Питчься, как Цицерон, — общайся, как мисс Марпл | Большие Идеи

・ На правах рекламы

Питчься, как Цицерон, — общайся, как
мисс Марпл

«Слабые» связи стартаперов и где ими обзавестись

Питчься, как Цицерон, — общайся, как мисс Марпл

читайте также

Лучший совет в моей жизни

Лаудер Вильям

Тренинг для души

Елена Евграфова

На чем держится благосостояние?

Елена Евграфова

Дмитрий Жуков. Животное начало лидерства

Анна Натитник

Руководители компаний, особенно на стадии запуска продукта, нуждаются не только в повышении бизнес-показателей, но и в развитии личных компетенций, которые играют значительную роль в росте и масштабировании бизнеса. Для взлета технологического продукта одной прорывной идеи уже недостаточно, сам основатель должен быть всесторонне открытым для общения и обладать большим количеством как «сильных», так и «слабых» связей.

Семья и близкие друзья относятся к «сильным» связям, с ними регулярно общаются, с ними путешествуют, строят личные отношения и бизнес. В противовес им социолог Марк Грановеттер выделяет «слабые» связи. Это люди, с которыми мы знакомы поверхностно: от друзей до тех, с кем случайно пересеклись во время конференции на кофе-брейке. Их значительно, даже кратно больше, чем близких, и поэтому расширение «слабых» связей в разы может повысить успех бизнеса. Количество рано или поздно переходит в качество.

Например, «слабые» связи очень эффективны при поиске работы. Социальная сеть LinkedIn провела исследование, показавшее, что люди, с которыми у вас 10 общих связей, быстрее помогут найти подходящую вакансию, чем те, с кем их больше 20, особенно в части востребованных ИТ- и диджитал-профессий.

Кроме того, за счет «слабых» связей можно устранить «структурные дыры» — разрыв между информационным полем, к которому вы привыкли, и теми сферами, которых вы практически не касаетесь. Плюс такие связи дают контакты в самых разных профессиональных кругах, даже в тех, с которыми в жизни мы обычно не сталкиваемся. Нужно срочно собрать узкую аналитику по рынку недвижимости или запустить таргетированную рекламу на Бразилию, а ближний круг далек от этих задач? На помощь придут те самые «слабые» связи. И, наконец, именно они дают доступ к новым сообществам с другим образом мышления: это может привести к появлению нестандартных идей благодаря иному, иногда кардинально отличающемуся от вашего, взгляду на проблему.

Наращивать «слабые» связи можно в профессиональных чатах в Телеграме, в социальных сетях или онлайн-сообществах для нетворкинга (Random Coffee), но самый эффективный способ — прокачивать их офлайн.

Чтобы помочь стартаперам тренировать эти навыки, а также найти новых партнеров, сотрудников и инвесторов, два года назад в столице появился технохаб «Старт Хаб». Здесь ежедневно проходят конференции, мастер-классы, питчи, инвестиционные гостиные, а также три бесплатные городские программы от Агентства инноваций Москвы. В результате таких мероприятий основатели компаний получают конкретные скиллы, которые помогают налаживать связи и улучшать метрики бизнеса.

Столичные предприниматели активно вовлекаются в экосистему технохаба, ведь найти в одном месте новые знания и «слабые» связи очень важно как для начинающих стартаперов, так и для основателей бизнеса с опытом. В технохабе можно обновить контакты, пообщаться с экспертами, которые подробно делятся личным опытом, а также попасть в поле зрение инвесторов и фондов. Эти сообщества в перспективе помогут стартапам дорасти до скейлапов (от английского scale, масштабировать), а кого-то даже превратят в единорога. Для успешных бизнесменов общение с начинающими предпринимателями также полезно: будучи наставниками, они передают свой опыт тем, у кого все еще впереди, и черпают свежие идеи, витающие в среде обитания стартаперов.

Программы для бизнеса, представленные в технохабе, можно условно разделить на два типа: акселератор и скейлизатор, в том числе международный. Для технологического бизнеса, который находится в поиске перспективных партнерств и крупного финансирования, в технохабе проходит «Московский акселератор», стартовавший в начале сентября. Его участники работают с представителями корпораций, таких как ВТБ, «Газпром нефть», «Инвитро», «Магнит», «Мегафон», РЖД, «Ростелеком» и другие. Основная задача программы — помочь компании выйти на прямой деловой контакт с этими крупными организациями и предложить им свои технологические решения. Кроме того, программа дает возможность резидентам привлечь финансирование от инвесторов, фондов и деловых клубов. Эксперты «Московского акселератора» дают участникам персональные консультации по разным аспектам ведения бизнеса и помогают подготовить проект к защите перед инвесторами. Помимо этого, предприниматели получают доступ к закрытому бизнес-комьюнити, где можно расширить деловые связи и найти новых партнеров.

Алексей Лисовицкий из компании-участника «Московского акселератора» FASTEP подтвердил, что «слабые» связи очень важны для развития бизнеса: «Мы стараемся распространять информацию о себе, в том числе участвуя в мероприятиях, общаясь с коллегами, знакомя с нашим продуктом как можно более широкий круг потенциальных заказчиков. Нетворкинг — наше все. Но такая стратегия доступна только проектам, способным на открытое общение в формате win-win. Подумайте сами: как стартап, компания, по определению ограниченная в ресурсах, ищущая устойчивую модель, может привлечь к себе внимание? Есть высокобюджетные и низкобюджетные способы. Дорогие не всегда эффективнее, но всегда влекут за собой дополнительные расходы, которые необходимо окупать. Тестирование каналов, настройка предложения здесь отнимают время и деньги. Недорогие способы (или партизанский маркетинг) при умелом применении быстрее нащупывают точку окупаемости маркетинговой активности. Кроме того, они часто более личные, больше пятно контакта. Сверхзадача "слабых" связей для нас заключается в таком ознакомлении аудитории, чтобы при появлении потребности в подобном нашему решении у человека одновременно появлялась мысль обратиться в FASTEP. Вместе с этим мы собираем любую информацию и предоставляем максимум от себя, ведь могут быть повторные встречи, люди могут рассказывать о нас друг другу.

Нетворкинг приводит к ощутимым результатам. Мы стали партнерами фонда "Энергия без границ" компании "Интер РАО" и через него получили доступ к ее окружению. От таких организаций, как "Ростелеком", Кировский завод, SAP, Агентство инноваций Москвы и "Уралсиб", получили обратную связь по запросам и процессам. Плодотворно идет общение с другими стартапами. Кто сказал, что партнером может быть только крупный бизнес?

Весь "Московский акселератор" представляет собой фабрику сотрудничества, на которой каждый может наладить связи напрямую или "утеплить" клиентов. Знакомства с интеграторами и представителями компаний из разных отраслей позволяют проводить перманентный кастдев, постоянно тестируя новые идеи, получая обратную связь, реальные запросы, понимание бизнес-процессов. Активность в социальных сетях позволяет пассивно рассказывать о себе и активно собирать информацию, а также таргетировать ее до конкретного человека. Даже комментарии к статьям и новостям о FASTEP определяют вектор развития продукта, не говоря о личном общении в каком-нибудь LinkedIn.

Все это важно. Мы постепенно создаем поток клиентов, снижая потребность в их активном поиске. Даже те, кому FASTEP однозначно не подошел год назад, сегодня могут обнаружить в нем ценность, поэтому команда старается постоянно обновлять знакомства. И это на фоне экономии своих ресурсов.

Для нас это шестая акселерация, мы продолжим принимать участие в таких программах, потому что умеем извлекать из них пользу. Мы даже с трекерами продолжаем общаться после демо-дней, поддерживая теплые отношения. Дам совет от себя: не теряйте людей — эти "слабые" связи обернутся вашей силой, когда придет время».

Антон Михайлов, сооснователь компании StormCorp, которая занимаемся решениями в области бизнес-аналитики, отметил, что во многом благодаря программе «Московского акселератора» и очному нетворкингу команда поняла, что надо запускать новый сервис. «Было упражнение — рассказать о своем проекте за две минуты участнику слева, затем участнику справа от себя. И оба предпринимателя по очереди озвучили примерно одинаковый запрос для своего проекта, связанный с аналитикой данных и дашбордами. Затем третий участник сказал, что у него также схожая задача. И мы поняли, что под эту задачу нужно делать новый сервис. Три разных, случайно оказавшихся рядом предпринимателя озвучили одинаковую потребность. Таким образом мы смогли довольно быстро и легко протестировать нашу гипотезу». Он подчеркнул, что нетворкинг помогает предпринимателю понять, на чем необходимо фокусироваться в своем проекте, а что неактуально для возможных пользователей и, соответственно, на что тратить время неэффективно. На его взгляд, в этом заключается его первичный эффект. Затем уже идет вторичный эффект в виде запущенных пилотов, продаж и решения технологических или организационных задач. «Если говорить о продажах и внедрениях, то благодаря участию в программе мы планируем запустить два-три пилота с корпорациями, что позволит нам уже в этом году компенсировать выручку с европейского рынка. А также начали обсуждать возможность привлечения инвестиций с крупным ИТ-интегратором».

Еще одна программа кратного роста бизнеса, позволяющая прокачать «слабые» связи, — StartHub.Moscow — была запущена в технохабе на Красном Октябре в начале 2021 года. В отличие от классического акселератора, здесь нет крупных заказчиков в лице корпораций: стартапы приходят с конкретным запросом, под который выстраивается индивидуальная стратегия развития. Участники программы с помощью менторов и трекеров создают стратегию развития бизнеса, участвуют в обучающих и деловых мероприятиях, общаются с представителями комьюнити, а в финале представляют свои технологические решения инвесторам, корпорациям и городу. Программа создана так, что ее мероприятия можно совмещать с рабочими процессами.

«Главное — проактивность, именно благодаря ей я участвовал в питч-сессии и вступил в диалог с Гиперионом, ЦИАНом и запустил пилот с застройщиком. Мой трекер познакомил меня со стартапером, а он — с застройщиком, с которым я в диалоге. Личные знакомства — инструмент масштабирования бизнеса», — рассказал Михаил Бутенко, генеральный директор РПА Компас, платформы онлайн-анализа квартирографии и ценообразования на основе цифровых технологий интеллектуальной автоматизации процессов.

Денис Захаркин из компании VR Concept также подтвердил, что в рамках программы StartHub.Moscow было много контактов с участниками, экспертами и представителями Москвы, которые позволили выйти на новых партнеров и клиентов. «Благодаря знакомству с компанией HIVE, резидентом StartHub.Moscow, мы реализовали контракт поставки нашего решения на Moscow Urban Forum 2022 для стенда Департамента строительства города Москвы. На мероприятии "Инновационный Новый год" мы познакомились с руководителем направления AR/VR-центра компетенций МАИ Дмитрием Сухановым и запланировали сотрудничество по направлению применения технологий VR в авиационной отрасли. А через программу пилотного тестирования вышли на партнерство с МГТУ ГА».

Участники первых двух наборов, в каждый из которых вошло свыше 100 компаний, суммарно привлекли более миллиарда рублей финансирования, подписали более 20 партнерских соглашений, а выручка стартапов за время нахождения в программе в среднем выросла втрое. Лидером по объему привлеченных инвестиций стал проект Joys — финтех-сервис, который специализируется на расчетах за товары и услуги в крипто- и национальных валютах, а также на конвертации криптовалют. Сразу после участия в первом потоке программы стартап получил финансирование в размере 418 млн руб. Второе и третье места достались проектам из следующего набора — HR-платформе Skipp (218 млн) и сервису по управлению отходами Ubirator (69 млн). Положительными результатами уже могут похвастаться и некоторые участники текущего потока StartHub.Moscow. Например, количество пользователей российского корпоративного мессенджера tada.team за последние полгода увеличилось в девять раз. Мессенджер успешно заменил ушедшие решения, например Slack, а в процессе участия в проекте StartHub.Moscow, команда tada.team добавила для пользователей такой функционал, как полноценные видео-конференции и удобный календарь. 

Для стартапов, которые уже доказали свою жизнеспособность в России и хотят выйти на зарубежные рынки, прокачав «слабые» связи с наставниками из дружественных стран, в технохабе проходит программа «Open БРИКС». Проект создан в коллаборации с представителями из Бразилии, ЮАР, Индии, Китая и Ирана и рассчитан на три месяца. Под руководством экспертов участники программы проектируют сценарии развития на новых рынках, определяются с пулом партнеров, разрабатывают модели продаж, общаются с представителями бизнеса на целевых рынках. В финале стартапы презентуют свои проекты перед инвесторами из стран БРИКС.

Предприниматели могут последовательно проходить несколько программ: например, начать со StartHub.Moscow, затем перейти в акселератор, а закончить выходом на международный рынок благодаря экспертному опыту представителей стран БРИКС. У резидентов есть важное преимущество: они обучаются в общем пространстве — технохабе на Красном Октябре. Это дает возможность участникам обмениваться опытом с предпринимателями из различных сфер, перенимать у них лучшие практики рынка, прокачивать свои скиллы и заводить новые «слабые» связи и партнерства.