Индийские уроки: чему неудачная денежная реформа может научить мир | Большие Идеи
Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Индийские уроки: чему неудачная денежная реформа может научить мир

Бхаскар Чакраворти
Индийские уроки: чему неудачная денежная реформа может научить мир
Фото: Fabian Blank / Unsplash

Примерно год назад власти Индии приняли беспрецедентное политическое решение. Произошло это как раз в то время, когда страна была настроена на экономический успех. ВВП по паритету покупательной способности составлял $9,49 трлн, что делало индийскую экономику третьей по величине и самой быстроразвивающейся в мире. Без предупреждения 8 ноября из обращения были изъяты две самые крупные купюры в 500 и 1000 рупий. За одну ночь 86% наличных денег в стране стали недействительны. Все объяснили одной из самых распространенных причин — борьбой с коррупцией и незаконной деятельностью, влекущей за собой операции с наличными, которые невозможно отследить. Постепенно становились понятны последствия, и тогда я написал две статьи («Неудачная денежная война в Индии» и «Индийский опыт изъятия денег из оборота: первые уроки»), где приводится оценка этих мер и их влияния. Я оценил эти действия как плохо продуманные и исполненные и посчитал, что общие последствия будут плачевными, в особенности для бедных.

Действительно, Индия пережила значительное снижение темпов роста ВВП: на протяжении трех кварталов среднегодовой показатель находился в пределах от 7,9% до 7%, а в январе-марте 2017 года упал до 6,1%. По последним данным рост ВВП составляет 5,7%, и это снижение также отчасти вызвано действиями властей в ноябре 2016 года.

Настало время подумать, какие уроки можно извлечь из случившегося год назад. Индийский опыт пригодится политикам во всем мире, планирующим вмешательство в экономику.

Урок 1: внимательно выбирайте экспертов

У политических мер всегда есть последствия. Однако установить их прямую взаимосвязь редко бывает возможно, особенно когда последствия касаются всех аспектов сложной экономической системы. В связи с этим любым мерам экономической политики должны предшествовать следующие обязательные этапы: разработка рациональной теории, обоснование приемлемости лежащих в основе допущений и доказательство их верности, оценка экономической эффективности с учетом общих и случайных последствий, а также извлеченного в ходе схожих действий опыта. Все это непростые процессы, которыми должны руководить опытные специалисты в области экономики, бизнеса и технологий совместно с экспертами по реализации политических решений.

Когда рассматривается такое радикальное решение, как вывод из обращения ходовых купюр в стране со сложной экономической системой (как это произошло в Индии), такие специалисты обязательно должны участвовать в процессе. Вот что говорит Рагхурам Раджан, бывший глава Центрального банка Индии, пользующийся большим уважением и, возможно, наиболее компетентный в подобных вопросах человек: «Гражданам страны захочется узнать, что послужило поводом к такому решению». В своей новой книге Раджан рассказывает, что был против идеи вывода банкнот из обращения. Другой выдающийся специалист, советник правительства Индии по экономическим вопросам, по этому поводу промолчал. Он известен как противник «шоковых» реформ в экономике. Можно предположить, что он бы тоже высказался против такой «шоковой терапии», как внезапное изъятие денег из обращения.

Неясно, обращались ли индийские власти к другим экспертам относительно этих мер. Американская радиостанция NPR (Национальное общественное радио) в передаче Planet Money упомянула одного «эксперта», который, вероятно, подсказал идею реформы: это ранее никому не известный инженер-механик, ставший общественным активистом, Анил Бокил. Он представил премьер-министру Нарендре Моди план из пяти этапов для достижения «основанной на четких принципах, обеспеченной и спокойной жизни» и манифест в PowerPoint на 94 страницах.

Прежде чем принимать меры со столь серьезными последствиями, следовало обратиться за профессиональной помощью, собрать данные, провести анализ и предусмотреть механизм ведения обсуждений и дискуссий о предполагаемых последствиях. Такие процессы важно регистрировать, даже если они ведутся тайно. Так у властей появляется возможность продемонстрировать, что свое «домашнее задание» они выполнили вне зависимости от окончательного результата действий. Это долг любого демократически избранного правительства перед гражданами и будущим своей страны.

Урок 2: не стоит игнорировать основополагающие данные

Любая политическая мера направлена на благо общества. Но у каждого решения есть и обратная сторона. Создание общественного блага неизменно возлагает бремя на некоторые сегменты общества. Поэтому необходим основанный на фактах анализ затрат и результатов. Любая планируемая мера должна пройти простую проверку: если основополагающие данные об экономике в ходе предварительной оценки говорят о высоком риске неудачного исхода или значительных негативных последствиях, нужно взять паузу и прояснить дополнительные вопросы.

Денежная реформа в Индии, в первую очередь, должна была решить проблему коррупции и незаконной деятельности. Многие специалисты высоко оценили мужество индийского премьер-министра при выборе столь рискованного способа решения глобальных проблем страны. Решительность принесла общественное признание Моди и политический успех его администрации на промежуточных региональных выборах. Однако есть несколько факторов, которые нужно было учесть еще в самом начале при планировании денежной реформы в Индии. Во-первых, идея сделать 86% находящихся в обращении денег недействительными по определению должна вызывать тревогу, ведь из-за этого экономика может оказаться на грани хаоса. Во-вторых, 90% работников в Индии не трудоустроены официально и в большинстве своем получают зарплату на руки. Сложно представить себе сценарий, при котором такая отмена купюр не нанесла бы сокрушительный удар по занятому населению и экономике в целом. В-третьих, в недавно проведенном анализе результатов проверки уплаты подоходного налога доля незадекларированных доходов, полученных в виде наличных, составляет всего около 6%. Другими словами, политический инструмент был направлен не на ту цель: большая часть незадекларированных доходов хранится в виде безналичных активов. Все эти данные находились в свободном доступе и должны были заставить политиков задуматься.

Урок 3: наблюдайте за поведением людей

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Мир не рухнет, найдите время для себя
Элизабет Грейс Сондерс