Честная сделка с совестью | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Честная сделка
с совестью

Мы все понемногу жульничаем — правда, лишь до тех пор, пока чувствуем себя честными людьми. Для общества мелкая ложь многих гораздо опаснее единичного крупного надувательства.

Автор: Гусинская Ирина

Честная сделка с совестью

читайте также

Как пользовательский дизайн способствует клиентскому опыту

Адам Ричардсон

Как сохранить голову ясной, когда нам промывают мозги

Мелия Марина

Леонид Мацих. Масоны как двигатель общественных перемен

Анна Натитник

Девять тактик для эффективных переговоров на расстоянии

Милан Прилепок

Отчего люди лгут? В 60-е годы XX века экономист Чикагского университета Гэри Беккер (впоследствии нобелевский лауреат) дал ответ на этот вопрос, разработав простую модель рационального преступления. Эта модель предполагает, что люди принимают решение о мошенничестве, взвесив три фактора: а) величину возможного куша, 2) вероятность быть пойманным, в) наказание в случае поимки. Если первый фактор (куш) перевешивает остальные, человек пускается во все тяжкие.

Дэн Ариели, профессор психологии и поведенческой экономики Университета Дюка, опроверг устоявшуюся концепцию в своей новой книге «Честная правда о нечестности: Как мы обманываем всех и в особенности сами себя» (The Honest Truth About Dishonesty: How We Lie to Everyone — Especially Ourselves). Проведя серию экспериментов, ученый доказал, что причины лжи гораздо разнообразнее и глубже, чем учет издержек и выгод. В базовом испытании участники должны были за пять минут решить как можно больше задач — и получить оплату за каждую. Выяснилось, что, если испытуемым разрешают уничтожить записи решений, они заявляют более высокий результат, чем у конт­рольной группы, которая

сдавала листки с ответами.

В следующем этапе Ариели экспериментировал с размером вознаграждения и обнаружил, что ожидаемого влияния на итог эта переменная не оказывает. Более того, высокая ставка за решение снижала количество приписок, и это натолкнуло Ариели на мысль, что обычный человек, обманывая, «знает меру», то есть стремится сохранить ощущение собственной честности и правоты.

Чтобы проверить, влияет ли вероятность разоблачения на масштаб жульничества, участникам позволили брать «плату» самостоятельно — из тарелки с мелкими купюрами. За одной группой наблюдал обычный ведущий, за другой — слепой. Выяснилось, что при зрячем ведущем тащут больше.

Эти эксперименты подтвердили, что ложь нельзя свести к экономическому расчету. Ариели убежден: человеческое поведение определяется двумя противоборствующими устремлениями.

С одной стороны, хочется благородно выглядеть в собственных глазах, с другой — получить максимум выгод, особенно денежных. Примирить мотивы удается благодаря известной гибкости внутренней морали. Пока человек мошенничает в небольших масштабах, ему легче считать себя честным. Вот пример этой теории в действии: вы идете с друзьями в ресторан и большую часть вечера рассказываете им о своем новом проекте по работе. Может ли тогда этот ужин считаться деловым и пройти по статье представительских расходов? Вероятно, нет. А что, если дело было в командировке или с одним из присутствовавших вы планируете выстроить партнерские отношения? Такие ситуации иллюстрируют гибкость этических принципов. Люди в разной мере обладают способностью самооправдания. Впору вспомнить рассказ Джерома К. Джерома о юноше, который принял решение никогда не преувеличивать свой улов больше, чем на 25%: «Когда я поймаю сорок штук, — говорил он, — я буду всем рассказывать, что поймал пятьдесят, и так далее. Но сверх того я лгать не стану, потому что лгать грешно». Редко кто определяет для себя меру лжи так четко, однако подобный подход неосознанно практикуют все.

Ариели изменил эксперимент: теперь плату за «сообразительность» выдавали не деньгами, а жетонами (позже их можно было обменять на купюры). Оказалось, что, если выгода, которую можно получить от мошенничества, опосредована — хотя бы еще одним дополнительным действием, человек легче поддается соблазну. Украсть номер кредитки кажется не таким зазор­ным, как вытащить бумажник.

Следующий опыт ученый придумал после разговора с одним из своих студентов — тому понадобился слесарь, чтобы вскрыть замок на входной двери. Слесарь, за минуту справившийся с задачей, оказался стихийным философом. Он поведал, что «замки предназначены для того, чтобы защитить от соблазна в основном честных людей». Таковых, по мнению слесаря, 98%, а среди оставшихся есть те, кого невозможно сбить с пути истинного, и те, кто крадет, невзирая на преграды. Ариели решил поэкспериментировать с преградами и начал брать с участников письменное обязательство не жульничать. Приписок стало заметно меньше. Оказывается, достаточно прос­то воззвать к совести человека, чтобы он вспомнил о морали и передумал обманывать. Такое напоминание срабатывает лучше всего в том случае, если делается в самый момент принятия решения. Оно эффективнее традиционных методов: ужесточения наказания и усиления контроля, практикуемых как на государственном, так и на корпоративном уровнях.

А вот как ведут себя честнейшие люди в случае конфликта интересов, Ариели узнал на собственном опыте. В юности он получил ожоги 70% поверхности кожи, долго лежал в больнице, где подружился с лечащим врачом, и до сих пор приходит к нему на обследования. На одном приеме врач с горячностью доказывал ему, что нужно вытатуировать на обожженной щеке точки — как от отрастающей щетины, мол, так будет эстетичнее и повысит вашу уверенность в себе. Когда Ариели отказался, врач вышел из себя. Его ассистент объяснил Дэну, что доктору не хватало еще одного подопытного для завершения научной работы. Так что конфликт интересов — очень сильное искушение. Это надо принимать в расчет, обдумывая свои (и чужие) поступки.

Среди факторов, повышающих склонность к обману, Ариели называет также крайнюю усталость: если человек весь день не давал себе ни минуты продыху, то к вечеру может «сойти с катушек»: прикарманить лишнюю купюру в сдаче, например. В его представлении это будет заслуженной компенсацией за тяжелый день — а магазин от такой мелочи не обеднеет. Той же логикой руководствуются потребители контрафактной продукции, обесценивающей бренд — мол, пусть богатые покупают настоящий Louis Vuitton, а я, как и все вокруг, буду носить подделку. Предположив, что, разрешив себе фальшивую сумку, человек легче пойдет и на другую сделку с совестью, Ариели провел очередной эксперимент — и гипотеза подтвердилась. Пословица говорит «Семь бед один ответ», то есть смухлевав, человек думает: если поймают, все равно накажут, лучше уж урву по максимуму. Из-за этой особенности человеческой психологии, раз оступившись, легко пойти по наклонной.

Ученые Университета Калифорнии в Ирвине установили, что в мозге патологических лжецов содержится на 14% меньше серого вещества (собственно нейронов) и на 22% больше белого, чем у среднестатистических людей. Это значит, что учитывать вопросы морали им сложнее, а вот придумывать оправдания гораздо легче. Но умение создать правдоподобную и интересную историю и заставить в нее поверить — черта, присущая также и креативным людям. Чтобы понять, как связаны творческое начало и обман, команда Ариели провела исследование в одном рекламном агентстве. Дизайнеры и копирайтеры оказались самыми гибкими в вопросах морали, а самыми стойкими — бухгалтеры. Значит, креативность помогает не только продуцировать свежие решения, но и с легкостью обходить законы и правила.

Мало кто способен воровать по-крупному, но почти все позволяют себе какие-то мелочи — и это гораздо страшнее. Ариели даже говорит о вирусе аморальности, который распространяется от человека к человеку, постепенно меняя этические представления общества в целом. Поэтому важно пресекать ложь на корню.