Социалка как новый вид бизнеса | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Социалка как новый
вид бизнеса

Авторы: Надя Жексембаева , Фрай Рон

Социалка как новый вид бизнеса

читайте также

Почему компаниям становится плохо

Джей Лорш,  Мактэгью Эмили

Воспитанные девочки ничего не просят

Бэбкок Линда,  Лашевер Сара,  Мишель Гельфанд,  Смолл Дебора

Карьерная перезагрузка для поколения беби-бумеров

Елена Александрова

Почему инновации должны вызревать в тиши

Пэдди Миллер,  Томас Уэделл-Уэделлсборг

В России социальное бремя градообразующих предприятий всегда было тяжелым. В прошлом они выделяли огромные средства на инфраструктуру «своих» городов, содержали детские сады, больницы и клубы. Плановая экономика канула в Лету, но и сейчас российские компании тратят от 8,2% до 30,6% доналоговой прибыли на социальные нужды своих регионов. Однако старую проблему можно решить по-новому, если смотреть на социалку не как на повинность, а как на работу, выгодную обеим сторонам, в чем убеждает пример созданной в 1996 году Сибирско-Уральской алюминиевой компании (СУАЛ-Холдинга; в 2007 году вошел в РУСАЛ).

С первых дней существования компании местные власти рассчитывали на ее финансовую поддержку. Когда предприятие превратилось в холдинг из двадцати компаний, работавших в девяти областях России и Украины, его расходы на социальные нужды тоже выросли.

К 2001 году СУАЛ стояла перед ­непростым выбором. С одной стороны, центральное руководство осо­знавало, что компании все труднее удовлетворять растущие запросы регионов. С другой — директора заводов отказывались сокращать социальные расходы, понимая, что это ухудшит условия жизни в целом городе или поселке. Нужно было что-то делать.

Понимая, что от уровня развития социальной сферы напрямую зависит качество персонала, компания решила сделать свою работу на благо общества частью стратегии, то есть приравняла ее к обычному бизнес-проекту, от вложений в который ожидается солидная выгода. Первым делом холдинг подписал договоры о социальном парт­нерстве между заводами и муниципальными властями. ­Затем получил финансирование от USAID (Агентство США по международному развитию) и привлек восемь НКО к разработке и проведению программ социально-экономического развития в разных регионах. Так родилась трехгодичная программа «Комплексное социально-экономическое развитие территорий присутствия Группы СУАЛ».

В трех муниципальных образованиях были запущены пилотные проекты, на них отлаживались ключевые элементы программы (общая структура программы показана на схеме).

• Прежде всего было проведено крупномасштабное социологическое исследование, на данные которого опирались разработчики программы.

• С администрацией каждого муниципалитета холдинг подписал соглашения о социальном партнерстве — это заложило правовую основу выполнения программы. Теперь ее инициаторы могли работать в тесной связке с городскими властями, вести с ними конструктивный диалог и предлагать дополнения к местной законодательной базе.

• Сотрудников городской администрации обучили новым методам работы. Повысив качество проработки бюджетов и внедрив принцип среднесрочного планирования, муниципалитеты сумели снизить местные налоги и изыскать дополнительные средства на социальные нужды.

• В каждом регионе подготовили управленческие кадры для новых предприятий малого и среднего бизнеса, а с крупными компаниями заключили соглашения, поощряющие их приобретать продукты и услуги местных стартапов.

В Каменск-Уральске в этой прог­рамме участвовали УАЗ-СУАЛ и трубный завод «Синар», в Шелехове — ИркАз-СУАЛ и кабельный завод, в Сегеже — НАЗ-СУАЛ.

• На конкурсной основе спонсировали проекты, предложенные населением и общественными организациями. К концу 2007 года было отобрано и профинансировано более тридцати инициатив: строительство детских площадок, медицинское обслуживание пожилых людей на дому и т.д. Отбор проектов и выделение средств были абсолютно прозрачными, а за их выполнение отвечал не СУАЛ, а местные власти.

• Некоторые мероприятия привлекли массу местных жителей.

В «Весенней неделе добра» участвовали 6265 человек: они строили навесы на автобусных остановках, приводили в порядок улицы.

В общей сложности было израсходовано 90 тысяч рублей, а работ выполнено на 1 349 585 рублей.

• В 2005—2006 годах проводились работы по благоустройству: жители убирали мусор с берегов рек, ­очищали территорию, строили дорожки и детские площадки в парках. Меры по охране здоровья включали общую и стоматологическую диспансеризацию, установку водоочистных сооружений.

• С целью развития предприимчивости в программу средней школы были включены новые предметы и факультативные курсы: основы экономики и менеджмента.

Изменения к лучшему в социальной сфере городов-участников продолжают нарастать, и при этом программа существенно облегчила финансовое и административное бремя СУАЛ. Всего осуществление пилотного этапа программы обошлось примерно в $3 млн, и на каждый свой вложенный в программу доллар холдингу удалось привлечь три доллара со стороны — то есть его потенциальные расходы на социальные нужды сократились на 75%. Помимо двух партнеров-основателей, Группы СУАЛ и USAID, программе помогли средствами и малый бизнес (например, «Торговый дом» в Надвоицах), и крупные корпорации вроде глобальной Colgate-Palmolive. В итоге удалось создать отличный задел на будущее. Вот как прокомментировал достигнутые результаты Василий Киселев, в то время вице-президент Группы СУАЛ: «Эта программа — не пиар и не благотворительность, а наша бизнес-стратегия. Если вы мыслите долгосрочными критериями, вы просто обязаны в своей бизнес-стратегии учитывать степень развития территорий, уровень квалификации, уровень общественных услуг в России… Российская специфика такова, что у нас немобильный рынок труда, немобильный рынок жилья, так что “купить” на рынке специалиста иногда просто невозможно, его надо подготовить и надо удержать».

Ключевой вопрос любого бизнеса: обеспечиваем ли мы долгосрочную прибыль, то есть создаем ли мы устойчивую ценность? Заботясь о социальных благах, бизнес закладывает условия для собственного устойчивого развития. Чем раньше компания поймет это и сделает «общественную» работу элементом своей стратегии, тем надежнее она обеспечит собственное будущее.