5 мифов об идеальном офисе | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 мифов об
идеальном офисе

Разберем пять мифов об идеальном рабочем месте.

Автор: Рон Фридман

5 мифов об идеальном офисе

читайте также

Что будет с вашим бизнесом, когда пандемия закончится?

Брейди Бейтс,  Дев Патнаик,  Мишель Лорет де Мола

Секрет маркетплейса: что отличает подрывные платформы от всех остальных

Клиффорд Максвелл,  Скотт Дьюк Коминерс

Трудный разговор: как обсуждать с сотрудниками возвращение в офис

Лиана Дейви

Как сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях

Дэвид Фесселл,  Роберт Куинн,  Стивен Порджес

Представьте, что нынче вечером, когда вы отойдете от компьютера, наденете плащ и отправитесь домой ужинать, ваша компания по мановению волшебной палочки превратится в лучшее на свете рабочее место.

Как бы вы об этом узнали? Что изменилось бы к утру, когда вы вернетесь?

Представляя себе работу своей мечты, мы чаще всего рисуем в воображении одну из компаний-миллиардеров из рейтинга Fortune. Огромный кампус, где есть все, утопическое место, где успех неизменен, сотрудничество — без сучка, без задоринки — и все сотрудники счастливы.

Но как выясняется, эти образы внушают нам ложное представление о качествах идеальной работы.

Относительно недавно специалисты различных профессий начали исследовать условия успешной работы. В новой книге я суммирую итоги этих исследований: оказывается, факторы, создающие работу мечты, не только не очевидны, они на удивление противоречат тому, что подсказывает нам интуиция.

Разберем пять мифов об идеальном рабочем месте.

Миф №1: Там счастливы все и всегда

За последние десять лет наука о счастье принесла нам немало существенных находок. Лабораторные исследования и полевые эксперименты показали, что в хорошем настроении человек становится общительным, альтруистичным и даже более креативным.

Читайте материал по теме: Офис без границ — хроника удавшегося эксперимента

Неудивительно, что многие компании попытались капитализировать эти открытия и всерьез задумались о том, как сделать своих сотрудников счастливыми. Конечно, это хорошо. Разумеется, организация должна позаботиться о настроении своего коллектива, а не загонять его в депрессию.

Но у счастья есть и темная сторона. В эйфории мы забываем об осторожности, становимся слишком доверчивыми, легко идем на риск.

Иногда счастье на рабочем месте оказывается даже контрпродуктивным, к тому же «негативные эмоции» — гнев, смущение, стыд — тоже весьма ценны. Исследования показали, что эти эмоции побуждают к усердной работе, заставляют сотрудников сосредоточиться на серьезных проблемах и внести поправки, а в результате удается-таки добиться успеха.

Нужно не «счастье любой ценой», а правильный баланс позитивных и негативных эмоций — вот к чему должны стремиться руководители. Если сотрудники вынуждены прятать и подавлять негативные эмоции, они не вовлекаются в процесс работы, а, напротив, отчуждаются от него.

Миф №2: Там почти не бывает конфликтов

Многим кажется, будто конфликты на рабочем месте — вещь заведомо нежелательная. Конфликты — это испорченные отношения, к тому же члены команды отвлекаются от прямых обязанностей и продуктивность тает на глазах.

Но исследования показали: все наоборот, острые споры зачастую лишь способствуют лучшей работе.

И вот почему. Многие конфликты на рабочем месте подпадают под одну из двух категорий: личные конфликты, когда сталкиваются личности или же разные представления о ценностях, и производственные конфликты, когда спор идет о том, как следует делать ту или иную работу. Исследования показали, что личные конфликты действительно наносят ущерб, а вот производственные конфликты приводят к лучшим решениям и с большей вероятностью дают положительное сальдо.

Читайте материал по теме: Осторожно, открытое пространство!

В споре, не переходящем на личности, члены группы развивают свои мысли, проверяют все альтернативы и не стремятся к преждевременному консенсусу. Многие из нас предпочли бы обойтись без конфликта, но открытые столкновения повышают энергию участников и помогают найти наилучшие стратегии.

Руководители себе же делают хуже, если во имя всеобщей гармонии избегают споров. Нужно создавать среду, поощряющую вдумчивые споры.

Миф №3: Здесь почти не делают ошибок

Вообразите: вас только что назначили руководителем двух команд. В первый день на новой должности вы получаете отчет о работе этих команд за прошлый год. Статистика бросается в глаза: команда А допускает в среднем пять ошибок в месяц, а команда B — десять.

Какая из двух продуктивнее?

Читайте материал по теме: Экстраверты тоже нуждаются в личном пространстве на работе

Вроде бы ответ очевиден: разумеется, команда А, ведь она ошибается вдвое реже. Но можем ли мы быть уверены, что количество ошибок — наилучший показатель успешной работы команды?

В середине 1990-х годов гарвардский исследователь Эми Эдмондсон провела исследование работы команд медсестер университетской больницы. Она предполагала простое соотношение: при наилучшем взаимодействии руководителей и сотрудников окажется меньше всего отчетов об ошибках в исполнении назначений. А вышло наоборот.

К изумлению Эдмондсон, при идеальных отношениях между медсестрами и начальством сообщения об ошибках появлялись чаще, но не потому, что эти отделения были менее эффективны, а просто потому, что здесь не боялись признавать свои промахи.

Это исследование открывает еще одну важную истину: для достижения максимальной эффективности нужно признать свои ошибки и учиться на них. А для того чтобы сотрудники с готовностью признавали их, нужна среда, в которой честный разговор воспринимается как норма, а не как источник опасности.

То есть ради максимальной эффективности нужно пересмотреть отношение к неудачам. Ошибка — не что-то ужасное, чего нужно избегать любой ценой (при таком подходе сотрудники не захотят ни в чем признаваться). Компаниям следует нацеливаться не на совершенство, а на совершенствование.

Миф №4: В такие компании берут только людей «одной крови»

Ныне организации отбирают соискателей не только по квалификации и опыту, но берут тех, чей характер и чьи ценности вписываются в корпоративную культуру компании. Среди самых известных адвокатов такого подхода — Zappos, интернет-продавец обуви. Но и многие другие фирмы отстаивают преимущества «культурного отбора».

Читайте материал по теме: Офис как место для тусовки

С виду идея привлекательная: при общности взглядов сотрудники лучше уживаются и, вероятно, дают лучший результат. Ведь так?

Необязательно. Слишком большое сходство между членами коллектива идет только во вред работе. Во-первых, сходство порождает самодовольство, и люди привыкают к рутине: зачем что-то менять, ведь никто же не возражает. Также сходство порождает самоуверенность: мы склонны в таком случае излишне полагаться на свои идеи и принимаем некритические решения, а в результате множатся ошибки.

В эксперименте 2009 года командам из трех человек поручалось решить задачу при участии новичка, который либо совпадал с этой группой, либо заметно от нее отличался. Гомогенные команды чувствовали себя увереннее, но лучшие результаты показывали команды с «чужаком». Новички вынуждали ветеранов пересматривать заведомые представления и тщательно изучать все данные — именно этим команда пренебрегала, когда все в ней были настроены на один лад.

Точно определить, какая нужна степень «культурного соответствия», непросто. У гомогенных команд тоже есть преимущества, если работа проста и не задействовано креативное мышление. Но иначе обстоит дело с компаниями, которые прорываются на передний край инноваций. Здесь будет больше пользы от многообразия мнений, чем от полного совпадения.

Миф №5: В офисе должны быть всякие милые штучки

Лучшие компании всегда предлагают сотрудникам какие-нибудь приятные мелочи. В Twitter имеется стена для скалолазания. Вдоль коридоров Zynga стоят классические игральные автоматы. Google устроила боулинг, площадку для игры в хоккей на роликах и площадку для пляжного волейбола, усыпанную настоящим песком.

Учитывая, что эти обустроенные места в компаниях постоянно занимают первые места в рейтингах, кажется, имеет смысл превратить офис в парк аттракционов.

Но это заблуждение. Сотрудникам вовсе не требуется столько радостей: нужно в первую очередь удовлетворить основные потребности человека. За многие десятилетия академических исследований стало ясно: лучше всего человек работает, когда чувствует себя компетентным, независимым и связанным с другими людьми.

Отличное рабочее место выделяется не спортивными площадками и другими излишествами, а возможностью удовлетворить эмоциональные потребности команды и создать ей условия для наилучшей работы.

Слишком долго мы полагались при обустройстве рабочего места на заведомые представления. Не пора ли обратиться к фактам?

Читайте по теме: