Что реально нужно сделать для борьбы с вирусом Эбола | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что реально нужно сделать для борьбы с
вирусом Эбола

После долгих лет гражданских и локальных войн люди в странах, пораженных эпидемией, не доверяют ни своим правительствам, ни иностранцам в костюмах биозащиты, которые, по их мнению, и являются источником заражения.

Автор: Кристофер Грэйвс

Что реально нужно сделать для борьбы с вирусом Эбола

читайте также

Хорошие решения — плохие последствия

Ариели Дэн

Перестаньте контролировать сотрудников

Гэри Хэмел,  Микеле Занини

Почему вас боятся сотрудники

Джон Хиггинс,  Меган Ритц

Новые рынки: Китай. «Уловки — неотъемлемая часть мышления жителей Поднебесной»

Ирина Пешкова

Вполне возможно, наша способность победить самую пугающую вспышку вируса Эболы будет зависеть от такой простой вещи, как информация. Смогут ли правительства, общественные организации и врачи донести ее до разных аудиторий с достаточной точностью, быстротой и изобретательностью? Смогут ли они убедить людей следовать инструкциям?

После долгих лет гражданских и локальных войн люди в странах, пораженных эпидемией, не доверяют ни своим правительствам, ни иностранцам в костюмах биозащиты, которые, по их мнению, и являются источником заражения. Они не понимают, как вирус передается от человека к человеку. Местная традиция требует посмертного омовения родственников; но, соблюдая ее, люди подхватывают вирус. Традиционные источники питания — дикие животные — также его распространяют.

Представьте серьезность барьеров, которые нужно преодолеть для передачи информации, которая поможет остановить эпидемию: не ешьте животных, которых вы всегда ели; не дотрагивайтесь до своих заболевших родных; не следуйте религиозным или просто вековым традициям омовения мертвых; не обращайтесь за лечением к шаманам и знахарям, как вы всегда делали; и, главное, многие действительно смогут выжить, если получат правильное лечение (хотя вакцины против вируса Эбола все еще не существует). Подумайте о том, как донести эти сведения до населения сел и деревень с низким уровнем электрификации (соответственно, ограниченным доступом к телевидению и радио, не говоря уже об интернете) и грамотности.

Читайте материал по теме: Медицина спасает от убогости

Чтобы найти идеи для разрешения ужасной ситуации, в которой сейчас оказалась Западная Африка, будет полезно обратиться к прошлым попыткам борьбы с ВИЧ, проказой и диареей (одним из основных убийц детей до пяти лет в развивающихся странах). Эти кампании воспитывали и распространяли информацию посредством древнего искусства личных и персонализированных народных СМИ.

Каждый год около 800 тыс. детей до пяти лет умирают от диареи (данные ВОЗ). Это вторая по массовости причина детской смертности в мире. Многих случаев заражения кишечными инфекциями можно избежать, если ухаживающие за детьми взрослые просто будут мыть руки с мылом. Однако в бедных районах мыло считается слишком дорогим для повседневного использования. Но многие организации, агентства по коммуникациям и даже корпорации уже внесли положительный вклад в эту ситуацию. Они создают уличные спектакли, кукольные представления, сценки и песенки. Таким образом исчезает зависимость от умения прочесть листовку или доступа к телевидению или интернету. Они придумывают аналогии, с помощью которых можно передать концепции микробов или вирусов, поскольку предполагать, что местные жители уже имеют базовые знания в области биологии и здоровья, — смерти подобно.

Например, Ogilvy PR придумала удостоившуюся награды кампанию под названием «Потрясающая мама», которая спасла много жизней в Индонезии. Главной ее мыслью стало то, что дети болеют диареей из-за своих мам, поскольку те не моют руки в нужное время. Ответственные за коммуникацию на месте создали кукольные спектакли и песенки, которые превозносили правильных мам в качестве героев, чем приблизили идею к реальности — и спасли много жизней.

А еще Ogilvy совместно с Unilever, производителем мыла Lifebuoy, превратила роти (индийский плоский хлеб) в способ передачи информации. На огромном празднике на каждый роти была нанесена печать, призывающая людей вымыть руки перед едой. А еще Unilever участвовал в инициативе по обучению правильному мытью рук, которая охватила 130 млн человек.

В Уганде в ходе программы борьбы с ВИЧ-инфекцией Совета по медицинским исследованиям обнаружилось, что театральное искусство в качестве способа воспитания приносит хорошие результаты. Международные исследователи CARE считают, что в сельских районах Ганы народные СМИ (кукольный театр, песенки, пословицы, спектакли и истории) помогли борьбе с ВИЧ/СПИД. В Индии Департамент здоровья, питания и народонаселения Всемирного банка отмечает положительный эффект от использования народных СМИ в борьбе с проказой среди сельского и неграмотного населения. Театр приносит свои плоды и в богатых и образованных странах. С помощью своей программы образовательного театра донесла информацию до 15 млн американцев страховая компания Kaiser Permanente. В любой точке земного шара одни лишь сухие факты не меняют поведения людей, а страх способен значительно исказить любую информацию.

Читайте материал по теме: Опасное неравенство

Драматическое искусство и мастерство рассказчиков достигают своей цели, и вот почему. Лоуренс Кинсэйд — эксперт по коммуникации и ученый на Факультете общественных и поведенческих наук в высшей школе здравоохранения им. Блумберга Университета Джонса Хопкинса. Его исследование («Театр, эмоции и культурная конвергенция») погружается глубоко в теорию драматического искусства. То есть по существу в то, как аудитории сочувствуют действующим лицам и опосредованно переживают конфликты на сцене внутри себя, даже переходя вместе с ними с одной позиции на другую. Его работа используется для предотвращения рискованного поведения, вызывающего передачу ВИЧ, при создании театральных представлений и телеспектаклей. Вторят ему такие ученые, как Рэймонд Мар, Мелани Грин и Джефф Кауфман, которые обнаружили, что художественный вымысел обладает мощной силой убеждения, влияющей на поведение. И эта мощь гораздо больше, нежели эффект от разъяснений или непридуманных свидетельств. Мар, адьюнкт-профессор психологии Йоркского универститета, говорит: «Чем глубже люди погрузятся в мир повествования, чем больше они перенесутся в эту историю, тем больше шансов, что их верования придут в соответствие с теми, что выражены в этом рассказе».

«Мы входим в жизнь этих действующих лиц, — говорит Грин. — Созданная нами эмпатия простирается дальше, чем те моменты, когда мы думаем об этой истории».

Работа Кауфмана по использованию театра для изменения рискованного поведения, связанного с ВИЧ, гласит: «Люди, отметившие более высокий уровень включенности в опыт, имеют больше шансов последующего изменения поведения в согласии с действующими лицами».

Читайте материал по теме: 4 простых принципа могут помочь реформе здравоохранения

Но создание подобных историй занимает время — больше времени, чем сочинение кампании для Facebook или тестирование влияния того или иного сообщения в Twitter. И на само донесение сообщения до общественности тоже уйдет больше времени. Эксперт Совета по международным отношениям Лори Гаррет, обладатель Пулитцеровской премии за книгу «Грядущая чума», ответила на мой вопрос во время специальной сессии Совета 5 августа так: «Западный стиль медиакампании — совсем не то, что нужно на местах, где замечены вспышки вируса Эбола. Там требуется общение напрямую, которое начинается с определения ключевых лидеров сообществ в каждой деревне, в каждом районе. Кто имеет влияние на людей? Кто те люди, за которыми последуют все остальные, которых по той или иной причине слушаются, будь то религиозные, политические или криминальные авторитеты? Кем бы они ни были, их нужно планомерно привлекать на свою сторону». Гаррет продолжила свою мысль, отметив, что это не только сложная, но и опасная работа. «Они закидывают тебя камнями... и ты не знаешь, кто из них заражен».

Для того чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией международного значения, объявленной ВОЗ, безусловно, понадобится ясная, точная и последовательная коммуникационная кампания, постоянно обновляющаяся и использующая действующие цифровые СМИ и соцсети, доступные нам в XXI веке. Но чтобы остановить вирус Эбола на нулевом этапе, нужно воспользоваться древними искусствами повествования и театра, которые на тысячи лет старше Pinterest, Facebook и Twitter.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена