читайте также
Критика часто является барьером для внедрения необычных и смелых идей в бизнесе, особенно когда они связаны с непривычным для нашего мышления или процедур подходом. Я не раз в своей работе сталкивалась с критикой, да и сама многократно критиковала самых разных людей. Критика на работе вызывает у нас обычно негативные эмоции, что нередко толкает нас на конфликт или конфронтацию с критиканом. Очень хорошо помню, как я взорвалась критическими замечаниями, когда один раз мой босс, тогдашний гендиректор корпорации «Вимм-Билль-Данн», потребовал организовать запуск одного важного проекта за 3 месяца, тогда как по всем принятым правилам и имевшемуся у меня тогда опыту запуск подобного проекта мог состояться не ранее чем через 6 месяцев. Я тогда своему начальнику достаточно жестко заявила, что это невозможно, срок нереален, даже если я и мой отдел будем работать по 25 часов в сутки. И еще я подумала про себя, что он, вероятно, сошел с ума.
На мой пассаж мой мудрый босс ответил, что его просьба никак не имела своим намерением заставить нас работать больше и что надо подумать, как можно сделать то, что ранее нам казалось невозможным в рамках разумной временной нагрузки. С одной стороны, моему возмущению не было предела, я понимала, что ни я, ни моя команда просто физически не сможем и не захотим работать круглосуточно… с другой стороны, было очевидно, что проект надо делать в более сжатые сроки…
Практически сразу нам пришлось включить мышление вне привычного шаблона. В результате нашлись решения, мы все-таки сумели сделать «невозможное» и запустили проект за 3 месяца, что привело к фантастическому результату и росту продаж*. Это, конечно, не означает, что все проекты можно сжать по срокам в два раза, но это яркий пример того, как критика была грамотно переведена в нужное русло.
Мы часто на работе слышим фразы «Нереальные сроки», «Слишком много усилий», «Это будет накладно» и т. п. Часто мы сами произносим подобные фразы либо вслух, либо они проносятся в нашем сознании, когда мы сидим на долгих и нудных совещаниях. Часто бывает и так, что мы сами молча критикуем себя, когда нам в голову приходит необычная для нашего мышления идея. И тогда наш внутренний голос «гасит» эту возможно прекрасную и потенциально многообещающую мысль — и она уходит бесследно.
Читайте материал по теме: Открытость, критика и командная работа
Многие, к сожалению, привыкли формулировать критику в негативе, поэтому когда мы критикуем, мы чаще всего формируем в словах отрицательный образ. Вот что внешне на словах чаще всего выражает критика:
- Критика описывает последствия еще НЕ случившегося события в сторону нежелательного результата.
- Обычно критика высказывается в форме обобщающих утверждений, когда используются такие слова, как «никогда», «всегда», «никто», «слишком», «нереально» и т. д.
- Критика часто произносится в категоричной форме
Чтобы немного разбавить негативное влияние критики, важно понимать, что в любом замечании всегда есть позитивное намерение. Возьмем мой пример о невозможности сроков. Мое позитивное намерение было обезопасить людей от чрезмерной нагрузки и самой не войти в штопор выгорания. Я встала на защиту подчиненных и себя с первых секунд, не взяв даже минуту времени на раздумья. И мое намерение тогда было позитивным: защитить!
Позитивное намерение критики чаще всего заключается в том, чтобы обратить внимание на риски, или понять реалистичность, или обеспечить «экологию» проекта, или что-то еще, что мы не считываем сразу, так как критика часто высказывается в категоричной форме.
Читайте материал по теме: Критика как угроза
Так как же обратить критику в своего союзника? Как устранить категоричность высказываний коллег или босса или даже самого себя? Как замечания могут стать ценным ресурсом?
Есть три простых шага, которые развернут критику на пользу вашей идее, когда вас критикуют:
Шаг №1
Не реагируйте на критическое замечание сразу же и слишком эмоционально. То есть не обижайтесь на критикана. Возьмите несколько секунд вежливой паузы.
Найдите в замечании позитивное намерение — в критике всегда есть позитивная цель. Это не займет много времени, всего-то 30 секунд взять и подумать! Главное: вспомните, что когда вас критикуют — у этого человека наверняка есть позитивная цель.
Шаг №2
Помогите критикану сформулировать его позитивное намерение. Это довольно просто сделать с помощью следующих вопросов: «В чем суть вашего замечания или возражения?», «Чего вы хотите достичь с помощью критики?», «Что вы имеете в виду, произнося, что это невозможно (сложно, нереально, глупо…)?». Эти вопросы незамедлительно стимулируют человека выразить свое намерение, которое как раз и даст вам установку на позитивную цель. Конечно, подбирать вопрос необходимо, учитывая субординацию, иначе вы рискуете нажить себе врага.
Шаг №3
Верните оппоненту его критику с предлогом КАК через позитивную формулировку. Это может выглядеть следующим образом:
Критик: «Это слишком дорого». Ваш ответ: «Согласен, нам нужно обдумать то, КАК не выйти за рамки бюджета?»
Критик: «Это пустая трата времени». Ваш ответ: «Правильно ли я понимаю, что ваше предложение состоит в том, чтобы рассчитать, КАК мы можем разумно использовать имеющиеся ресурсы, дабы не потратить наше время впустую?»
Читайте материал по теме: Критика: как уменьшить страдания
Критик : «Это нереальные сроки». Ваш ответ: «Значит, нам необходимо подумать о том, КАК распределить нагрузку, чтобы выполнить задачу в такие сжатые сроки»
Когда вы переформулировали критику в позитивное высказывание, вы создали базис для конструктивного продолжения беседы, проявили уважение и развернули критику в свою пользу. Вот именно это и сделал тогда мой босс, он использовал предлог КАК, переформулировал мою критику и «потушил» мои негативные эмоции за считанные секунды.
Те же шаги необходимо предпринять по отношению к себе, когда вы сами решили критиковать ту или иную идею.
Не торопитесь высказать замечания сразу же, потратьте минуту на размышления и отыщите свое позитивное намерение. После сформулируйте его с предлогом КАК. И вы создаете ценный ресурс, вместо конфликта или конфронтации.
Когда вы начнете делать эти шаги, коллеги без сомнений станут вас воспринимать как превосходного дипломата, мудрого босса и думающего специалиста.
Чтобы это вошло у вас в привычку, необходимо потратить время на отработку навыка. Это не займет много времени, главное — это желание.
*— Ключевыми факторами по сокращению сроков было смелое решение отказаться от одной из частей исследования потребителей, которое не оказывало существенного влияния, и запустить в параллели ряд подготовительных работ, которые по классике жанра должны были идти в определенной последовательности. Здесь как маркетолог должна сказать фразу, которую используют в некоторых рекламных роликах: «Без специальной подготовки не пытайтесь это повторить!».