Мотивируем сотрудников в тяжелые времена | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мотивируем сотрудников в
тяжелые времена

Сегодня во многих организациях царит чувство тревоги и неопределенности.

Автор: Маршалл Голдсмит

Мотивируем сотрудников в тяжелые времена

читайте также

Почему Xiaomi не сможет преуспеть без Индии

Анил Гупта

Самообслуживание: за и против

Майкл Шрейдж

Цифровой аудит: в поисках технологий

Мария Подцероб

Человечный подход к клиентам и сотрудникам

Райан Бьюэлл

На этой неделе мы разбираем следующий вопрос:

В тяжелой экономической ситуации непросто поддерживать мотивацию и заинтересованность персонала, особенно после прошедших сокращений и свертываний проектов. Как мне поднять их боевой дух?

Маршалл: В последнее время люди часто выражают такого рода обеспокоенность. Похоже, этот вопрос сейчас волнует очень и очень многих. Мой друг Джо Уиллер, исполнительный директор The Service Profit Chain Institute, в соавторстве с Джеймсом Хескеттом и Эрлом Сассером, написал книгу «The Ownership Quotient, Putting The Service Profit Chain to Work for Unbeatable Competitive Advantage». Я попросил его поделиться своими мыслями на этот счет. Вот его ответ.

Джо: Менеджеры по всей стране вынуждены прибегать к жестким мерам, чтобы минимизировать расходы в условиях пониженного спроса. Нередко это приводит к увольнениям, неоплачиваемым отпускам и другим сокращениям затрат. Подобные разрушительные действия могут крайне негативно сказаться на моральном состоянии сотрудников и их мотивации.

В нашей книге мы исследовали деятельность организаций, которые мы называем лидерами цепочки «услуга-прибыль», таких как Wegmans Food Markets, ING Direct и Harrah's Entertainment. Немалая часть сотрудников этих компаний высоко мотивированы и демонстрируют поистине «хозяйское» отношение к общему делу. Они рекомендуют фирме новые кадры и активно способствуют улучшению текущих услуг, продуктов и методов работы. Подобная заинтересованность неизбежно оборачивается для компании новыми успехами, а в тяжелые времена польза от нее особенно заметна.

Читайте материал по теме: Интроверты, экстраверты и динамика в группе

Следующие советы помогут вам поддерживать и продвигать культуру «неравнодушного хозяина» на предприятии:

1. Общение, общение и еще раз общение

Вы наверняка ищете новые направления развития бизнеса, чтобы оставаться на плаву. Работники с «собственнической» мотивацией всегда хотят знать, что происходит с их компанией. Выкройте время на то, чтобы регулярно предоставлять своим сотрудникам те сведения, которые позволят им понять краткосрочные перспективы их деятельности. Не менее важно информировать их о конкретных шагах, которые вы собираетесь предпринять в ближайшие 18—24 месяца, чтобы приспособить бизнес к ближайшему будущему.

Сегодня во многих организациях царит чувство тревоги и неопределенности. Иногда оно становится помехой качеству и продуктивной работе. Чтобы смягчить действие этих страхов, порой достаточно просто признать их существование. Особенно полезными в такие времена могут оказаться сравнительно недорогие программы психологической помощи сотрудникам. Подобные действия, а также поощрение новых идей, направленных на улучшение работы компании, станут важным позитивным сигналом в стрессовой ситуации. Они помогут воспитать в ваших подчиненных хозяйские черты поведения: лояльность, высокую продуктивность и стремление привести новых потенциальных сотрудников — то есть свойства, которые повышают общую ценность членов коллектива.

2. Взывайте к лучшим человеческим качествам своих людей

Текущий экономический кризис может дать встряску, которая заставит вашу компанию начать преобразования, необходимые для успешной конкурентной борьбы. С этой целью вам придется заручиться помощью всех своих сотрудников. Привлеките специалистов с хозяйским типом мотивации к обмену идеями, направленными на преодоление кризисной ситуации. Не стоит превращать это начинание в сложную «программу», достаточно организованного призыва.

Читайте материал по теме: Как руководить командой середнячков

Подобный обмен мнениями может проходить и в рамках уже существующей практики. Например, в Baptist Health Care (организации, которую регулярно называют одним из лучших мест для работы) постоянно действует программа «Слушай и обучайся»: менеджеры участвуют в обсуждениях различных проблем, таких как результаты опросов, и предлагают свои идеи, направленные на улучшение обслуживания клиентов. Получившиеся в итоге «новости от клиентов», которые содержат все высказанные мнения и идеи, распространяются среди коллектива.

3. Кадры решают все: избегайте застоя

Победители любят работать с победителями, неудачники любят работать с победителями, однако с неудачниками не хочет работать никто. Кто такие неудачники? По иронии, чаще всего это не те, кто демонстрирует низкую производительность. В таких случаях всегда существуют способы улучшить отдачу с помощью тренингов и поддержки. Чаще неудачниками являются те, кто нарушает устоявшиеся нормы организации и не признает ценностей, которые разделяют ее сотрудники. В контексте корпоративной культуры коллеги относятся к ним как к ничтожествам, которых терпят только потому, что они способны добиваться поставленных задач. Однако в основном неудачники — это те, кого просто не вдохновляет и никак не волнует бизнес, кто работает для галочки и не стремится достичь большего.

Читайте материал по теме: Мотивация: вдохновляем людей работать на результат

Сейчас настало время избавиться от неудачников, повысив тем самым уровень профессионализма в коллективе. При этом нельзя прекращать поиск новых талантов. Наоборот, воспользуйтесь сложной ситуацией на рынке специалистов и сделайте несколько стратегических кадровых ходов, переманив перспективных людей у конкурентов или других организаций.

Маршалл: Спасибо, Джо! Прекрасный совет.

Читатели, быть может, тоже хотели бы поделиться своим мнением по данному вопросу? Знаете ли вы какие-нибудь действенные способы мотивации персонала в тяжелые, даже пугающие времена?

Читайте по теме: