Климатический вопрос: почему открытость в вопросах изменения климата важна для бизнеса | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Климатический вопрос: почему открытость в вопросах изменения климата важна
для бизнеса

Как раскрытие информации о климатических рискахвлияет на стоимость акций

Авторы: Кала Вишванатан , Кэролайн Фламмер , Майкл Тоффел

Климатический вопрос: почему открытость в вопросах изменения климата важна для бизнеса
Иллюстрация: Hiroshi Watanabe/Getty Images

читайте также

Почему критические отзывы подчиненных делают вас креативнее

Хотите все успеть? Ложитесь спать

Ирина Гусинская

Литературная подоплека

Мария Божович

Нехорошее наследство: как трудоустроиться сотруднику оскандалившейся компании

Борис Гройсберг

Акционеры все чаще предъявляют компаниям требования о раскрытии рисков, связанных с изменением климата. В мае 2019 года акционеры BP массово проголосовали за публикацию этой информации. Аналогичные предложения поддержали в Exxon Mobil, Occidental Petroleum и PPL Corporation. В этом году, по оценкам консультационной компании ISS (Institutional Shareholder Services), можно ожидать рекордное число подобных инициатив. Однако, несмотря на то что эти вопросы поднимаются все чаще, большинство выдвигаемых предложений не получает необходимой поддержки.

Трудно понять, насколько подобные требования акционеров действительно приводят к каким-то изменениям в сторону большей открытости в вопросах рисков, связанных с изменением климата. За исключением сообщений от отдельных компаний, таких данных практически нет. Работает ли это, дает ли какой-то эффект на рынках?

Чтобы выяснить ответ на этот ворос, мы изучили подобные инициативы в компаниях, входящих в индекс S&P 500, за период с 2010 по 2016 год. Мы проанализировали частные данные проекта CDP (ранее известного как Carbon Disclosure Project), продвигающего инициативы по раскрытию крупными компаниями информации о рисках и возможностях, связанных с изменением климата, о применяемых ими стратегиях в этой сфере и других обстоятельствах, касающихся защиты окружающей среды. Мы также изучили базу данных ISS об инициативах акционеров, вынесенных на рассмотрение в компаниях из индекса S&P 1500. (Результаты нашего исследования будут опубликованы в журнале Strategic Management Journal.)

Как показало наше исследование, активность акционеров, оцениваемая по количеству выдвинутых ими предложений к компаниям, действительно стимулирует бизнес к добровольному раскрытию данных о климатических рисках. В среднем на каждую представленную инициативу по данной проблеме объем публикуемой информации увеличивается примерно на 4,6%. Мы также выяснили, что предпринимаемые акционерами меры воздействия в вопросах окружающей среды оказываются более эффективными, если они исходят от институциональных инвесторов с длительными сроками владения бумагами. В этом случае процент роста составляет не 4,6%, а 6,8%.

Мы также документально зафиксировали положительное влияние такого раскрытия информации на стоимость акций. В следующие несколько дней после раскрытия по настоянию акционеров информации о рисках, связанных с изменением климата, цена бумаг в среднем повышается на 1,21% (с учетом рыночной корректировки). Это означает, что инвесторы ценят большую прозрачность в отношении таких рисков и публикация сведений идет на пользу самим компаниям. Другими словами, инвесторам не нравится неопределенность, и они готовы платить премию более открытым компаниям.

Из этого можно сделать важные выводы. Понимание рисков имеет большое значение для бизнеса и акционеров. И все же во многих странах, в том числе в США, по закону компании не обязаны публиковать данные о рисках, связанных с изменением климата. Например, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) только рекомендует раскрывать информацию и не дает никаких указаний, что именно нужно сообщать. В результате акционеры часто пребывают в неведении: им почти ничего неизвестно о том, как влияют климатические риски на деятельность компаний в их инвестиционном портфеле и как с этими рисками компании работают. Наши данные показывают, что акционеры могут добиваться большей прозрачности в этой сфере.

И вполне возможно, что прозрачность действительно вырастет. Требования о публикации таких данных постепенно прорабатываются. Эксперты TCFD (Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата) подготовили рекомендации, которые помогут компаниям представить финансовую информацию, относящуюся к проблематике изменения климата (они касаются четырех сфер: управление, стратегия, управление рисками, метрики и целевые показатели). А в SEC недавно инициировали проработку вопроса о возможных изменениях в регулирующие нормативы, чтобы инвесторы могли располагать более системными, сопоставимыми и надежными данными о рисках, связанных с изменением климата. Обязательная публикация таких сведений положительно повлияла бы на уровень и качество раскрытия информации, привела бы ее к единому стандарту и позволила бы добиться более убедительных результатов в борьбе с изменениями климата. Акционеры, которым важны сведения о климатических рисках компаний, входящих в их инвестиционный портфель, могут совместно с государственными регуляторами содействовать принятию требований об обязательной публикации этих сведений и активно работать над этим с компаниями, представленными в их портфеле, подписывать резолюции о повышении прозрачности и голосовать за подобные предложения.

Об авторах

Кэролайн Фламмер (Caroline Flammer) — доцент, преподаватель стратегии и инноваций, научный сотрудник в Школе бизнеса Квестром Бостонского университета.

Майкл Тоффел (Michael W. Toffel) — преподаватель теории рационального природопользования в Гарвардской школе бизнеса, председатель университетской программы «Бизнес и окружающая среда» (Business and Environment Initiative).

Кала Вишванатан (Kala Viswanathan) — студент программы Ph.D. по управлению технологиями и производством в Гарвардской школе бизнеса.