Наука и бизнес | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Наука
и бизнес

ххххх

Наука и бизнес

читайте также

Пороки маркетинга

Клейтон Кристенсен,  Скотт Кук,  Тэдди Холл

Нужен ли вам карьерный коуч?

Марло Лайонс

Прошлое — враг хорошего

Марина Иванющенкова

Скрытый враг продуктивных обсуждений

Тед Кэдсби

НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

1. Теория большого взрыва

Каждое срабатывание затвора цифрового фотоаппарата, каждая секунда жизни, зафиксированная на видеокамеру, каждый удар по клавиатуре компьютера и нажатие на кнопку «Отправить» создают гигабайты цифровых данных. Постепенно наш мир становится похож на гигантский контейнер, на некое хранилище цифровой информации — а ведь бесконечных по площади хранилищ не бывает. Значит ли это, что в конце концов этот виртуальный склад лопнет, не выдержав напора содержащейся там информации? Не исключено. Подобную апокалиптическую картину, видимо, нарисовали себе и сотрудники компании EMC, специализирующейся на разработке технологий и решений для информационных инфраструктур. Чтобы понять, как предотвратить возможный кризис, они при поддержке компании IDC провели исследование «растущей цифровой среды». Полученные результаты показали: в 2006 году общий объем созданных и скопированных цифровых данных составил 161 млн гигабайт!

Цифра умопомрачительная: это примерно в 3 млн раз больше, чем вся информация, когда-либо написанная или напечатанная на бумаге. А если перевести эти данные в формат книг, то получится 12 стопок, каждая из которых поднимется буквально выше солнца! По прогнозам IDC, объем цифровой информации будет ежегодно расти на 57% и к 2010 году составит 988 млн гигабайт. Даже неискушенный пользователь цифровой техники наверняка задумается: а выдержит ли такую нагрузку существующая IT-инфраструктура? Исполнительный вице-президент IDC Марк Льюис убежден, что нет. Справиться с последствиями информационного взрыва таких масштабов можно лишь с помощью новых, более продвинутых технологий для передачи, хранения, копирования и обеспечения безопасности цифровой информации. При этом нужно иметь в виду, что самый объемный компонент цифровой среды — это изображения, созданные различными устройствами, включая медицинские

сканеры и камеры безопасности. В зону пристального внимания разработчиков должны попасть и развивающиеся страны: согласно полученным данным, сейчас их доля в информационной среде составляет лишь 10%, однако в будущем она начнет расти на 30—40% быстрее, чем у стран с развитой экономикой.**

2. Больше - не всегда лучше

Мозг — это мощный центр по обработке информации, координирующий жизнь человека. Кора головного мозга поделена на отделы, каждый из которых отвечает за что-то одно: сенсорное восприятие, движения и т.д. Размер отделов может быть разным, но отражается ли это на деятельности человека — до последнего времени оставалось загадкой. И вот наконец американские ученые, проведя серию экспериментов на мышах, заявили: размер имеет значение! Логично было бы предположить: что чем больше отдел головного мозга, тем лучше он справляется со своей работой. Но это не совсем так. Оказывается, у каждого участка мозга есть некий оптимальный размер, «подогнанный» под объем поступающей информации, и любое отклонение от нормы приводит к сбоям тех или иных двигательных функций. Возможно, именно в этих отклонениях — причина поведенческих особенностей людей.

Различиями в строении мозга, скорее всего, можно объяснить и некоторые склонности и навязчивые состояния человека. Ученые из Кембриджского университета, просканировав мозг крыс, пришли к выводу, что предрасположенность к наркотикам определяется строением мозга, а не наоборот, как было принято считать. Это открытие может подсказать новое направление в лечении как наркомании, так и других патологических влечений.*

3. Наркоз вредит мозгу?

Избавившись от одной болезни, можно легко заработать другую. Это утверждение в первую очередь касается пожилых людей. Не раз отмечалось, что люди старшего возраста, перенесшие операции под общим наркозом, страдают умственным расстройством. Это так называемая послеоперационная дисфункция, симптомы которой напоминают болезнь Альцгеймера. До последнего времени ученые не могли выявить причину такого расстройства, и лишь недавнее открытие ученых из американского Института нейродегенератив-ных заболеваний (Массачусетс), кажется, расставило все точки над i. Оказывается, под влиянием изофлуорана, одного из самых популярных препаратов для анестезии, клетки мозга начинают активно вырабатывать амилоид — белок, который образует бляшки, способные вызвать болезнь Альцгеймера у пожилых. Исследователи заявляют, что бить тревогу пока рано, сначала нужно провести эксперименты на мышах и понаблюдать за людьми, перенесшими операции под общим наркозом.*

► ВЕНЧУРНОМУ КАПИТАЛИСТУ

Ловись, рыбка

В конце прошлого столетия это назвали бы технологией XXI века и наверняка задействовали бы в каком-нибудь футуристическом фильме, скажем в «Гостье из будущего». Этот маленький цилиндрик занял бы достойное место в ряду прочих великих изобретений, вроде мелофона, флипов и невероятно удобных телепортаторов (помните, герой заходит в небольшой вагончик в одном месте, а выходит уже в другом?). Например, вечно спешащий космический пират, возжелав полакомиться свежей рыбкой, мог бы сделать короткий привал на берегу пруда в Космозоо, кинуть в воду электронную приманку и тут же достать парочку увесистых карпов. Именно достать — руками (об удочках пираты, скорее всего, и не знали), потому что на приманку должны приплыть сотни, если не тысячи рыб. И вот XXI век наступил и сказка стала былью. Ученые из санкт-петербургского НИИ морских систем разработали именно такую приманку, работающую от батареек: попав в воду, она тут же начинает вибрировать, мигать и издавать звуки. Самых любопытных подводных жителей она привлекает яркими вспышками, но, поскольку важнейший источник информации для рыб — звуки и тактильные ощущения, большинство обитателей водных глубин реагируют на вибрацию и слабые электрические разряды. Вместе эти сигналы создают эффект кормящейся стайки молодняка: одни рыбы устремляются туда в надежде присоединиться к обеду, а другие — полакомиться обедающими. И наконец, электронная приманка подает акустические сигналы, а так как звук распространяется в воде почти на километр, на него реагируют обитатели самых разных частей водоема. Электронная приманка срабатывает очень быстро: достаточно бросить ее в воду и активный клев обеспечен уже через 10 минут.*

Умный зуб

Согласитесь, очень часто люди, страдающие хроническими заболеваниями, в суете забывают принимать прописанные лекарства. Особенно сложно приходится тем, кто должен пить таблетки по часам, несколько раз в день, а зачастую даже ночью. На помощь забывчивым пациентам пришли немецкие исследователи из Фраунгоферовского института биомедицинских технологий: они разработали крошечный «диспенсер» лекарств, который помещается в двух искусственных коренных зубах. Работает это устройство довольно просто: в искусственный зуб-«помощник», который крепится во рту с помощью зажимов, встроен небольшой резервуар с таблеткой. Слюна поступает в зуб через мембрану и растворяет лекарство, затем электрический таймер открывает клапан и нужная доза препарата попадает в рот. У этого устройства есть два датчика: первый показывает врачу установленную дозу, а второй предупреждает хозяина, когда концентрация раствора падает ниже допустимого уровня. Если все клинические испытания пройдут успешно, в 2010 году «зуб» поступит в продажу.*

Свет мой зеркальце

Сегодня магазины завалены обувью всевозможных видов, цветов и размеров. Кажется, что выбрать подходящую пару можно за пять минут, но, устав после часа бесплодных поисков и примерок, многие покупают не то, что хотели, или вовсе уходят без обновок. Конечно, бесконечные примерки очень утомляют, но что поделать: прежде чем купить обувь, нужно увидеть, как она смотрится на ноге. Помочь модницам может недавнее изобретение немецких программистов из Института Генриха Герца — виртуальное зеркало, позволяющее быстро перемерить всю обувь в магазине. С помощью камеры зеркало фиксирует положение ног и ступней человека и проецирует изображение на экран, а затем выбирает из базы данных нужную пару обуви и «примеряет» ее. Благодаря новому способу обработки информации программа успевает воспроизводить движения человека в реальном времени. Вскоре первое виртуальное зеркало появится в одном из престижных парижских бутиков.*

По материалам: *www.informnauka.ru, **www.emc.com

Составили: Анна Натитник и Мария Миронова