должностей, в планировке офиса, в повестке еженедельного собрания, в решениях о повышении в должности — все эти отвлекающие внимание факторы в совокупности определяют взгляды людей на то, что является важным для них и что формирует их поведение. (Эта идея была впервые разработана Томом Дейвенпортом и Джоном Бэком в книге «The Attention Economy: Understanding the New Currency of Business»).

Если вы cобираетесь переосмыслить вашу работу в качестве менеджера, способного управлять вниманием своей команды, для вас есть несколько полезных советов.

Во-первых, следите за тем, чтобы ваши идеи были простыми и ясными. Если вы каждую неделю делаете акцент на разных вещах, люди теряют нить и начинают «выключаться». А вот если вы постоянно повторяете одну и ту же идею, воздействие на поведение членов вашей команды будет значительным и устойчивым. Например, большинство западных горнодобывающих компаний начинают каждое свое собрание с пятиминутки, посвященной правилам безопасности (история о последнем инциденте, связанном с безопасностью) — это простой, но эффективный способ поддерживать идею соблюдения мер предосторожности.

Во-вторых, следует уяснить для себя, что «по умолчанию» занимает внимание ваших людей, чтобы потом понимать, как смещать приоритеты членов команды на что-то другое. Вот пример: международная компания по разработке программного обеспечения раз за разом упускала возможности своего развития на азиатском рынке, поскольку каждое решение принималось с оглядкой на бизнес в Европе, где компания и была основана. Тогда гендиректор сам временно переехал в Азию. Время проведения собраний глобальной команды устанавливается поочередно в промежутке между утренними часами в Европе и второй половиной дня в Азии. Председателя собраний начинают избирать поочередно в обоих офисах. Повестка собрания всегда включает вопросы как глобального уровня, так и касающиеся конкретного региона. В итоге благодаря умелому использованию этих приемов, носящих в большей степени чисто символический характер, система поощрений и структура отчетности остались прежними, но при этом произошел заметный психологический сдвиг в восприятии азиатского региона, не затронув интересы Европы.

Наша ключевая задача в качестве руководителей — добиться максимально эффективного использования ограниченных ресурсов. В индустриальную эпоху в качестве таковых выступали труд и капитал. В эпоху знаний мы привыкли думать, что именно знания и информация — это те самые ограниченные ресурсы, которые нам следует использовать по максимуму. Однако с каждым днем ее становится все больше, а организации обмениваются наработанным опытом друг с другом. В таком мире действительно важным ограниченным ресурсом являются ваше внимание и внимание ваших сотрудников. И нам следует учиться умело им управлять.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена