Кризис 2020: как понять, что будет дальше | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кризис 2020: как понять, что
будет дальше

Чего не хватает для точных экономических прогнозов во время пандемии

Авторы: Видья Субрамани , Демитри Эстрин , Джейн Тан

Кризис 2020: как понять, что будет дальше
Иллюстрация: Frenchkellie/Stocksy

читайте также

Нужно думать рационально и не употреблять слово «кризис»

«Школа здесь ни при чем, мы все должны быть учителями»

Тимур Батыров

Cотрудник считает работу делом жизни? Это еще не значит, что он хорошо работает

Винни Цзян

Чем больше дел, тем нужнее осознанность

Шон Ачор

Когда в США в середине марта начали вводить ограничения в связи с пандемией коронавируса, многие стали задаваться вопросами о прогнозировании ситуации в экономике. Помимо проблем здравоохранения всех очень беспокоит, что будет с рынком труда, бизнесом, экономикой в целом.

Эта пандемия создает особые сложности в прогнозировании. По данным исследовательской компании FocusEconomics, опрашивающей сотни экспертов из ведущих банков и аналитических центров, разрыв в прогнозах экономического роста в США на второй квартал, в начале февраля составлявший 3,5 процентного пункта, к апрелю дорос до целых 56,8 процентного пункта. Большинство экономистов рассчитывает на восстановление ВВП во второй половине года, но насколько уверенно политики могут составлять перспективные прогнозы на третий и четвертый кварталы, учитывая расхождения в прогнозах на второй квартал? В начале апреля экономисты ФРС предложили базисный прогноз, в котором предсказали улучшение ситуации в третьем и четвертом кварталах, но оговорились, что «более пессимистичный прогноз не менее вероятен, чем базисный». Подобные заявления обычно не внушают уверенности.

Своевременные и надежные экономические прогнозы остро необходимы. Чтобы компенсировать их отсутствие, политики и компании все чаще обращаются к источникам альтернативных данных, поступающих в режиме реального времени, используют информацию о передвижении пользователей (от Apple и Google), о транзакциях по банковским картам. Эти источники ценны, но не дают представления о важных контекстах и не привязаны к более крупным экономическим трендам. (Например, данные об операциях по кредитным картам не показывают, как пандемия влияет на покупки за наличный расчет, а данные о передвижении — о том, больше или меньше люди тратят, добравшись до места назначения.)

Тем не менее надежные прогнозы возможны прямо сейчас. Недостающий ингредиент — более точное понимание изменений в нуждах, мнениях и поведении потребителей. Ориентируясь на это, мы разработали подход, дающий неизменно точные прогнозы, даже в периоды неопределенности: мы совместили прогнозы потребительских настроений с анализом поступающих в реальном времени данных о банковских транзакциях.

Для начала разберитесь, каковы потребительские настроения

Потребительские расходы составляют до 70% ВВП. Если потребители не начнут тратить столько же, сколько до начала пандемии, или изменят свои покупательские привычки, это существенно повлияет на отдельные сектора экономики и ее восстановление в целом. Единственный способ повысить надежность экономических прогнозов во время пандемии — дополнить используемые для этого модели постоянной оценкой структуры потребительских расходов за прошедший и настоящий период и ожидаемых изменений в будущем.

Так как в последние несколько месяцев в США почти повсеместно действуют ограничения разной жесткости, привычки, возникшие под влиянием социального дистанцирования и сохраняющихся опасений по поводу возможного заражения, надолго изменят покупательское поведение потребителей. Например:

  • У потребителей было достаточно времени, чтобы экспериментировать и формировать новые привычки, связанные с удаленной работой и электронной коммерцией, и они останутся на долгое время после открытия штатов.

  • С отменой карантина и с дальнейшими изменениями в режиме социального дистанцирования потребители будут продолжать экспериментировать с электронной коммерцией. Будут закрепляться и развиваться новые потребительские привычки.

  • Если в ближайшем будущем не появится медицинское решение проблемы, некоторые потребители по-прежнему будут придерживаться социального дистанцирования и после открытия штатов, чтобы защитить себя и окружающих.

Несомненно, совокупный эффект этих изменений повлияет на ход и скорость восстановления экономики.

Обратитесь к данным о транзакциях

В этой изменчивой обстановке экономисты и бизнес-лидеры могут получить более ясное представление о будущем потребительского поведения, анализируя данные об операциях по кредитным и дебетовым счетам в сочетании с оценкой потребительских ожиданий в перспективе.

Используя базу данных о 50 тыс. кредитных и дебетовых счетов, позволяющую еженедельно отмечать тенденции совершаемых операций, мы можем уделять особое внимание категориям расходов, на которых с наибольшей вероятностью отразятся краткосрочные и долгосрочные изменения в поведении потребителей — например, путешествия, ресторанный сектор, развлечения, товары первой необходимости, ремонт, бензин. В 2019 году потребительские расходы по этим статьям составили около $4 трлн, что составило 30% от общего объема потребительских расходов.

Для оценки будущих расходов мы используем большие и репрезентативные выборки американских потребителей для проведения постоянных онлайн-опросов. Мы собираем информацию о том, как потребители собираются делать покупки при разных реалистичных сценариях в зависимости от сроков и полноты снятия ограничительных мер. Так как условия постоянно меняются, эти сценарии обновляются каждый месяц с учетом публикуемой информации.

Наши прогнозы устанавливают связь между закономерностями совершенных ранее операций и предполагаемыми расходами в предстоящие месяцы. С апреля по июнь мы опросили 9 тыс. потребителей и использовали этот подход, чтобы точно предсказать скорость восстановления наиболее пострадавших секторов, таких как путешествия и ресторанный сектор.

В сегодняшних обстоятельствах делать прогнозы очень непросто, и одна из многих сложностей заключается в том, что под влиянием пандемии сокращаются наличные расходы. В результате, если полагаться исключительно на данные об операциях по кредитным и дебетовым счетам, можно получить избыточно оптимистичную картину грядущего восстановления экономики, особенно в секторах, где преобладает наличный расчет, таких как ресторанный бизнес.

Экономисты и компании могут сильно повысить качество своих прогнозов, сочетая анализ закономерностей совершенных операций по кредитным и дебетовым счетам с изучением обратной связи от потребителей, дающей представление об ожидаемых расходах с использованием наличного и безналичного расчета. Например, в мае мы предсказали рост розничных продаж на 13%, тогда как остальные представители отрасли ожидали только 9%. В итоге министерство торговли США сообщило о росте в этом секторе на 17,7% за май, то есть мы ошиблись менее чем на 5%.

Прогноз потребительских расходов

Модель, сочетающая оценку закономерностей совершенных операций по кредитным и дебетовым счетам с анализом ожидаемых расходов в наличной и безналичной форме, позволяет сильно повысить качество прогнозов.

Как прямо сейчас выглядит будущее?

Мы пишем эту статью, когда многие штаты сообщают о росте количества зараженных COVID-19, поэтому никто не может оценить долгосрочное влияние этой пандемии. Однако оценка реакций потребителей на реалистичные и гипотетические сценарии снятия ограничительных мер показала нам, насколько все стремятся вернуться к нормальной жизни. Наши данные показывают, что при условии полного открытия всех секторов потребители жаждут снова тратить деньги даже в наиболее пострадавших секторах, таких как путешествия.

Прогнозы показывают, что потребители готовы тратить деньги после снятия ограничений

Оценки потребителей в рамках реалистичных и гипотетических сценариев снятия ограничительных мер свидетельствуют о готовности активно тратить деньги даже в наиболее пострадавших секторах.

Продолжайте измерения, пока не закончится кризис

В текущей ситуации нет ничего статичного. При появлении новой информации о вирусе, ограничениях, влияющих на открытие разных секторов экономики, и влиянии COVID-19 на платежеспособность потребителей наше общество будет и дальше подстраиваться под новую норму. В связи с тем что природа этого кризиса уникальна, а социальное дистанцирование может оказать стойкое влияние на потребительские привычки, непрерывное измерение ожидаемых расходов — важное условие надежности экономических прогнозов. Увязывая данные об осуществленных операциях по кредитным и дебетовым счетам с настроениями потребителей и их ожиданиями по поводу грядущих расходов, аналитики могут создать надежный фундамент для прогнозирования ближайшего будущего.

Об авторах

Демитри Эстрин (Demitry Estrin) — основатель и генеральный директор информационного агентства The Futurist Group, использующего анализ потребительской активности, альтернативные данные и высокие технологии для прогнозирования потребительского поведения в режиме реального времени.

Джейн Тан (Jane Tang) — сооснователь и директор по обработке данных в The Futurist Group.

Видья Субрамани (Vidya Subramani) — сооснователь и директор по работе с клиентами The Futurist Group.