читайте также
Один мой знакомый, занимающий пост заместителя гендиректора, работал над крупной сделкой по слиянию и зашел в тупик.
Он позвал ответственных за нее сотрудников в переговорку и сказал: «Мы изучили ситуацию вдоль и поперек, и можно с уверенностью сказать, что завершить слияние в установленные Уолтером сроки невозможно. Будут предложения?».
Уолтер был гендиректором компании и обладал репутацией человека, который не прислушивается ко мнениям, противоречащим его собственному. Срыв сроков сделки грозил обернуться для фирмы громким фиаско в глазах общественности. Уолтер в свое время публично заявил о том, что слияние займет не больше трех месяцев. Уже тогда его должны были убедить, что сроки нереальные, но никто этого не сделал. Все знали, что CEO ненавидит плохие новости.
Члены коллектива пытались заставить Уолтера осознать и принять ошибку. Первым делом они подготовили информативную презентацию в PowerPoint. Уолтер от нее отмахнулся, как от назойливой мухи. Затем они привлекли консультанта, который подтвердил невозможность завершения сделки в срок. Уолтер лишь посчитал, что эксперта надоумили сами сотрудники.
Часы неустанно отсчитывали оставшееся до провала время…
Наконец, заместителю гендиректора пришла в голову идея. Он знал, что одному из приятелей Уолтера оставались считанные месяцы до пенсии. Его Уолтер не уволил бы. Используя все подготовленные данные, заместитель убедил приятеля Уолтера донести послание до босса, и в итоге катастрофы удалось избежать.
Читайте материал по теме: Не стоит быть слишком вежливым
Из этой правдивой истории можно почерпнуть идеи, как успешно противостоять вышестоящему начальству. К счастью, таких руководителей, как Уолтер, немного. Но это вовсе не значит, что надо изо дня в день оспаривать решения старших по положению. Приберегите несогласие для серьезных случаев, даже если вы работаете в организации, призывающей сотрудников к тому, чтобы те выражали свою точку зрения. Если вы будете слишком часто не соглашаться с чужим мнением, то заработаете репутацию ворчуна.
Есть разные способы успешно оспорить мнение старшего по положению и «сохранить при этом голову на плечах». Вот несколько идей:
- Не надо высказывать свою точку зрения спонтанно, подойдите к вопросу стратегически. Хорошо все обдумайте. Почему вы не согласны? Можно ли несогласие истрактовать как «политическое»? Или же вас заботит благо организации? Вероятность того, что к вам прислушаются, будет больше, если вы не преследуете корыстных целей.
- Удостоверьтесь в правильности вашего мнения. Руководители обычно располагают большей информацией, чем подчиненные. Может, вы что-нибудь упустили?
- Поступите как заместитель гендиректора и поделитесь своей точкой зрения с сотрудниками, которым доверяете. Если вам не удастся их убедить, то, вероятнее всего, и вашего босса вы убедить не сможете. Спросите у них совета, как быть более убедительным. Но не просите помощи у непосредственных подчиненных — возможно, они не захотят спорить с вами.
- Подготовьте презентацию в PowerPoint, но без громких слов и гипотез, используйте вместо этого данные и графики. Желательно придерживаться делового стиля.
- Попросите эксперта оценить выводы. Такой человек не обязательно должен быть внешним специалистом, главное, чтобы начальник признавал его заслуги.
- Стратегия с привлечением знакомых, которую использовал заместитель, тоже отличный вариант. Люди доверяют друзьям, особенно, если в организации у них примерно одинаковый с ними статус. Найдите человека, равного по статусу руководителю, до которого вы хотите донести свою точку зрения. Убедите его, используя собранные данные, а затем попросите поделиться информацией с приятелем.
Читайте материал по теме: 9 качеств, отличающих лучших сотрудников от средних
Чтобы вступить в противоречие с руководителем, требуется храбрость. Но это профессиональный навык, который необходимо освоить. Рано или поздно вы столкнетесь с ситуацией, когда вам придется оспорить чужое мнение, как это случилось с заместителем гендиректора. Кроме того, соглашаясь со всем и вся, вы заработаете среди сотрудников репутацию человека, не имеющего мнения. Чтобы добиться их уважения, нужно научиться понимать, когда важно выразить несогласие, и как сделать это правильно.