Что нового в мире чистых технологий | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нового в мире
чистых технологий

Исторически на долю развивающихся стран приходилось не более 20% от всех выбросов углекислого газа в атмосферу планеты

Что нового в мире чистых технологий

читайте также

В поисках инноваций

Саммит Digital Branding с «Harvard Business Review – Россия»

Кто лучше всех готов к Четвертой промышленной революции

Винод Бактавачалам,  Эмили Глассберг Сэндс

Подобное подобным

Елена Евграфова

Углеродный след - кто его производит и кто потребляет

Роберт К. Харрис, президент Научно-исследовательского центра в хьюстоне, занимается изучением так называемого «углеродного следа» — количества CO2, которое выделяется в атмосферу во время производства какого-либо товара и его транспортировки. (Об этом исследовании нам рассказали Роб Тоукер и Алекс Рау — эксперты по финансовым аспектам сокращения выбросов углекислого газа.) поскольку товары часто производят в одном месте, а используют в другом, мир можно условно разделить на чистых «экспортеров» CO2 и его чистых «импортеров».

Исторически на долю развивающихся стран приходилось не более 20% от всех выбросов углекислого газа в атмосферу планеты, но сегодня именно в этих регионах наблюдаются самые высокие темпы роста объемов выбросов. Безусловно, в государствах, экспортирующих огромное количество промышленных товаров в западные страны, производство сопряжено с углеродной эмиссией. По данным Харриса, в период с 2002 по 2005 год в китае 30% выбросов СО2 и до 50% прироста выбросов пришлось на производство товаров на экспорт.

Если посчитать количество углекислого газа, выделенного в атмосферу при производстве какого-либо товара, и проследить, куда направлен этот товар, четко видно, чей спрос удовлетворяется за счет увеличения выбросов. Согласно данным неправительственной организации Global Carbon Project, общий объем выбросов этого газа в США вырос всего на какие-то 6% с 1997 по 2004 год, однако количество СО2, выделявшегося в атмосферу во время производства товаров, импортируемых в Штаты, увеличилось на целых 17%.

Кто же должен отвечать за вредные выбросы, связанные с производством, скажем, игрушечной ракеты, изготовленной в китайской провинции Гуандун, а проданной в американском Кливленде?

Исследования Харриса позволяют сделать любопытные выводы относительно проблемы возвращения промышленности в развитые страны. Сейчас политики готовятся ввести меры, ограничивающие выбросы, — плату за загрязнение для компаний. Если удастся назначить цену на «углеродный след», содержащийся в конкретном продукте, это коренным образом изменит существующую картину мирового производства и торговли. скажем, если стоимость той же игрушечной ракеты увеличится из-за дополнительных сборов, которые компания-изготовитель будет платить за СО2, попавший в воздух при ее производстве и транспортировке, то у западных аналогов появится шанс успешно конкурировать на мировом рынке.

Однако на словах все проще, чем на деле. Джеффри Франкель из Школы

госуправления имени Кеннеди Гарвардского университета считает, что грамотное введение тарифов на «углеродный след» может изменить картину мирового «разделения труда», переместив часть промышленного производства на запад. Но такие меры неизбежно воспримут как проявление протекционизма, если только сами страны Запада не станут к тому времени участниками всемирного соглашения по борьбе с выбросами СО2 и не возьмут на себя соответствующих обязательств по сокращению выбросов.

Как британские голубые фишки справляются с проблемой СО2

Недавно неправительственная организация Carbon Disclosure Project (CDP), отслеживающая сокращение выбросов СО2 предприятиями разных стран, сопоставила результаты, достигнутые 100 ведущими британскими корпорациями, занимающими верхние строчки в котировках британской фондовой биржи FTSE, с правительственной программой по уменьшению вредных выбросов в атмосферу,

предусматривающей их снижение на 34—42% к 2020 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Похвально, что эти компании поставили себе целью сокращение выбросов — в среднем на 2,5% в год (для удовлетворения требований правительства к 2020 году достаточно лишь 2,4%). Но если взглянуть на 24 ведущие корпорации в энергетическом, сырьевом секторах и сфере коммунального хозяйства, на долю которых приходится 87% всех выбросов, производимых лидерами FTSE, то картина омрачится. В среднем они планируют сокращать эмиссию СО2 всего на 1,2% в год, и это означает, что они придут к цели лишь к 2030 году. CDP призывает топливные, сырьевые и ЖКХ компании не отставать. Этому сектору нужны радикальные перемены.

Извилистая дорога в «зеленое» будущее

Далеко не всегда, когда у компании появляются средства, она тут же начинает активно инвестировать в «зеленые» технологии. Почему же стремление организаций вести бизнес согласно экологическим принципам столь непостоянно? Ответ на этот вопрос появился недавно в статье Халида Эльсаеда из университета Айн Шамс и Дэвида Пейтона из Ноттингемской школы бизнеса в журнале «Business Strategy and the Environment». Проанализировав данные о работе группы британских компаний за 7 лет, ученые обнаружили, что связь между политикой в области охраны окружающей среды и финансовыми достижениями зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится организация.