читайте также
Каждый из нас по меньшей мере на 75% в ответе за то, как с ним обращаются другие люди: вербальными и невербальными сигналами мы подталкиваем их на ответные действия и эмоции. Например, если кто-то на ходу бросает вам «Как дела?», вы же не останавливаетесь, чтобы подробно ответить на этот вопрос. То, что этот вопрос задан на ходу, демонстрирует, что человек ожидает от вас кивка или односложного ответа. А вот если б он остановился и задал вам вопрос, глядя вам в глаза, у вас появились бы принципиально иные варианты ответных реакций: такое поведение требует от вас чего-то бОльшего, чем обычная светская условность.
Все мы — рабы наших привычек, и устоявшиеся модели коммуникации помогают не задумываться слишком глубоко над тем, что мы произносим. Но если постоянно прибегать к схемам лишь потому, что других вариантов ответа выработать так и не удалось, то поведение человека становится слишком предсказуемым. Например, если все знают, что вы склонны избегать конфликта, собеседники могут злоупотребить этим и манипулировать вами в разговоре, чтобы вы поддались, взяли свои слова обратно или же вовсе уклонились от любых возражений.
Но если заранее подготовить определенный набор ответов и возражений, можно выскочить из предсказуемых схем и паттернов. Например, можно приучить себя воспринимать грубый риторический вопрос как интересный вызов, находить элементы логики в нелепых с виду замечаниях или же притвориться, будто оскорбление было случайным — так, не становясь жертвой привычных моделей поведения, мы сами будем вершить свою судьбу.
Подобные навыки особенно нужны в остроконкурентной среде, в том корпоративном климате, где часто говорят совсем не то, что подразумевают. Если вы работаете в крупной компании, вам потребуется изрядная смекалка, чтобы выжить, да еще и продвинуться по карьерной лестнице, и будет полезно усвоить эффективные способы реагирования на вызовы в трудных ситуациях.
Читайте материал по теме: Как разговаривать с нервным человеком
Допустим, вам человек сказал одно, а потом вы узнаете, что другим он говорил совершенно другое. Это нередкое явление в крупных организациях, где все завязано на интригах. Как же поступить? Вариантов много. Спустить на тормозах? Затаить обиду? Никогда больше этому человеку не доверять? Объясниться напрямую?
Более того, вы можете предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем, если после первого же случая подберете действенный ответ, такой ответ, который вынудит интригана впредь хорошенько подумать, прежде чем нарываться на конфликт. Новичок ли вы в этом деле или уже достаточно опытны и кое-какой репертуар «домашних заготовок» уже наработали, всегда полезно иметь наготове побольше вариантов. В приведенном ниже списке приемов (все на букву П) вы найдете что-нибудь полезное для себя.
Переверните — представьте ситуацию в ином свете. Оберните слова или действия собеседника в пользу продолжения диалога. Например, если он скажет: «Я не собираюсь воевать из-за этого», подхватите: «Конечно, мы же спорим, а не воюем, а спорщик вы отменный, насколько я знаю».
Перефразируйте — подберите выражения с тем же смыслом, но не столь негативные. Если кто-то говорит, что вы на собрании тянули одеяло на себя, просто ответьте: «Я увлекся». Если говорят, что вы упрямы, можете возразить: «Да, я иду до конца, если это требуется для достижения общей цели». Не пропускайте мимо ушей неточные и обидные эпитеты, предлагайте им замену.
Повторите — используйте предыдущие победы, чтобы смягчить нынешнее поражение. Когда у собеседников есть опыт выстраивания конструктивного диалога, имеет смысл напомнить им о нем, об их способности находить общий язык в сложных ситуациях: «Мы с вами всегда хорошо работали вместе, получится и на этот раз».
Поправьте — перефразируйте сказанное. Каждый может нечаянно обидеть собеседника или спровоцировать разногласия в команде случайной оговоркой. В таком случае имеет смысл применить мою любимую стратегию: дайте людям шанс подправить сказанное. «Вы же можете выразить свою мысль иначе» — или: «Вы в самом деле хотели сказать то, что мы только что услышали?». Этого будет более чем достаточно, чтобы человек призадумался и перефразировал свое высказывание.
Переспросите — задайте уточняющий вопрос. Если вы сомневаетесь в намерениях вашего собеседника, самое разумное — это переспросить его, прежде чем негативно реагировать: «Поясните, пожалуйста, что вы имели в виду?».
Потяните одеяло на себя — не дайте собеседнику испортить ваше настроение. Люди довольно часто позволяют другим людям обижать себя и вставлять палки в колеса. Такое положение дел довольно легко исправить. Например, вы можете защитить себя, просто изменив отношение к происходящему, не позволяя себе излишне расстраиваться или же просто произнеся вслух: «К счастью, меня обидеть не так легко, как вы могли подумать, тем более подобной мелочевкой».
Поменяйте приоритеты — поставьте на первое место общие интересы, а не ваши амбиции. Уведите разговор подальше от личных нападок, сосредоточьтесь исключительно на рабочем процессе. Например, можно возразить так: «Мы сошлись на том, что нужно сделать, осталось разобраться — как». Тем самым вы не будете тратить свое время на бессмысленные споры.
Читайте материал по теме: Как повысить разговорный интеллект
Разнообразие и гибкость — вот что отличает эффективного коммуникатора от тех, кто плывет в переговорах — да и в жизни — по течению, натыкаясь на все подводные камни и рифы. В следующий раз, когда разговор зайдет в тупик из-за обиды или недоразумения, вспомните наш список семи «П». Экспериментируйте — это единственный способ по меньшей мере на 75% управлять своей собственной судьбой и не позволять другим людям вставлять вам и другим палки в колеса.