Что не так с вашими ценностями | Большие Идеи
Ценности
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не так с вашими ценностями

Доминик Хоулдер , Дональд Сулл
Что не так с вашими ценностями
Фото: NeONBRAND / Unsplash

У каждого из нас есть свои главные ценности: для одних важна карьера, для других — семья, а кто-то больше всего дорожит финансовой стабильностью. Но если окинуть мысленным взором повседневную жизнь, посмотреть, на что мы тратим время, деньги, внимание, то окажется, что она не соответствует нашим представлениям о ценностях. У одних этот разрыв почти незаметен, у других он превратился в широкую пропасть. Как преодолеть это противоречие?

Ответить на такой вопрос попытался Ник, генеральный директор компании, производящей предметы гигиены (все имена в статье изменены). После того как компанию приобрел инвестиционный фонд, Ник провел ее коренную реорганизацию, чем заслужил уважение партнеров фонда. Они высоко ценят опыт работы Ника и в крупном бизнесе, и в начинающих компаниях, но сам он считает, что его деятельность имеет мало общего с тем, что ему по-настоящему дорого. «Лучшее время в моей жизни было, когда мы с женой взяли годичный отпуск и на общественных началах работали в организации, помогающей иммигрантам, — рассказывает Ник. — Это было действительно важно для меня, я ведь родился в семье иммигрантов. Я с удовольствием вспоминаю тот год. Сейчас мне уже 50, на полноценную работу осталось лет пять от силы десять, а я трачу драгоценное время на дело, которое мне не интересно. К тому же вряд ли я тут разбогатею…»

Оказавшись на распутье, Ник думает, как жить дальше. Его зовут на должность гендиректора в другие места — из кадровых агентств поступает немало предложений. А еще он может устроиться преподавателем в бизнес-школу или в ту самую некоммерческую организацию, с которой у него связаны столь приятные воспоминания. Варианты есть, и все же Ник не решается изменить свою жизнь, хотя почти каждый день испытывает чувство неудовлетворенности: ему кажется, что сначала нужно вывести на рынок новый продукт, потом посмотреть, что будет происходить с принадлежащими ему акциями. По словам Ника, у него сейчас слишком много дел, чтобы заняться собой и начать жить в соответствии с идеалами. И это «сейчас» тянется уже много лет.

Очень многие вполне успешные люди ощущают такой же диссонанс, занимаясь не тем, что им по душе, и так же ничего не делают, чтобы устранить его. Наше внимание к этой проблеме привлекла случайность. С 1997 года мы вели в Лондонской бизнес-школе занятия по стратегическим корпоративным преобразованиям. Ключевое понятие нашего курса — «вложение». Оно подразумевает инвестиции, обязательства, публичные обещания, соглашения — все то, что вынуждает организацию действовать так, а не иначе. На занятиях, а сначала в ходе исследований мы изучали, как из-за своих вложений компании по инерции следуют заданным курсом и поэтому не могут гибко реагировать на изменения конкурентной среды. Мы говорили также о том, как вложения менеджеров способствуют развитию и преобразованию их компаний.

Со временем многие наши студенты стали применять эту концепцию для оценки своих личных и профессиональных достижений. Во многих случаях они получали очень интересные результаты, и мы дополнили программу — включили в нее раздел «личные вложения». Наши студенты с помощью специальной компьютерной программы могут даже моделировать личные вложения и их последствия. Далее мы подробно рассмотрим нашу концепцию и покажем, как она помогает людям средних лет изменить свою жизнь, привести ее в соответствие со своими ценностями. Сразу оговоримся: мы не собираемся раздавать рецепты гармоничной жизни. Глупо утверждать, что государственная служба однозначно лучше собственного бизнеса. У каждой цели и жизненной программы свои достоинства. Наша задача — помочь вам определить собственные цели и ценности и научиться управлять своими вложениями.

Судьбоносные решения

Когда мы говорим о вложениях менеджеров, мы имеем в виду их действия и решения, которые будут определять курс компании в дальнейшем. При этом речь не идет о масштабных инициативах вроде решения Boeing о развитии направления 777 или приобретения компанией Oracle конкурирующей PeopleSoft (Oracle купила PeopleSoft, чтобы усилить свои позиции на рынке корпоративных программ), хотя руководителям компаний то и дело приходится принимать подобного рода решения. И конечно, любой ответственный гендиректор, прежде чем запускать новый продукт или подписывать договор о слиянии с крупной компанией, предварительно проводит всесторонние исследования и оценивает возможность достижения конкретных показателей. Однако решения, от которых зависит будущее, принимаются иногда в такой будничной обстановке, что им легко не придать значения. К примеру, компания, выделяя деньги на усовершенствование существующей технологии, может попасть в наезженную колею технологического развития, из которой очень трудно вырваться. Выстраивая свою политику продаж с учетом нескольких ключевых клиентов, организация, скорее всего, попадет в зависимость от них и лишится многих возможностей для роста. Часто не принципиальные на первый взгляд решения загоняют компанию в узкие рамки и накладывают на нее обязательства не менее жесткие, чем по-настоящему крупные сделки, только в этом случае никому не приходит в голову проанализировать последствия.

То же самое бывает и в частной жизни: связывающие нас по рукам и ногам обязательства оказываются следствием сиюминутных решений — они кажутся нам столь несущественными, что мы не воспринимаем их всерьез. Конечно, бывают и исключения. Время от времени мы делаем выбор осознанно и совершаем поступки, изменяющие нашу жизнь, например, переходим на новую работу или вступаем в брак. Но, повторим, чаще всего мы принимаем на себя обязательства в результате вполне приземленных соображений: на что тратить деньги, время и энергию. А ведь любое, даже самое незначительное решение такого рода может заметно увеличить пропасть между нашими идеалами и поступками.

Измерить пропасть

Чтобы устранить эту пропасть, прежде всего необходимо провести ревизию своих идеалов и ценностей. Вероятно, вы плохо представляете себе, что для вас имеет самое большое значение, поэтому вам нужно время от времени вносить в этот вопрос ясность. Проверьте, во что вы вкладываете свои деньги, время и силы, — скорее всего, результаты вас удивят.

В левом столбце таблицы перечислите все, что считаете самым ценным и значимым. Постарайтесь обойтись без общих понятий вроде «деньги» или «семья» и писать более конкретно, скажем, вместо «деньги» — «обеспечить семье надежное финансовое положение», или «заработать достаточно денег чтобы рано выйти на пенсию», или «стать богаче товарищей по бизнес-школе». То же самое касается детей: и тут можно найти точные формулировки, например «дать детям хорошее образование, вырастить из них сознательных, ответственных людей» или «проводить как можно больше времени с детьми». Это две совершенно разные ценности, они определяют модель ваших отношений с детьми. Если для вас важно «проводить как можно больше времени с детьми», то, вероятно, вам стоит почаще ходить с ними на пляж, а если вы хотите «вырастить из них сознательных, ответственных людей» — то выполнять вместе с ними какую-нибудь общественно полезную работу.

В списке большинства людей насчитывается не меньше пяти ценностей, касающихся разных сторон их жизни. Эталонного числа нет, но, если в вашем списке больше десяти пунктов, вероятно, вы уделяете недостаточно внимания самому главному.

Хотим вас предупредить: вся эта затея имеет смысл, только если вы честно назовете свои ценности, а не то, что принято ценить и уважать. Ваша цель — понять, чем именно вы дорожите больше всего.

На следующем этапе проанализируйте, что и как вы делаете, чтобы ваша жизнь соответствовала заявленным ценностям. Речь идет не о выдающихся свершениях или крупных событиях — их-то как раз в частной жизни (как и в бизнесе) бывает немного, а, скорее, о мелких, будничных поступках и решениях, которые, однако, вместе взятые, могут постепенно загнать вас в ту или иную колею. Проверьте, как соотносятся ваши повседневные вложения денег, времени и сил с вашими чаяниями. Каждую категорию мы рассмотрим отдельно.

Деньги. Сколько денег вы потратили за последний год на каждую из перечисленных вами ценностей? Если вы заполняете налоговые декларации или ведете учет личных финансов, воспользуйтесь данными, собранными для этих целей. Скажем, статья расхода «посещение ресторана» может соответствовать ценности «почаще встречаться с друзьями». Впрочем, помните: не все статьи вашего бюджета напрямую совпадут с ценностями — что-то придется отнести к категории «прочее». Иногда связь между тратами и ценностными категориями не очевидна. Например, получая ипотечный кредит на покупку особняка в фешенебельном районе, человек, вероятно, в числе прочего обеспечивает своим детям возможность учиться в престижной школе — тогда отдельные статьи бюджета отвечают сразу нескольким ценностям. Некоторые расходы на самом деле оказываются долгосрочными инвестициями — кто-то предпочтет не упоминать их, а учитывать только «необязательные» расходы вроде покупки абонемента в фитнес-клуб. Многие решат, что в первую очередь им стоит пересмотреть постоянные расходы, например на поддержание в порядке загородного дома (в результате можно будет тратить на него меньше денег и высвободить время и силы для решения других задач).

Составив бюджет, посчитайте, какую долю в доходах семьи занимает каждая статья, и в соответствующей графе таблицы проставьте полученные цифры. Теперь вы ясно видите, вкладываете ли вы больше всего денег в свои главные ценности или нет. Если нет, значит, в вашей жизни налицо расхождение между ценностями и вложениями.

Время. Многим людям времени не хватает гораздо чаще, чем денег. Время действительно дефицитный ресурс, который неизбежно истощается. Деньги совсем другое дело: при благоприятном стечении обстоятельств их становится все больше. Посмотрите, на что вы тратили свое время в последнюю неделю, и впишите цифры в колонку «Время» напротив соответствующей графы. Как и в случае с деньгами, учитывайте лишь часы, которые вы «инвестируете» в свои ценности. Разность между общим временем бодрствования и часами, отданными конкретным ценностям, также относите к категории «прочее». Разумеется, каждому человеку нужно время на отдых, поэтому в список ценностей можно включить пункт «восстановление сил». Но только определитесь, что считать здоровым отдыхом, а что пустой тратой времени (если вы сидите днем у телевизора и смотрите футбольный матч — это здоровый отдых или нет?). Уделяете ли вы больше всего времени самым важным, на ваш взгляд, делам? Не слишком ли много часов попало в категорию «прочее», то есть было отнято у действительно приоритетных целей?

Энергия. Физическая, эмоциональная и интеллектуальная энергия — еще один дефицитный ресурс, которого с возрастом у нас остается все меньше. Понятно, что, когда вы полны сил и сосредоточены на конкретной задаче, ваша отдача будет больше, чем когда вы устали и рассеянны. Ценности, которым вы отдаете больше всего энергии и внимания, отметьте в таблице знаком плюс, остальные — знаком минус.

Как образовался разрыв?

Заполнив таблицу, постарайтесь оценить, насколько «справедливо» вы обеспечиваете свои ценности деньгами, временем и энергией. Главная задача — выявить самые существенные перекосы, то есть понять, какие ценности получают недостаточно или, наоборот, непропорционально много ресурсов. Если ваши повседневные вложения в целом соответствуют заявленным взглядам, вас можно поздравить: редко кому удается соблюдать такой баланс. У многих людей убеждения со временем все больше расходятся с поступками. Чтобы не усугублять ситуацию, постарайтесь понять, когда и почему началось это расхождение.

Иногда оно возникает из-за нежелания людей инвестировать деньги, время и силы в важнейшие ценности. Это часто случается с теми, кто потерпел неудачу в личной или профессиональной жизни: люди теряют веру в свои силы и, боясь новых потрясений, уже не хотят ни во что вкладываться. Порой причиной такого нежелания становится своеобразный «комплекс Питера Пена»: человек стремится как можно дольше оставаться в мире потенциального, среди еще не реализованных возможностей. Иногда, скажем в молодости, это полезно: нам хочется найти себя, примерить к себе разные профессии и ценности, пожить разной жизнью — процесс познания приносит только пользу, хотя обычно родители болезненно реагируют на искания своих детей, да и им самим, уже повзрослевшим, бывает неловко вспоминать о юношеских метаниях.

Впрочем, гораздо более распространенная причина несоответствия — последствия прежних поступков, решений, взятых на себя обязательств и т. п. Ту же картину мы видим и в корпоративном мире. Какие бы изменения, даже самые революционные, ни происходили в конкурентной среде, многие менеджеры действуют по-старому, так, как привыкли. Мы называем это явление «активной инерцией». Топ-менеджер, попавший в плен такой инерции, напоминает водителя автомобиля, застрявшего в трясине. Бессмысленно жать на газ: машина увязнет еще глубже. Наши былые достижения и успехи заставляют нас двигаться по наезженной колее, и со временем нам все труднее выбраться из нее. Стратегические принципы превращаются в шоры, передовые процессы — в рутину, дружеские связи — в оковы, ресурсы — в обузу, а искренние, полные жизни идеалы — в окаменевшие догмы.

Наши собственные решения и обязательства, добровольно принятые в прошлом, а затем потерявшие актуальность, связывают нас по рукам и ногам. Но мы по-прежнему тратим свои деньги, время и силы на то, что, возможно, давно уже не соответствует нашим нынешним ценностям.

Кэтрин, гендиректор некоммерческой организации, получила приглашение возглавить частную фирму. После 20 лет работы в государственном секторе ей показалось заманчивым попробовать себя в новой роли. К тому же ей обещали высокую зарплату, щедрый социальный пакет и многочисленные льготы — все это было весьма кстати, поскольку трое детей Кэтрин учились в колледже. Прежде Кэтрин осуждала людей, которые «продавались», работая в коммерческих компаниях. В этом с ней всегда был солидарен муж, посвятивший себя общественной деятельности. Супруги старались избегать искушений буржуазной жизни вроде престижных автомобилей, дорогой мебели, отдыха на модных курортах. Когда Кэтрин сказала мужу, что приняла предложение фирмы, он был вне себя: «Как ты могла! Что скажут наши друзья!» (Кстати сказать, Кэтрин больше всего любила и уважала в муже именно его идеализм.) Дети, которые уже давно безрезультатно просили родителей купить им iPod или PlayStation, обвинили мать в лицемерии. Кэтрин мечтала о финансовом благополучии, ей хотелось перейти на новую работу, но она сама загнала себя в угол, запутавшись в своих же установках.

В такую ловушку попадают многие. Мы слишком часто берем на себя обязательства, не задумываясь о том, чем это обернется позже. Особенно сильно ощущают последствия необдуманных решений люди, которым открываются новые заманчивые перспективы. Типичный пример — Ханна, успешный предприниматель из Нью-Йорка. Она обещала своему лондонскому партнеру, что впредь они будут более тесно сотрудничать. Однако вскоре компания с Западного побережья предложила Ханне купить ее фирму на очень выгодных условиях, правда с оговоркой: цена покупки будет зависеть от результатов деятельности объединенной компании за пять лет. Ханна согласилась. Теперь она руководит новой организацией и постоянно летает в Сан-Франциско, а на работу с лондонским партнером времени почти не остается. Ханна разрывается на части, потому что в свое время взяла на себя взаимоисключающие обязательства.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Сотрудники категории «А»
Беккер Брайан,  Битти Ричард,  Хьюселид Марк