Инвесторы для социально ориентированных проектов | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инвесторы для социально
ориентированных проектов

Социальная ответственность бизнеса

Автор: Вермейлен Тео

Инвесторы для социально ориентированных проектов

читайте также

Большая звезда маленького бизнеса

Анна Натитник

Как не сгореть на работе: пять шагов на пути к полноценной жизни

Моник Валькур

«Влияние санкций будет долгосрочным и удушающим»

Ирина Пешкова

Почему отдел НИОКР должен прислушиваться к идеям гендиректора

Майкл Шрейдж

Социальная ответственность бизнеса до сих пор остается предметом споров в деловых кругах. Одни утверждают, что если руководитель хочет поддержать какую-то общественную инициативу, он должен это делать на свои личные средства, а не на деньги акционеров. По их мнению, социальная ответственность — это скрытый налог, который сдерживает процесс создания капиталом стоимости. Мол, если мы хотим перераспределить накопления, нужно подождать, пока эти накопления появятся.

Их противники убеждены, что социальная ответственность создает еще одну возможность для генерирования стоимости.

Компания, применяющая в своей практике экологически чистые технологии, может рассчитывать на дополнительные прибыли от потребителей, разделяющих ее позицию, привлечь сотрудников, которым небезразличны ее идеалы и которые будут работать даже за более низкую зарплату. Она сможет получить субсидии и налоговые льготы.

А инвесторы, дорожа ее экологическим рейтингом, будут согласны на более низкие дивиденды. И все же довольно сложно на конкретных примерах подтвердить снижение затрат или дополнительный доход компаний, сочетающих бизнес с общественной пользой. Жаркие споры вокруг этой проблемы не утихают, потому что ни одна из сторон не может привести убедительных доводов в свою пользу. А значит, руководителям следует поискать инновационные подходы к финансированию своих социально ориентированных проектов.

Вместо того, чтобы стараться перетянуть на свою сторону всех акционеров, достаточно тех, кто согласен финансировать проект, который принесет пользу людям. Эти акционеры изначально готовы к более низким прибылям. Вспомним конфликт между акционерами Exxon-Mobil. В 2008 году ее акционеры из семейства Рокфеллеров (потомки основателя) стали требовать, чтобы компания активно использовала альтернативные источников энергии. Как утверждала The Wall Street Journal, ими двигало стремление «смыть нефтяное пятно с репутации семьи».

Руководитель сходу отклонил это предложение, посчитав, что большинство инвесторов будет против. Выйти из подобной ситуации можно нетривиальным образом — выделив из общей суммы капитала отдельные активы. Exxon могла бы учредить дочернюю компанию для разработки альтернативных источников энергии, оставив себе контрольный пакет акций новой фирмы. А капитал предоставили бы новые инвесторы, которые выступают за использование альтернативных источников энергии. Контрольный пакет в этом случае служил бы компенсацией материнской фирме за использование ее бренда, экспертных знаний, а также возможных небольших капиталовложений. Иначе несогласные с большинством акционеры могли бы попросту продать свои акции и открыть самостоятельную компанию.

Не стоит называть какие-то компании социально ответственными, ведь это как бы предполагает, что все остальные — социально безответственные. Лучше использовать термин «социально ориентированные инвестиции».