Интеграция беженцев: есть ли у Европы долгосрочные планы? | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Интеграция беженцев: есть ли у Европы
долгосрочные планы?

Если история и должна чему-то учить, то пора уже понять, что бетонные стены не удержат мигрантов.

Автор: Люк Ван Вассенхов

Интеграция беженцев: есть ли у Европы долгосрочные планы?
Daniela Roa / Unsplash

читайте также

Уроки «Брексита»: как (не) стоит вести переговоры

Пол Фишер

Вячеслав Глазычев: Город, где хочется жить

Анна Натитник

Гидра изоляции

Ирина Пешкова

Выдающиеся лидеры не боятся менять свои убеждения

Ал Питтампалли

Представьте, что вы врач из Сирии, который приехал в Бельгию вместе со своей семьей, преодолев в пути множество опасностей. Но все уже позади. Вполне вероятно, что вам пришлось потратить определенную сумму денег, чтобы незаконно пересечь границу: некоторые беженцы преодолели большое расстояние, чтобы только попасть в Европу. Вам пришлось поводить за нос представителей пограничного контроля и полицию в двух или сразу трех странах, прежде чем вы попали в Бельгию.

Но оказалось, что в Бельгии ваши проблемы еще не решены. Вы обнаруживаете длиннющую очередь на регистрацию в государственном учреждении, где явно не хватает сотрудников и где сложные процедуры совершенно не адаптированы к огромной толпе беженцев. Вы и ваша семья вынуждены ночевать в палатках в каком-нибудь брюссельском парке на протяжении нескольких дней в ожидании, когда вам выделят хотя бы одно место в центре помощи беженцам и дадут немного денег на самое необходимое. Вы можете столкнуться с враждебностью со стороны местных жителей, хотя многие относятся к вам доброжелательно и приносят еду и игрушки для ваших детей.

Закончатся ли ваши несчастья, когда вы получите заветный штамп в паспорте? У вас будет шанс поселиться в небольшом отеле за государственный счет, чтобы принести прибыль владельцу отеля. Даже если вам посчастливится поселиться в приличной квартире, это еще не будет означать конец вашим страданиям. Вам придется переучиваться в медицинской школе, если вы хотите работать по специальности в Бельгии. Вся процедура может занять порядка восьми лет и вряд ли пройдет легко и гладко, даже несмотря на то, что в Европейском союзе к 2020 году ожидается нехватка врачей. А первое время приготовьтесь поработать таксистом, чтобы оплачивать счета.

Вся эта история наглядно демонстрирует все недостатки решения проблемы беженцев в Европе. Мы все наблюдали хаос на границе, а теперь ощущаем растущее напряжение между местными жителями и приехавшими в страны Евросоюза беженцами, которые все больше чувствуют себя здесь чужими и ненужными. Пока для существующих проблем не найдено никакого решения — кроме того, чтобы положить конец конфликтам, разразившимся на Ближнем Востоке и в Африке.

Европа сможет выйти из сложившейся ситуации с достоинством, если учтет три аспекта.

Решайте непосредственную проблему. Если история и должна чему-то учить, то пора уже понять, что бетонные стены не удержат мигрантов. Вместо них необходимо найти пути, которые позволят контролировать и вести учет людей в местах, находящихся ближе к стране их происхождения — только так мы сможем снизить и контролировать поток беженцев.

Сейчас же Верховный комиссар ООН, занимающийся вопросами беженцев (УВКБ ООН), отвечает за учет мигрантов в конфликтных странах (а также лиц, перемещаемых внутри таких стран) и их непосредственных соседей (беженцев). Но ЕС не выделяет достаточно денег, чтобы помочь УВКБ справиться с огромной массой людей. В сложившейся ситуации, все более приобретающей масштаб катастрофы, мы тщательно изучаем проблему и ищем ее решение на кафедре Исследования гуманитарных проблем в INSEAD.

Если страны ЕС бросят все силы на то, чтобы в кратчайшие сроки провести учет и осуществить транспортировку части беженцев из лагерей, находящихся в зоне конфликтов, то поток нелегальной миграции будет снижен. Напряженность на границе останется, но можно предпринять определенные попытки разделить бремя с приграничными странами — например, с Грецией. Такие страны, как Германия, Франция и Великобритания, могли бы оказать содействие в создании инфраструктуры, которая помогла бы более эффективно вести учет беженцев на границе и выделить своих сотрудников пограничного контроля, скоординировав их работу так, чтобы местная полиция и пограничники не были перегружены.

Создавайте планы, ориентированные на длительный период интеграции. После того как беженцы получат необходимые документы и статус, местным властям следует предпринять как можно больше усилий, чтобы они ассимилировались в новом для себя сообществе. Чаще всего случается так, что мы изолируем беженцев, они живут отдельными большими группами. Но такие гетто порождают изоляцию и страх. Напротив, если беженцы «растворятся» в обществе, это будет иметь только благоприятные последствия. Во Франции, например, часть мигрантов переселили из крупных городов в деревни, что со временем может вдохнуть новую жизнь в эти места, где молодежи почти не осталось, а население стареет.

Задачи по ассимиляции и интеграции должны стоять на первом плане. Для начала мы должны сократить бюрократическую волокиту, для того чтобы беженцы могли быстро оказаться на легальном рынке труда. Некоторые страны уже предприняли определенные шаги в этом направлении. Например, Швеция могла бы оказать серьезную помощь Сирии: в этой скандинавской стране до четырех лет сокращен период получения подтверждения квалификации врача — и в настоящее время идет работа, направленная на сокращение этого периода до двух лет. Вместо того чтобы отправлять врача на длительные курсы переподготовки, власти Швеции наоборот стараются привлечь его к практической работе в больнице, где он сможет проявить свои навыки и познакомиться поближе с существующими правилами и требованиями. Проще говоря, шведы нашли отличный и действенный вариант для интеграции.

Важно понимать, что интеграция — достаточно длительный процесс. В своей гуманитарной работе мы слишком часто сталкиваемся с тем, что нужды людей и обещания, данные им при непосредственной ликвидации последствий стихийных бедствий по прошествии нескольких лет, забываются. Пять лет назад остров Гаити пострадал от землетрясения, оно разрушило столицу страны — Порт-о-Пренс, но до сих пор люди живут во временных убежищах, построенных в то время. Существуют и другие примеры: в благополучных Штатах все еще есть люди, которые так и не вернулись в свои дома, разрушенные ураганом «Катрина» десять лет назад. Европейские правительства должны инвестировать в интеграцию беженцев — по крайней мере, в течение пяти лет после их прибытия в то или иное государство, а также стремиться к тому, чтобы этот срок увеличить.

Помните, что эта гуманитарная проблема. У граждан принимающей беженцев стороны должны быть причины и стимул быть непосредственно вовлеченными в сам процесс интеграции. Многие люди имеют доброе сердце и хотят помочь. Приложения вроде AirBnB уже сейчас помогают мигрантам найти свободные комнаты, которые предлагают владельцы домов для размещения беженцев при финансовой поддержке местных властей. Только представить, как много других приложений можно разработать, чтобы помочь вновь прибывшим быстро адаптироваться к новым условиям и стать полезными местному сообществу. Такие платформы будут иметь преимущества, потому что объединят беженцев и европейцев, и правительства смогут отслеживать человеческие потоки в реальном времени и управлять ими. Такой метод куда лучше, чем бюрократия, которая только разделяет местных и приезжих и гасит благие начинания простых европейцев.

В то же время принимающие страны должны приложить все усилия, чтобы объяснить своим гражданам, что есть экономические и социальные выгоды от приема беженцев. Европейские страны, население которых стремительно стареет, уже сталкиваются с нехваткой молодых и квалифицированных кадров во многих сферах. И беженцы могли бы занять эти места. Это уже признал автоконцерн Volkswagen в Германии. То есть нужно обратить приток беженцев на пользу экономике ЕС.

Очень важно привлекать к процессу и самих переселенцев. В конце концов, кто, если не они, лучше всего смогут рассказать нам, на что они способны, и выявить все препятствия и слабые места в нашей системе. К сожалению, многие так называемые процедуры по ассимиляции и интеграции беженцев разрабатываются без их непосредственного участия. Это не лучший подход для активного вовлечения вновь прибывших. В конечном счете таким людям становится все труднее ассимилироваться и вносить свой вклад в жизнь страны, которую теперь они называют своим домом. Это совсем не означает, что государственные служащие и волонтеры НКО ни о чем не думают. Но в выстроенной вертикали власти они находятся в вышестоящем положении по отношению к беженцам, что создает психологически нездоровую атмосферу.

Вопрос не в том, будем ли мы и дальше принимать мигрантов. Мы все равно вынуждены это делать, потому что не можем остановить их, отгородившись стеной. Для европейских стран, безусловно, будет лучше самим организовать процесс приема и интеграции беженцев, чтобы извлечь максимальную выгоду, а не делить страны «на свои» и «чужие». У нас есть для этого большой потенциал. Многие из беженцев обладают сильным характером и волей для достижения цели и способны подстраиваться под обстоятельства, чем мы и можем воспользоваться.

И дело не только в экономике. Недавно по телевизору показали сюжет про одного мужчину из Франции. Каждый день он проезжает по 40 километров, чтобы доставить еду мигрантам, находящимся в Париже. И знаете, чем он объясняет свой поступок: «Я должен сегодня сделать это, иначе завтра я не смогу смотреть своим собственным детям в глаза».

Читайте по теме: