5 мифов об идеальном офисе | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 мифов об
идеальном офисе

Разберем пять мифов об идеальном рабочем месте.

Автор: Рон Фридман

5 мифов об идеальном офисе

читайте также

Шесть советов для идеального выступления

Кармин Галло

Честным быть выгодно: чем привлечь лучших из лучших

Конгер Джей,  Линда Хилл,  Реди Дуглас

Инвесторы, пора стать общительнее!

Титен Дэвид,  Фармер Крис

Наука строит кадровую службу

Будро Джон,  Райс Стивен

Представьте, что нынче вечером, когда вы отойдете от компьютера, наденете плащ и отправитесь домой ужинать, ваша компания по мановению волшебной палочки превратится в лучшее на свете рабочее место.

Как бы вы об этом узнали? Что изменилось бы к утру, когда вы вернетесь?

Представляя себе работу своей мечты, мы чаще всего рисуем в воображении одну из компаний-миллиардеров из рейтинга Fortune. Огромный кампус, где есть все, утопическое место, где успех неизменен, сотрудничество — без сучка, без задоринки — и все сотрудники счастливы.

Но как выясняется, эти образы внушают нам ложное представление о качествах идеальной работы.

Относительно недавно специалисты различных профессий начали исследовать условия успешной работы. В новой книге я суммирую итоги этих исследований: оказывается, факторы, создающие работу мечты, не только не очевидны, они на удивление противоречат тому, что подсказывает нам интуиция.

Разберем пять мифов об идеальном рабочем месте.

Миф №1: Там счастливы все и всегда

За последние десять лет наука о счастье принесла нам немало существенных находок. Лабораторные исследования и полевые эксперименты показали, что в хорошем настроении человек становится общительным, альтруистичным и даже более креативным.

Читайте материал по теме: Офис без границ — хроника удавшегося эксперимента

Неудивительно, что многие компании попытались капитализировать эти открытия и всерьез задумались о том, как сделать своих сотрудников счастливыми. Конечно, это хорошо. Разумеется, организация должна позаботиться о настроении своего коллектива, а не загонять его в депрессию.

Но у счастья есть и темная сторона. В эйфории мы забываем об осторожности, становимся слишком доверчивыми, легко идем на риск.

Иногда счастье на рабочем месте оказывается даже контрпродуктивным, к тому же «негативные эмоции» — гнев, смущение, стыд — тоже весьма ценны. Исследования показали, что эти эмоции побуждают к усердной работе, заставляют сотрудников сосредоточиться на серьезных проблемах и внести поправки, а в результате удается-таки добиться успеха.

Нужно не «счастье любой ценой», а правильный баланс позитивных и негативных эмоций — вот к чему должны стремиться руководители. Если сотрудники вынуждены прятать и подавлять негативные эмоции, они не вовлекаются в процесс работы, а, напротив, отчуждаются от него.

Миф №2: Там почти не бывает конфликтов

Многим кажется, будто конфликты на рабочем месте — вещь заведомо нежелательная. Конфликты — это испорченные отношения, к тому же члены команды отвлекаются от прямых обязанностей и продуктивность тает на глазах.

Но исследования показали: все наоборот, острые споры зачастую лишь способствуют лучшей работе.

И вот почему. Многие конфликты на рабочем месте подпадают под одну из двух категорий: личные конфликты, когда сталкиваются личности или же разные представления о ценностях, и производственные конфликты, когда спор идет о том, как следует делать ту или иную работу. Исследования показали, что личные конфликты действительно наносят ущерб, а вот производственные конфликты приводят к лучшим решениям и с большей вероятностью дают положительное сальдо.

Читайте материал по теме: Осторожно, открытое пространство!

В споре, не переходящем на личности, члены группы развивают свои мысли, проверяют все альтернативы и не стремятся к преждевременному консенсусу. Многие из нас предпочли бы обойтись без конфликта, но открытые столкновения повышают энергию участников и помогают найти наилучшие стратегии.

Руководители себе же делают хуже, если во имя всеобщей гармонии избегают споров. Нужно создавать среду, поощряющую вдумчивые споры.

Миф №3: Здесь почти не делают ошибок

Вообразите: вас только что назначили руководителем двух команд. В первый день на новой должности вы получаете отчет о работе этих команд за прошлый год. Статистика бросается в глаза: команда А допускает в среднем пять ошибок в месяц, а команда B — десять.

Какая из двух продуктивнее?

Читайте материал по теме: Экстраверты тоже нуждаются в личном пространстве на работе

Вроде бы ответ очевиден: разумеется, команда А, ведь она ошибается вдвое реже. Но можем ли мы быть уверены, что количество ошибок — наилучший показатель успешной работы команды?

В середине 1990-х годов гарвардский исследователь Эми Эдмондсон провела исследование работы команд медсестер университетской больницы. Она предполагала простое соотношение: при наилучшем взаимодействии руководителей и сотрудников окажется меньше всего отчетов об ошибках в исполнении назначений. А вышло наоборот.

К изумлению Эдмондсон, при идеальных отношениях между медсестрами и начальством сообщения об ошибках появлялись чаще, но не потому, что эти отделения были менее эффективны, а просто потому, что здесь не боялись признавать свои промахи.

Это исследование открывает еще одну важную истину: для достижения максимальной эффективности нужно признать свои ошибки и учиться на них. А для того чтобы сотрудники с готовностью признавали их, нужна среда, в которой честный разговор воспринимается как норма, а не как источник опасности.

То есть ради максимальной эффективности нужно пересмотреть отношение к неудачам. Ошибка — не что-то ужасное, чего нужно избегать любой ценой (при таком подходе сотрудники не захотят ни в чем признаваться). Компаниям следует нацеливаться не на совершенство, а на совершенствование.

Миф №4: В такие компании берут только людей «одной крови»

Ныне организации отбирают соискателей не только по квалификации и опыту, но берут тех, чей характер и чьи ценности вписываются в корпоративную культуру компании. Среди самых известных адвокатов такого подхода — Zappos, интернет-продавец обуви. Но и многие другие фирмы отстаивают преимущества «культурного отбора».

Читайте материал по теме: Офис как место для тусовки

С виду идея привлекательная: при общности взглядов сотрудники лучше уживаются и, вероятно, дают лучший результат. Ведь так?

Необязательно. Слишком большое сходство между членами коллектива идет только во вред работе. Во-первых, сходство порождает самодовольство, и люди привыкают к рутине: зачем что-то менять, ведь никто же не возражает. Также сходство порождает самоуверенность: мы склонны в таком случае излишне полагаться на свои идеи и принимаем некритические решения, а в результате множатся ошибки.

В эксперименте 2009 года командам из трех человек поручалось решить задачу при участии новичка, который либо совпадал с этой группой, либо заметно от нее отличался. Гомогенные команды чувствовали себя увереннее, но лучшие результаты показывали команды с «чужаком». Новички вынуждали ветеранов пересматривать заведомые представления и тщательно изучать все данные — именно этим команда пренебрегала, когда все в ней были настроены на один лад.

Точно определить, какая нужна степень «культурного соответствия», непросто. У гомогенных команд тоже есть преимущества, если работа проста и не задействовано креативное мышление. Но иначе обстоит дело с компаниями, которые прорываются на передний край инноваций. Здесь будет больше пользы от многообразия мнений, чем от полного совпадения.

Миф №5: В офисе должны быть всякие милые штучки

Лучшие компании всегда предлагают сотрудникам какие-нибудь приятные мелочи. В Twitter имеется стена для скалолазания. Вдоль коридоров Zynga стоят классические игральные автоматы. Google устроила боулинг, площадку для игры в хоккей на роликах и площадку для пляжного волейбола, усыпанную настоящим песком.

Учитывая, что эти обустроенные места в компаниях постоянно занимают первые места в рейтингах, кажется, имеет смысл превратить офис в парк аттракционов.

Но это заблуждение. Сотрудникам вовсе не требуется столько радостей: нужно в первую очередь удовлетворить основные потребности человека. За многие десятилетия академических исследований стало ясно: лучше всего человек работает, когда чувствует себя компетентным, независимым и связанным с другими людьми.

Отличное рабочее место выделяется не спортивными площадками и другими излишествами, а возможностью удовлетворить эмоциональные потребности команды и создать ей условия для наилучшей работы.

Слишком долго мы полагались при обустройстве рабочего места на заведомые представления. Не пора ли обратиться к фактам?

Читайте по теме: