Государство в партнеры | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Государство
в партнеры

Авторы: Фей Карл , Курчакова Наталья

Государство в партнеры

читайте также

4 шага на пути к хорошему настроению

Александр Кайле,  Джереми Хиршберг,  Стефано Петти

Ларс Сёренсен: «Наша "неудачная стратегия" обеспечила нам нашу безупречную репутацию»

Harvard Business Review – Россия на конференции Limited Partners Unlimited

Квалификация под вопросом

Берглёф Эрик,  Плеханов Александр

Последние пятнадцать лет российские компании главным образом налаживали бизнес на постсоветском пространстве. Теперь пришло время осваивать дальнее зарубежье. Это естественный этап эволюции. Те же тенденции характерны для Бразилии, Индии и Китая: в 1990 году внешние прямые инвестиции развивающихся стран составляли $147 млн, в 2004 — уже $1 трлн.

Выходя за пределы национальных границ, компании не только осваивают новые рынки сбыта, но и включаются в процесс международного обмена знаниями, без которого невозможно создавать высокотехнологичные продукты. Правительства развивающихся стран заинтересованы в этом и, как правило, активно поддерживают внешнюю экспансию «своих» компаний. В рамках проекта «Стратегический аудит России» Центра стратегических разработок Правительства РФ мы провели исследование: изучили успешный опыт развивающих стран (уделив особое внимание Индии, Китаю и Бразилии) и обобщили трудности, с которыми сталкиваются их компании.

Как показывают исследования Джозефа Баттата (Battat Joseph. Chinese Outward Foreign Direct Investment. World Bank Survey FIAS/MIGA Firm Survey, 2005) и группы эстонских ученых (Varblane U., Roolaht T., Reiljan E., Juriado R. Estonian Outward Foreign Direct Investments. University of Tartu, discussion paper No 9, 2001), большинству компаний, выходящих за пределы страны, мешает несколько факторов:

• недостаток информации о стране — объекте инвестиций;

• нехватка ресурсов (в том числе денег и управленческих навыков);

• изъяны внутреннего нормативно-правового регулирования;

• слабая инфраструктура;

• негативный имидж страны.

Анализ мирового опыта и наше исследование шести российских, шести индийских и шести китайских преуспевающих международных компаний свидетельствуют о том, что прямая финансовая помощь отдельным предприятиям неэффективна. Во-первых, неясны критерии отбора таких компаний, а во-вторых, ресурсов государства на всех желающих никогда не хватит. Гораздо целесообразнее продумать меры, полезные всем компаниям, — благодаря которым им удастся сократить издержки и работать более производительно, и именно на них направить эти ресурсы.

В ходе исследования мы составили список возможных вариантов помощи правительства устремившимся за рубеж российским компаниям.

Открывать особые экономические зоны (ОЭЗ). Работающие в ОЭЗ компании могут беспошлинно импортировать детали и компоненты для производства, и здесь им предоставляют налоговые привилегии — это главный плюс ОЭЗ. Особые зоны специализируются по отраслям, поэтому со временем они превращаются в конгломераты с компактной инфраструктурой и тесными внутренними связями. Руководство России оценило преимущества ОЭЗ: в 2006 году на их создание было выделено $250 млн (в стране уже есть шесть особых зон). Ему стоит воспользоваться опытом правительств Китая и Индии, которые активно используют этот прием.

Сейчас очевидно, что китайский подход был более эффективным. Во-первых, Китай разместил свои экономические зоны в развитых регионах с сильной инфраструктурой, тогда как Индия — в отсталых. Индийское правительство хотело поддержать эти регионы, что, однако, не отвечало самой идее создания ОЭЗ, а именно — стимулированию внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, Китай сразу же утвердил все регулирующие нормы для особых зон, Индия же делала это постепенно, что плохо отразилось на результатах. Как только ошибки, связанные с инфраструктурой и правовым регулированием, хотя бы частично были исправлены, в индийских ОЭЗ дела пошли на лад.

Менять подходы к образованию. Образование во многих развивающихся странах страдает одной и той же болезнью: учащиеся получают много теоретических знаний, оторванных от практики. Необходимо переориентировать образование на практическую деятельность.

Пытаясь решить эту проблему, правительство Индии вместе с Export-Import Bank of India создало в 1994 году Бангалорский учебный центр, который организует специальные курсы для бизнеса. А бразильский Центр развития бизнеса курирует сразу несколько проектов, поддерживающих международную деятельность местных компаний. Один из самых успешных — Global players: в этом сообществе можно обмениваться опытом завоевания внешних рынков.

Создавать специальные поддерживающие организации. Государство поможет компаниям, выходящим на глобальный рынок, если создаст специальные организации, которые будут предоставлять им услуги кредитования, страхования рисков, а также информацию о странах и потенциальных партнерах. В 2006 году в России появилась организация такого рода — Экспортно-импортный банк, но присмотреться к чужому опыту все равно не мешает. Венгерский банк MEHIB, основанный в 1994 году, помогает экспортерам не только уменьшить экспортные риски и усилить свою конкурентоспособность, но и получить доступ к дешевым кредитам в других странах. К сожалению, российские компании, даже те, которые успешно работают за рубежом, не обладают информацией о специальных программах кредитования и страхования экспортных операций.

Улучшать имидж. Сомнительная репутация страны связывает по ногам и рукам компании. И им не просто изменить отношение к себе. Например, китайским экспортерам очень мешает расхожее мнение, согласно которому китайские товары дешевые, но некачественные. Китай старается сломать этот стереотип, но ему еще очень многое предстоит сделать на этом пути. Проведение ярмарок, активная деятельность торгово-промышленных палат, телевизионная и газетная реклама — все это работает на создание позитивного имиджа страны. Что же касается России, то ей необходимо принять комплекс мер, которые укрепляли бы экономическую стабильность страны, ограничивали бюрократию и обуздывали коррупцию.

Существует еще множество других не менее эффективных приемов. Например, полезно собирать и изучать опыт успешного проникновения на международные рынки. Китай создал специальную систему, чтобы компании могли получать информацию о потенциальных рисках, сопряженных с работой в конкретных странах и о способах их избежать. Export-Import Bank of India исследует также инвестиционный климат стран и публикует отчеты об их инвестиционной привлекательности и возможных рисках.

Интересен опыт создания «интернет-администрации» в недрах Министерства экономики Китая. Теперь компании могут подавать заявки на инвестиции и получать ответы через интернет, экономя свое время и ресурсы. Кроме того, на ее сайте представлены законы, поправки, правила, ограничения и другие документы, регламентирующие инвестирование за границей.

Еще одна проблема российского бизнеса — отсутствие программ содействия малым и средним предприятиям, заинтересованным во внешних рынках. Мы хотели бы привести два примера подобных программ. Китайское правительство создало специальную организацию-фильтр, которая координирует экспорт и импорт маленьких компаний. Она покупает товары у производителей и экспортирует их, таким образом консолидируя товары определенной отрасли. Еще более удачным представляется бразильский опыт. Специально учрежденная организация APEX-Brazil создает дистрибуторские центры для товаров малых и средних бразильских предприятий. Небольшим компаниям, как правило, трудно найти хороших дистрибуторов за границей и тем более создать собственные дистрибуторские центры, особенно поначалу. APEX помогает решить эти проблемы.

Очевидно, что ключевые факторы успеха компании при выходе на международные рынки — ее стратегия и конкретные действия, но ясно и другое: в силах государства сделать так, чтобы этот процесс стал более легким и менее рискованным — так было в Китае и в Индии, так может быть и в России.